Григорий Сретенский и Нина Стеньшинская — наследники мастеров «Бубнового валета»
ММСИ открывает выставку произведений двух художников московской живописной школы — Григория Сретенского и Нины Стеньшинской, которые учились у ведущих мастеров «Бубнового валета» — Петра Кончаловского и Ильи Машкова
Вчера вечером в Московском музее современного искусства состоялось открытие выставки произведений двух художников московской живописной школы — Григория Александровича Сретенского (1899–1973) и Нины Сергеевны Стеньшинской (1901–1988), которые учились у ведущих мастеров «Бубнового валета» — Петра Кончаловского и Ильи Машкова.
Так сложилось, что наследие Сретенского и Стеньшинской оказалось менее известным и востребованным, чем работы их знаменитых наставников. Первая большая выставка Григория Сретенского состоялась только в 1962 году, а Нины Стеньшинской — в 1982 году. При этом показ картин Сретенского в Лондоне привлек всеобщее внимание, и многие вещи были приобретены для крупных собраний Европы и США. Вот почему сегодня крайне важно организовать полноценную музейную выставку в Москве — городе, с которым была связана вся жизнь художников. Не случайно площадкой для такого проекта стал именно Московский музей современного искусства, ядро коллекции которого составляют памятники русского авангарда, в том числе работы участников «Бубнового валета».
Свою творческую деятельность Григорий Сретенский и Нина Стеньшинская начали в 1920-е годы. Сретенский был одним из основателей общества «Бытие», созданного в 1922 году выпускниками и студентами ВХУТЕМАСа, а Нина Стеньшинская вошла в его состав в 1925 году. За годы своего существования общество организовало восемь выставок; на одной из них были представлены и работы мастеров старшего поколения — Петра Кончаловского, Александра Куприна, Александра Осмёркина. После распада общества судьбы его участников сложились по-разному, но Сретенский и Стеньшинская навсегда остались верными продолжателями московской живописной традиции.
Главными жанрами в творчестве Сретенского и Стеньшинской стали пейзаж и натюрморт — именно в них художники стремились воплотить свое восприятие феномена бытия. И хотя мастера также стали создавать тематические картины, но главной своей задачей они по-прежнему считали работу с натуры, выполняя множество подготовительных этюдов. Искусство Сретенского и Стеньшинской — камерное, но эффектное, основанное прежде всего на эмоциональной выразительности цвета. Здесь нет сложной символики и аллегорий, нет «хитрых» названий; это царство чистой визуальности, где даже в самом обычном мотиве можно передать вселенское значение мира.
Все произведения Сретенского и Стеньшинской, созданные в 1920–1930-е годы, погибли во время Великой Отечественной войны. О том, что они собой представляли, можно судить по нескольким черно-белым репродукциям, а также по отзывам в прессе и архивным протоколам, зафиксировавшим обсуждения выставок того периода. Послевоенные работы художников сохранились благодаря усилиям их родственников и частных коллекционеров. Эти картины — убедительное свидетельство того, что всю свою жизнь Сретенский и Стеньшинская оставались преданными той художественной идее, которая возникла в начале XX века в рамках объединения «Бубновый валет».
Выставка открыта для посетителей 7–30 ноября 2008 года в Московском музее современного искусства (Петровка, 25, 2-й этаж).
Куратор выставки — доктор искусствоведения, профессор МГУ Валерий Турчин.
Источник: пресс-релиз Московского музея современного искусства
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081107_after_jack_of_diamonds.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081107_after_jack_of_diamonds.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.