В Музее изящных искусств Ниццы вспоминают о Марии Башкирцевой
Музей организовал выставку, посвященную 150-летию со дня рождения художницы и писательницы, которой восхищались Ги де Мопассан, Марина Цветаева, Василий Кандинский
В Музее изящных искусств Ниццы проходит выставка, посвященная 150-летию художницы и писательницы, автора знаменитого «Дневника» Марии Константиновны Башкирцевой.
Башкирцева родилась, по-видимому, в 1858 году в селении Гавронцы под Полтавой. (Точная дата не известна, нередко указываются и 1859, и 1860 год. Возможно, исследования последних лет прольют свет на эту семейную тайну.) Семейная жизнь родителей Марии была не очень счастливой, и они расстались через два года после свадьбы. Девочка воспитывалась матерью и дедом, блестяще образованным человеком и англоманом. В десятилетнем возрасте Мария и ее мать уехали в Европу, спустя два года поселились в Ницце. В тринадцать лет девочка завела дневник, в котором с поразительной эмоциональностью и откровенностью рассказывала обо всех событиях в своей жизни, о путешествиях, о спектаклях и концертах, которые она посетила, о прочитанных книгах, о друзьях и знакомых. Там она высказывала все свои мысли о жизни и искусстве. Дневник Башкирцева продолжала вести до самой смерти: к концу ее недолгой жизни он насчитывал 16 томов.
С раннего детства Мария Башкирцева была одержима жаждой знаний. Для того чтобы читать произведения классику литературы, она выучила четыре живых языка и два мертвых. Она прекрасно играла на гитаре, рояле, арфе и мандолине и мечтала стать певицей. Но из-за тяжелого заболевания горла девушке пришлось оставить мечты о сцене. Она приняла решение стать художницей и в 1877 году поступила в знаменитую частную академию Жюлиана (Académie Julian). С первых же занятий глава Академии Родольф Жюлиан (Rodolphe Julian) отметил большую одаренность новой ученицы. Всего через несколько месяцев после ее поступления в Академию работы Башкирцевой стали выставляться на престижных выставках. Многие известные критики благосклонно высказывались о ее живописи. Но находились и такие, кто подозревал Башкирцеву в мошенничестве: в те времена, когда к женщинам-художницам относились более чем скептически, многие не могли поверить, что все свои картины художница написала сама. За свою короткую жизнь Мария успела создать более 150 картин. Фантастическое напряжение художницы не могло не сказаться на ее здоровье. Мария болела туберкулезом, но из-за своей постоянной занятости и пренебрежения к «телесному» лечиться отказывалась. В конце концов она слегла и, не дожив до 26 лет, скончалась.
Мария Башкирцева писала картины в стиле реализма. Ее учителем был знаменитый художник Жюль Бастьен-Лепаж (JulesBastien-Lepage), который настолько обожал свою ученицу, что, даже будучи очень больным, просил своих близких носить его в дом Башкирцевых. Многие критики отмечали внутренний свет и теплоту, которой отмечены все ее работы.
К сожалению, основная часть живописных произведений художницы была уничтожена. После смерти Башкирцевой ее мать перевезла картины на Украину, где в 1917 году большинство их сгорело. Остальные погибли во время бомбардировки в 1941 году. Но некоторые картины Башкирцевой все же сохранились. Она стала первой русской художницей, чьи работы приобрел Лувр. Ее произведения находятся в собраниях таких музеев, как музей д’Орсэ в Париже и Рейксмузеум в Амстердаме.
Дневник Башкирцевой был издан в 1887 году во Франции и произвел настоящий фурор. Благодаря изданию этих откровенных записей многие женщины-художницы получили новый «стимул к действию». В 1891 году были опубликованы письма Марии Башкирцевой, в том числе и переписка со знаменитым французским писателем Ги де Мопассаном (GuydeMaupassant). Мопассан восхищался русской художницей и даже назвал ее «единственной Розой в моей жизни». В 1893 году дневник был издан в Петербурге. Искусствовед В. С. Турчин пишет, что знакомство с откровениями Башкирцевой оказало решающее влияние на многих деятелей русского искусства, в частности на Василия Кандинского. Дневники Башкирцевой пели о творческой свободе и стремлении посвятить всю жизнь искусству. Кандинский мог бы быть преуспевающим юристом, но в возрасте 30 лет решил «начать все сначала» и уехал в Мюнхен учиться живописи, ибо понял, что его главное предназначение именно в творчестве. Произведения Башкирцевой произвели впечатление и на Марину Цветаеву. Поэтесса посвятила художнице свой первый поэтический сборник — «Вечерний альбом». А познакомившись с самой знаменитой художницей русского авангарда Наталией Гончаровой, Цветаева говорила о ней как о «новой Башкирцевой»…
Башкирцева была настоящей «амазонкой». Она нередко удивляла и даже шокировала мужчин своим талантом, своей работоспособностью и независимостью, а также откровенно феминистским взглядом на отношения полов. В 1881 году Башкирцева (под псевдонимом Полин Оррель (PaulineOrrel)) написала несколько статей для феминистской газеты LaCitoyenne. Одна из ее знаменитых цитат — «Давайте любить собак, давайте любить только собак! Мужчины и кошки — презренные существа». «Я никого не ищу, ибо полагаю, что мужчины должны быть аксессуарами в жизни сильных женщин», — писала она Ги де Мопассану.
Марию Башкирцеву считают «своей» французы, русские, украинцы. 150-летие со дня ее рождения музей Ниццы отмечает с размахом. На выставке, посвященной Башкирцевой, экспонируются ее картины и дневник, а также рисунки и личные вещи, принадлежащие художнице, в том числе и такие предметы, как фарфоровая бонбоньерка с ее портретом. Одновременно с выставкой пройдут лекции и конференции, а также будет показана театральная постановка «Интимный дневник Марии Башкирцевой», подготовленная Metamorph ‘Theatre/LaSemeuse. В музее можно также будет увидеть картины художников, связанных с Башкирцевой, — Жюля Бастьена-Лепажа, Луизы Бреслау (LouiseBreslau), Анны Нордгрен (AnnaNordgren).
Выставка продлится до 11 января 2009 года.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080816_maria_bashkirtseva.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080816_maria_bashkirtseva.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.