Абсолютный рекорд арт-рынка: $179,4 млн заплачены за картину Пикассо «Алжирские женщины»
Торги Christie’s «Прошлое как ориентир» 11 мая обновили и рекордную цену на скульптуру: «Указывающий человек» Джакометти продан за $141,7 млн
11 мая вечером в Нью-Йорке, на тематических торгах Christie’s «Прошлое как ориентир», был установлен новый абсолютный рекорд для рынка искусства: картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия “О”)» была продана за $179,4 млн. До этого самым дорогим произведением искусства в мире (если рассматривать результаты только открытых торгов) был триптих Френсиса Бэкона «Три эскиза с Лусиеном Фрейдом», проданный в 2013 году за $142,2 млн.
Всего же тематический аукцион «Прошлое как ориентир» принес $705,9 млн. Эти торги объединили современные и модернистские произведения (от Моне до Киппенбергера) по тому принципу, что их авторы черпали вдохновение в искусстве прошлых эпох. Как объяснял до аукциона куратор Лоик Гузе (Loic Gouzer), алгоритмы коллекционирования меняются, и теперь покупатели начинают с современного искусства, а затем оглядываются на другие качественные работы, по-прежнему сохраняющие актуальность и свежесть. Итоговый результат стал третьим по величине за всю историю Christie’s; из 35 лотов каталога было продано 34. Десять работ, включая «Алжирских женщин», установили персональные рекорды для своих авторов.
Обеспечившая четверть общей выручки картина Пикассо относится к серии из 15 полотен, написанных мастером в 1954–1955 годах по мотивам знаменитого полотна Эжена Делакруа «Алжирские женщины». А еще эта серия была посвящена памяти друга и соперника по художественному цеху Анри Матисса, ушедшего из жизни в ноябре 1954 года. Как говорил Пикассо, «когда Матисс умер, он оставил своих одалисок мне в наследство». Все работы Пикассо в этой серии пронумерованы буквами латинского алфавита от «А» до «О». Таким образом, картина, установившая новый абсолютный рекорд для арт-рынка, является последней, пятнадцатой в серии. За полотно от лица своих клиентов 11 минут торговались куратор аукциона Лоик Гузе (Loic Gouzer) и глава департамента послевоенного и современного искусства Бретт Горви (Brett Gorvy). Цена молотка составила $150 млн, а с учетом Buyer’s Premium — уже упомянутые $179,4 млн. Продажа этой работы была гарантирована аукционным домом. В последний раз работа «Алжирские женщины (версия “О”)» выставлялась на торги в 1997 году с эстимейтом $10–12 млн и была продана за $31,9 млн.
Вторым топ-лотом аукциона Christie's стала скульптура Альберта Джакометти «Указывающий человек» 1947 года. Это одна из шести раскрашенных вручную отливок и одна из двух, до сих пор остающихся в частных руках. Предыдущий аукционный рекорд Джакометти был установлен в 2010 году, когда скульптура «Идущий человек I» была продана за $104,3 млн. На торгах 11 мая за «Указывающего человека», не покидавшего одной частной коллекции с 1970 года, заплатили $141,7 млн — рекордную цену и для автора, и в целом для открытого рынка скульптуры. Работа Джакометти была одной из немногих на этих торгах, чья продажа не была гарантирована аукционным домом или третьей стороной. Как рассказали организаторы, они предлагали владельцу гарантию, однако он отказался, сказав, что если вещь останется непроданной, то он оставит ее себе. «Он, возможно, немного расстроился, что ее действительно купили», — прокомментировал Бретт Горви.
Следующим топ-лотом стала еще одна работа Пабло Пикассо — «Женский бюст (Женщина в сетке для волос)» («Buste de femme (Femme à la résille)») 1938 года, выставлявшаяся с эстимейтом $55 млн и гарантией. Изображение Доры Маар на красном фоне было продано за $67,4 млн.
Номер четыре в списке топ-лотов — это работа Марка Ротко «No 36 (Черная полоса)», выставленная цюрихским дилером Томасом Амманом от лица Музея Фридера Бурды в Баден-Бадене. Абстракция ушла в пределах эстимейта $30–50 млн — за $40,5 млн с учетом комиссии. Картина «No 36 (Черная полоса)», написанная в плодотворном для Ротко 1958 году, не выставлялась на торги с 1984 года. Вырученные от продажи средства пойдут на развитие Музея Фридера Бурды.
Единственная импрессионистическая вещь в топ-10 самых дорогих работ — «Здание Парламента на закате» Клода Моне 1900–1901 годов. Одна из девятнадцати картин Моне со зданием британского Парламента, и одна из пяти до сих пор находящихся в частных коллекциях, ушла с торгов за $40,5 млн при эстимейте $30–50 млн. Как сообщил The London Telegraph, на торги полотно Моне выставил британский магнат Филипп Грин (Philip Green). В последний раз эта работа выставлялась в 2001 году — тогда она была продана за $14,6 млн.
Следующие две строчки в топ-10 делят сразу две работы с одинаковым результатом: «Серебряная Лиз (диптих)» Энди Уорхола и «Бычья туша» Хаима Сутина. За каждую из них покупатели заплатили по $28,165 млн. Диптих Уорхола 1963–1965 годов оценивался в $25–35 млн. Этот портрет Элизабет Тейлор на серебристом фоне не демонстрировался на публике с выставки 1976 года в Бонне. Тейлор запечатлена в возрасте 31 года, накануне развода с четвертым мужем.
Что касается работы Хаима Сутина, то ее предварительная оценка составляла $20–30 млн, а цена $28,165 млн обновила первую строчку ценового рейтинга автора — уроженца Смиловичей Минской губернии Российской империи и мастера Парижской школы. Предыдущий рекорд Сутина был на $10 млн меньше: $18,04 млн заплатили за картину «Маленький кондитер» в 2013 году.
Замыкают десятку самых дорогих работ аукциона Christie’s «Прошлое как ориентир» три работы, тоже закончившие торги с персональными рекордами для своих авторов, — произведения Питера Дойга ($25,9 млн), Жана Дюбюффе ($24,8 млн) и Лучио Фонтаны ($16,4 млн).
Как сообщают устроители, десятка самых дорогих лотов аукциона досталась сравнительно новым клиентам — покупающим на открытых торгах только пять–шесть лет.
Источники: artnet.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20150513_recordsale.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20150513_recordsale.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.