История XX века отразилась в провенансе одной картины
Картина Камиля Писсарро «Набережная Малаке. Весна», которая была украдена гестаповцами в 1938 году и вернулась к своим законным владельцам почти через 70 лет, будет выставлена на торги Christie’s 23 июня
Картину с интересной и захватывающей историей можно будет приобрести на торгах Christie’s 23 июня. Полотно Камиля Писсарро (Camille Pissarro) 1903 года «Набережная Малаке. Весна», украденное гестаповцами в 1938 году, почти через 70 лет вернулось к своей законной владелице Гизеле Берманн-Фишер (Gisela Bermann-Fischer). Чтобы получить это произведение, ей пришлось вести длительную борьбу с адвокатами арт-дилера Бруно Лозе (Bruno Lohse), который во время Второй мировой войны по поручению самого Германа Геринга (Hermann Goering) занимался конфискацией произведений искусства в оккупированной Франции.
В телефонном интервью 80-летняя Гизела Берманн-Фишер рассказала, что возвращение картины обошлось ей по меньшей мере в полмиллиона швейцарских франков (466 тысяч долларов). В основном эти деньги ушли на оплату услуг адвокатов. При этом она никогда не могла быть уверена в том, что процесс успешно завершится в ее пользу. «Полотно находилось в собственности моей семьи с 1907 года и вернулось ко мне сто лет спустя. Но за последние 13 лет я вложила в него так много сил и средств, что было бы слишком легкомысленно просто оставить его у себя», — так аргументировала свое решение о продаже госпожа Берманн-Фишер. Работа выставлена на торги произведениями импрессионистов и модернистов Christie’s с эстимейтом от 900 тысяч до 1,5 миллиона фунтов (1,48–2,46 миллиона долларов).
Дед Гизелы Берманн-Фишер, Самуэль Фишер (Samuel Fischer), был основателем и владельцем издательства S. Fischer Verlag, печатал таких знаменитых авторов, как Томас Манн (Thomas Mann) и Герман Гессе (Hermann Hesse). Часть доходов от предприятия он тратил на коллекционирование и в марте 1907 года по совету арт-дилера Поля Кассирера (Paul Cassirer) приобрел несколько полотен импрессионистов, в числе которых оказалась картина Писсарро «Набережная Малаке. Весна».
В 1932 году руководство издательством перешло в руки зятя Самуэля Фишера, Готфрида Берманна-Фишера (Gottfried Bermann-Fischer). Однако вскоре для семейного бизнеса наступили трудные и опасные времена: после прихода к власти Гитлера в 1933 году многие авторы, печатавшиеся в S. Fischer Verlag, были вынуждены эмигрировать, поскольку их произведения были запрещены, а книги беспощадно сжигались нацистами. В 1935 году семья Берманн-Фишер переправилась из Берлина в Вену, в 1938 году бежала через Швейцарию в Швецию, а затем переселилась в США.
«Занимаясь возвращением полотна, я много узнала о судьбе своей семьи, которая из-за преследований вынуждена была бежать и потеряла все», — рассказала Гизела Берманн-Фишер. Ей было всего 9 лет, когда ее семья бежала из Вены в ночь накануне входа войск Гитлера в Австрию. Все свое имущество, включая картины и библиотеку отца, им пришлось оставить. Полотна Ловиса Коринта (Lovis Corinth), Эль Греко (El Greco), Поля Гогена (Paul Gauguin) и Писсарро достались агентам гестапо.
«Я родилась в семье, находившейся в центре культурной и литературной жизни Берлина, — продолжила свой рассказ Гизела Берманн-Фишер. — Но когда я росла, я на себе ощутила, что нас словно вырвали с корнем, мы стали чужаками. Нас не покидало чувство потери, чувство, что мы не являемся частью общества, в котором живем. Мои родители в любую минуту были готовы собрать все вещи и бежать. Поэтому вернуть украденную картину семье для меня значит вернуть все на свои места. Ведь больше ничего исправить уже нельзя».
Полотна, конфискованные у Фишеров, нацисты продали в 1940 году с аукциона Dorotheun в Вене. Отец Гизелы начал их поиски в 1947 году; он размещал объявления в журналах, обращался к представителям властей США, Германии, Франции и Австрии. Многие картины удалось вернуть благодаря американским процессам реституции.
Однако о работе Писсарро долгое время ничего не было слышно. После смерти отца в 1995 году розысками занялась Гизела. Единственное свидетельство того, что «Набережная Малаке» не была уничтожена во время войны, появилось в 1984 году. Картина недолгое время экспонировалась на выставке в музее Фонда Эрмитаж (Foundation de l’Hermitage) в Лозанне. В каталоге она значилась как поступившая из частной коллекции в Швейцарии. Но, к сожалению, эти факты Фишерам удалось обнаружить лишь через несколько лет после проведения выставки.
«Не думаю, что нам когда-нибудь удастся выяснить, откуда и куда картину перевозили все эти годы. По-видимому, ее действительно прятали. Смею предположить, что выставка в Лозанне в 1984 году была своего рода проверкой. Кто-то хотел узнать, ищут ли картину ее настоящие владельцы или их наследники и будут ли они требовать ее назад», — пояснила Гизела Берманн-Фишер.
В то время работа Писсарро находилась в собственности Бруно Лозе. Во время Второй мировой войны он был в составе оперативного штаба «Рейхсляйтер Розенберг» (Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg), конфисковавшего почти 22 тысячи произведений в оккупированной Франции. После войны он был арестован за военные преступления и пробыл в заключении до 1949 года. Выйдя на свободу, он вновь занялся торговлей произведениями искусства. Лозе умер 19 марта 2007 года в возрасте 95 лет.
За два месяца до его кончины к Гизеле обратились двое сообщников Лозе — арт-дилер и искусствовед. Они заявили, что знают о местонахождении картины Писсарро и готовы помочь вернуть ее за определенную компенсацию. Госпожа Берманн-Фишер подала на них иск в мюнхенский суд, и теперь оба находятся под следствием по подозрению в вымогательстве, отмывании денег и злоупотреблении доверием.
«Набережная Малаке» хранилась в сейфе цюрихского банка Zuercher Kantonalbank, зарегистрированном на лихтенштейнский фонд Schoenart Anstalt. В отношении деятельности этого фонда, находившегося под контролем Лозе, пока проводится расследование. После смерти Лозе в 2007 году суд Лихтенштейна постановил вернуть картину Гизеле Берманн-Фишер. Она полагает, что полотно Писсарро хранилось в банковском сейфе с 1970-х годов.
Похожая судьба, скорее всего, постигла многие другие произведения искусства. По подсчетам Конференции по вопросам материальных претензий евреев к Германии, нацистами было украдено около 650 тысяч произведений искусства. В списках компании Art Loss Register, где хранится информация о похищенных или пропавших артефактах, значится 70 тысяч работ, которые были утеряны во время Второй мировой войны и до сих пор не вернулись к своим владельцам. «Вероятно, в сейфах все еще хранятся тысячи картин, ожидающих смерти потенциальных взыскателей», — пояснила Гизела Берманн-Фишер. Лишь немногие наследники, подобно ей, имеют достаточно упорства, чтобы отстаивать свою правоту и вести многолетнюю борьбу против бывших нацистских арт-дилеров и двуличных адвокатов.
«Набережная Малаке. Весна» — одна из последних работ Писсарро. Руководитель отделения Christie’s в Цюрихе Дирк Бол (Dirk Bohl) назвал эстимейт этого произведения 0,9–1,5 миллиона фунтов в связи с нынешней ситуацией на рынке довольно «умеренным». Он также отметил: «Это не просто прекрасное полотно. Его провенанс раскрывает перед нами всю историю XX века. И теперь оно предстанет миру впервые за 100 лет».
Источник:
P.S. О реституции также можно почитать:
В дрезденском собрании обнаружена картина, конфискованная нацистами
Нью-йоркский дилер отдал по реституции картину Карраччи
Американская полиция вернула портрет XVII века законным владельцам
Австрийскому музею придется отдать по реституции картину Климта
Германия не собирается прекращать реституцию
Сэр Норман Розенталь: «Мы должны жить в настоящем»
Число произведений, отдаваемых по реституции австрийскими музеями, может намного увеличиться
«Розовая стена» Матисса: конфискация — реституция — наследство — продажа
Шведскому музею предстоит первая реституция?
В Германии все еще находятся сотни работ, украденных нацистами
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090606_pissarro_malaquais.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090606_pissarro_malaquais.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.