TEFAF 2015: самые значимые стенды и самые крупные сделки
ARTinvestment.RU   19 марта 2015

На крупнейшей антикварной ярмарке, ежегодно проходящей в нидерландском Маастрихте, выставлен вновь обретенный рисунок Ван Гога

До воскресенья 22 марта в нидерландском Маастрихте работает антикварная ярмарка TEFAF. В этом году она собрала более 270 арт-дилеров из 20 стран, предлагающих в своих павильонах античные древности, первобытное наивное искусство, живопись импрессионистов и модернистов, картины Старых Мастеров, старинную мебель, ювелирные украшения, современное искусство и многое-многое другое.

TEFAF — одна из старейших европейских ярмарок искусства — работает с 1975 года (под названием The European Fine Art Fair, TEFAF — c 1988 года). Многие приезжают сюда регулярно, включая представителей музеев, которые консультируют частных коллекционеров. «Мы приводим сюда коллекционеров, даем им рекомендации о том, что им стоит купить для себя, — комментирует директор коллекций Рейксмузеума Тако Диббитс. — И возможно, в один прекрасный день мы увидим эти картины или предметы искусства в музее». 

Среди самых дорогих произведений ярмарки этого года — римский бюст за 3 миллиона долларов; иллюстрированная рукопись Х века в превосходном состоянии за 6,5 миллиона долларов; тибетский бронзовый Будда XVI века за 2 миллиона долларов; африканская скульптура за 1 миллион евро; ожерелье, некогда принадлежавшее Алисе Лидделл, прототипу «Алисы в стране чудес», за 5 миллионов долларов; полотна прерафаэлитов Эдварда Берн-Джонсона (5,8 миллиона евро) и Чарльза Олстона Коллинза (2,5 миллиона евро); фотография американского фотографа Ирвина Пенна (1950-е) за 1,5 миллиона долларов; несколько работ 1960-х годов итальянца Лучио Фонтаны по цене до 4 миллионов долларов.

В свое время, несколько десятков лет назад основу нынешней высокой репутации ярмарки заложило искусство Старых Мастеров, в особенности голландских художников XVII века, которое и сегодня остается одной из основных специализаций TEFAF. Нью-йоркская галерея French & Co предлагает в этом году натюрморт голландца Виллема Класа Хеды (Willem Claeszoon Heda) за 12 миллионов долларов. А на стенде лондонского дилера Ричарда Грина обращает на себя внимание работа голландского живописца Золотого века Арта ван дер Нера (Aert van der Neer) «Замерзшая река на закате», оцененная в 5,5 миллиона фунтов. «Это шедевр художника музейного уровня», — комментирует Ричард Грин.

На стенде Stair Sainty предлагается работа французского живописца Жана-Батиста Удри (Jean-Baptiste Oudry), происходящая из коллекции сэра Элтона Джона.

Некоторые экспоненты в этом году предлагают одновременно классические и современные вещи. Так, на стенде молодого итальянского дилера Фабрицио Моретти (Fabrizio Moretti) можно увидеть висящими напротив религиозную живопись на золотом фоне и полотно итальянского абстракциониста Энрико Кастеллани (Enrico Castellani) 1960-х годов (каждая работа оценена в 2,5 миллиона евро). На другом стенде произведения видеоарта из недавней инсталляции в Соборе Святого Павла от Билла Виолы (200 тысяч долларов) демонстрируются рядом с религиозными картинами XVII века, оцененными гораздо дороже. Как видим, TEFAF стремится осовременить традиционную антикварную повестку, привлекая все новых экспонентов из области современного и актуального исусства. А в это время лондонская ярмарка Frieze, напротив, запускает дочерний проект Frieze Masters, специализирующийся как раз на произведениях Старых Мастеров.

Среди интересных проектов TEFAF, направленных на популяризацию современного искусства, стоит назвать проект «Ночная рыбалка», курируемый писательницей Сидни Пикассо. Суть его в том, чтобы представить рядом, на одном стенде работы из нескольких галерей — дебютантов TEFAF.

В рамках временной выставки на TEFAF представлены 28 рисунков из харлемского Музея Тэйлора, старейшего музея в Нидерландах. Графические работы охватывают временной отрезок от эпохи Ренессанса до XXI века. Это произведения таких мастеров, как Микеланджело, Рафаэль, Хендрик Гольциус, Ян ван Гойен, Клод Лоррен и Жан-Антуан Ватто.

Ярмарка TEFAF в этом году, как никогда, богата заново открытыми произведениями известных мастеров. Среди них стоит назвать раннюю работу Джошуа Рейнольдса «Дионисий Ареопагит, благородный житель Афин и ученик апостола Павла», чье местонахождение оставалось неизвестным с 1905 года; галерист Лоуэлл Либсон выставляет ее за 950 тысяч евро. 

Картина Уильяма Стотта (William Stott) «Перевозчик» (1870-е) с лодкой, скользящей по зеркальной глади реки, и двумя девочками, смотрящими ей вслед, не выставлялась несколько десятков лет. На стенде Fine Art Society холст выставлен за 2,2 миллиона фунтов.

Но главной сенсацией ярмарки TEFAF в этом году стало появление рисунка, недавно атрибутированного Винсенту Ван Гогу. Акварель «Мельница Альфонса Доде в Фонвьей», созданная в июне 1888 года и превосходно сохранившаяся, представлена на стенде Dickinson с оценкой около 10 миллионов долларов. Ключевым доказательством подлинности работы стали карандашные пометы на обороте. Оказалось, что они были сделаны рукой Джоанны Ван Гог, вдовы брата художника Тео и одной из организаторов первых выставок Винсента. На обороте рисунка с мельницей были найдены цифры, соответствующие номерам в двух описях работ Ван Гога, сделанных Джоанной в 1902 и 1912 годах. В последний раз рисунок экспонировался в Германии в 1910 году, после чего затерялся в частных европейских коллекциях более чем на сто лет.

Уже есть информация о ряде сделок. Бельгийский арт-дилер Аксель Вервордт (Axel Vervoordt) в первые дни работы ярмарки продал работу японского послевоенного художника Дзиро Ёсихара, основателя ассоциации художников «Гутай». Точная сумма сделки не называется, но полотно «Без названия» 1968 года первоначально выставлялось за 550 тысяч евро.

На второй день работы ярмарки галерея Тадеуша Ропака (Париж и Зальцбург), которая выставляется в рамках проекта «Ночная рыбалка», продала одну из двух работ Георга Базелица (Georg Baselitz), «Красный торс» (1993), за 1,4 миллиона евро.

Галерея Marlborough Contemporary (Лондон) продала новую работу «Hound Lemon» (2015) популярного художника Джейсона Брукса. Работу, которая выставлялась за 60 тысяч фунтов, купил коллекционер из Бельгии.

На стенде компании Wartski, специализирующейся на произведениях декоративно-прикладного и ювелирного искусства, заключено несколько сделок с работами Карла Фаберже и Картье, в частности продана ложка для икры, выполненная на фирме Фаберже из агата, золота и сапфиров. 

Фабио Росси из лондонской галереи Rossi & Rossi сообщил о продаже статуи сидящего Будды начала XVIII века из позолоченной бронзы со следами краски приблизительно за 350 тысяч долларов азиатскому коллекционеру; скульптуры Тиртханкара XI–XII веков из северных регионов Индии примерно за 300 тысяч долларов британскому собирателю; скульптуры богини Тара XI века из черного камня, происходящей из северо-восточных районов Индии приблизительно за 85 тысяч долларов американскому покупателю.

Среди самых значительных результатов TEFAF для римской галереи Alessandra di Castro Antichità отмечается сделка со скульптурой «Лаокоон» итальянского мастера XVII века Доменико Пиггиани (Domenico Piggiani). Точную сумму сделки галерея не разглашает.

В парижской галерее Applicat-Prazan к новому владельцу перешло живописное полотно Николя де Сталя «Агридженто» 1954 года. А амстердамская Gallery Delaive продала «Синюю губку» Ива Кляйна 1961 года.

Из графики стоит отметить работу Джованни Антонио Гварди «Покорение Тиро», которая была куплена на стенде галереи Francesca Antonacci/Damiano Lapiccirealla в первые же минуты после открытия ярмарки.

Источники: artnet.com, forbes.com, telegraph.co.uk, tefaf.com, tefaf.com, theguardian.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20150319_tefaf.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20150319_tefaf.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх