Время сбора урожая арт-преступлений
Текущий год богат на преступления, связанные с искусством: что-то было похищено, а что-то — обнаружено после долгих лет поисков; кому-то удалось уйти от полиции, а кого-то поймали с поличным. Обзор сайта MutualArt об арт-преступлениях 2011 года
Текущий год выдался урожайным на преступления, связанные с искусством. По оценкам ФБР, черный рынок краденых произведений искусства достиг ошеломляющего годового объема — 6 миллиардов долларов. По данным Интерпола, арт-преступления находятся на четвертом месте в рейтинге самой серьезной криминальной деятельности, следуя за терроризмом, организованной преступностью и наркоторговлей и опережая финансовые махинации. Председатель Art Loss Register Джулиан Рэдклифф (Julian Radcliffe) в своем интервью сайту MutualArt в ноябре прошлого года заявил, что в его базе похищенных произведений искусства около 250 тысяч наименований, и добавил, что эта цифра может ежегодно расти примерно на 10 тысяч.
Сайт MutualArt опубликовал обзор арт-преступлений 2011 года. За прошедшие месяцы произведения искусства беззастенчиво похищали из музеев и галерей, правда не всегда успешно. Был задержан ряд преступников, при этом зачастую у них находили вещи, украденные много лет назад. Среди авторов, чьи произведения пользуются наибольшей «популярностью» у воров, на первом месте Пабло Пикассо. В базе Art Loss Register его работ, кстати, больше всего (на ноябрь 2010 года). Кроме того, MutualArt в своем обзоре упоминает дела, связанные с преступлениями нацистов — конфискациями произведений искусства или их продажей под принуждением. О громких реституционных спорах этого года речь пойдет во второй части статьи. Итак, посмотрим, что вошло в список важнейших арт-преступлений 2011 года.
Вкус к Пикассо
Вполне возможно, что действия Марка Луго, похитившего 5 июля рисунок Пикассо из Weinstein Gallery в Сан-Франциско, объясняются клептоманией или другим психическим расстройством, вызвавшим у заболевшего склонность к маскировке с помощью черных очков и одержимость высококлассными произведениями искусства. Адвокат Луго продолжает настаивать, что его подзащитный действовал под влиянием некой навязчивой идеи, а не по холодному расчету («это не изощренный вор, способный укрывать краденого Пикассо»), однако полиция Сан-Франциско позволила себе с ним не согласиться. Луго был задержан после того, как его опознали на видеозаписи с камеры наблюдения одного из окрестных ресторанов: подходящий под описание мужчина шел по улице с картиной под мышкой. Похищенный рисунок «Женская голова» стоимостью 275 тысяч долларов вскоре был найден в жилище подозреваемого в Нью-Джерси, а вместе с ним — небольшой мини-музей из ценных работ, включая еще одного Пикассо, предположительно украденного из William Bennet Gallery. Выяснилось, что и другие произведения «Галереи Луго» были похищены из различных учреждений в течение месяца. Например, «Композиция с механическими элементами» (1917) Фернана Леже стоимостью 350 тысяч долларов пропала из нью-йоркского отеля Carlyle. За Луго, который пытается отрицать свою вину, назначен залог в 5 миллионов долларов. Кем бы он ни был — хитрым вором или одержимым коллекционером, в одном этому «сомелье» не откажешь — в художественном вкусе.
Подарок Пикассо… своему электрику
Все очень любят творчество Пикассо — и крупные коллекционеры, и электрики. А Пикассо, в свою очередь, благоволил своему электрику — настолько, что подарил целую коллекцию абсолютно неизвестных работ человеку, отвечающему за освещение. По крайне мере, так утверждают Пьер Ле Геннек (Pierre Le Guennec) и его супруга Даниэль (Danielle). Пожилая французская пара привлекла к себе внимание прессы еще в прошлом году, когда стало известно о коллекции из 271 работы, которую Пикассо завещал им как «подарок». Ле Геннек, одно время работавший у художника электриком, хранил многочисленные «подарки Пикассо» у себя в гараже около сорок лет. Хотя большая часть работ заключена в одной тетради, есть в коллекции и несколько кубистических коллажей, и акварель «голубого периода». «Презенты» оценили в сумму от 85 до 115 миллионов долларов. Однако история с дарением показалась подозрительной Администрации Пикассо, следящей за соблюдением авторских прав художника под руководством его сына Клода. Французский суд впоследствии обвинил супругов «в возможном укрывательстве краденого». Исходя из материалов дела, упомянутые работы пропали в смутное время сразу после смерти художника, до официальной инвентаризации его коллекции. Может, судебные заседатели и правы: все-таки 115 миллионов долларов — это слишком высокая цена за электропроводку. Другое дело, если бы речь шла о ремонте механиком машины…
Воровская шайка из Торонто
Некоторыми делами приятнее заниматься в компании: теннисом, боулингом, покером, а также, судя по видеозаписям галереи Canadian Fine Arts в Торонто, масштабными ограблениями. Полиция, примчавшаяся после того, как в галерее сработала сигнализация, с ужасом обнаружила, что пропало 11 произведений на сумму 400 тысяч долларов. Видеокамера показала целую компанию воров, отключивших сигнализацию и снявших картины со стен. То, что преступники целенаправленно брали самые ценные работы, навело полицию на мысль, что это профессиональные воры, знакомые с миром искусства. Некоторые похищенные произведения были написаны представителями известнейшего общества канадских художников «Группа Семь» — Джеймсом Макдональдом (J.E.H. MacDonald), Александром Джексоном (Alexander Y. Jackson), Альфредом Кассоном (Alfred J. Casson), Фредериком Варли (Frederick J. Varley) и Фрэнком Джонстоном (Frank H. Johnston). Полиции еще предстоит изучить детали видеозаписи кражи в поисках зацепки — подозреваемых по делу пока нет. Впрочем, ворам тоже непросто будет продать что-нибудь из краденого — ограбление широко освещалось в канадских СМИ. Как заметил один оценщик, «продать украденную вещь — это большая удача, за исключением случаев, когда речь идет о краже по заказу».
Вас снимает скрытая камера!
Утверждение, что тюрьма способна перевоспитать закоренелого преступника, в очередной раз было подвергнуто сомнению в мае этого года. Кэлвин Гонсалес (Calvin Gonzalez), ранее неоднократно судимый и сидевший за кражи в особо крупных размерах и хранение наркотиков, на этот раз решил попробовать себя на поприще искусства. Он попытался украсть из Manhattan Gallery полотно абстрактного экспрессиониста Франца Клайна (Franz Kline) стоимостью 225 тысяч долларов. В день кражи он под видом посетителя сначала прошелся по выставке работ Сальваторе Скарпитта (Salvatore Scarpitta), а затем направился в зал, где висела работа «Черная краска» Клайна. Он просто снял ее со стены, положил в сумку и спокойно вышел из галереи. Сотрудники поняли, что работа пропала, когда Гонсалес уже покинул здание. Но вновь на выручку пришла запись с видеокамеры: преступника арестовали два дня спустя, сейчас он находится в тюремном комплексе «Рикерс-Айленд» и выйти под залог не может. Что-то подсказывает, что единственная «черная краска», которую Гонсалес в ближайшее время сможет увидеть, будет краской номера на его тюремной робе.
Он ничего не может с собой поделать: французский «искусствоголик»
Он не вор, он — «искусствоголик». В апреле знаменитый похититель произведений искусства Стефан Брайтвизер (Stephane Breitwieser) вновь был задержан по обвинению в нескольких преступлениях. В его доме были найдены 28 полотен старых мастеров, в том числе две работы, которые предположительно были украдены из немецких музеев в 2007 году. На следующий день полиция обнаружила еще одну работу — миниатюру школы Брейгеля стоимостью 75 тысяч долларов. Если честно, любовь к искусству — это у Брайтвизеров семейное: Стефан является потомком эльзасского художника Роберта Брайтвизера (Robert Breitwieser). Однако любовь к прекрасному, к сожалению, не распространилась на мать Стефана, которая в 2001 году, пытаясь уничтожить улики против сына, выбросила около сотни работ на несколько миллионов долларов в реку (многие из них, впрочем, удалось спасти). Стефан Брайтвизер, самопровозглашенный «страстный коллекционер», знаменит не столько своими художественными, сколько криминальными наклонностями, за которые был неоднократно судим. В 2002 году его настигла желанная слава, когда стало известно о его коллекции из сотен работ, похищенных из музеев, дворцов и особняков по всей Европе. Швейцарский суд приговорил его к четырем годам заключения в 2003 году, во Франции в 2005-м он получил трехгодичный срок. Французские, немецкие и бельгийские суды сейчас выясняют, кто должен судить Брайтвизера за последние преступления. Возможно, Стефану следовало бы найти другой выход для своей творческой энергии, помимо арт-преступлений, — в живописи, например?
Дорожный штраф на 3,6 миллиона долларов
Когда миланская полиция в мае этого года остановила один чересчур разогнавшийся автомобиль, дело не обошлось выписыванием простого штрафа за превышение скорости. Мало того что ни у водителя, ни у его пассажира не было водительских прав — оба к тому же оказались ранее судимыми. При обыске полиция нашла в багажнике украденную картину Джорджо Моранди (Giorgio Morandi) стоимостью 300 тысяч долларов. Возможно, некие улики в машине навели полицию на убежище воров во Франции, где были найдены еще 12 краденых работ, в том числе портреты Мао Энди Уорхола, картина 1935 года Фернана Леже и некоторые другие произведения таких авторов, как Бальтюс (Balthus) и Гирингелли (Ghiringhelli). Эти работы, упомянутые в реестре похищенных произведений искусства Интерпола, ранее принадлежали коллекции Паолы Фолон (Paola Folon), вдовы бельгийского актера Жана-Мишеля Фолона (Jean-Michel Folon). Примерно пять лет назад они исчезли из ее имения. Суммарно эта группа работ оценивается в 3,6 миллиона долларов, что, несомненно, больше штрафа за превышение скорости. Нечего и говорить — водитель и пассажир были тут же арестованы. Во всяком случае, теперь-то уж они научатся не превышать скорость.
Украденный алтарь вернули через сорок лет
Художественный музей Спида в Луисвилле (Кентукки) вернул трехчастный алтарь XIV века законным владельцам. Сотрудники музея приобрели этот триптих за 38 тысяч долларов в нью-йоркской галерее в 1973 году. Однако покупатели и не догадывались о том, что работа незадолго до этого была похищена из одной итальянской виллы вместе с 14 другими произведениями на общую сумму 33 миллиона долларов. На створках алтаря изображены Дева Мария с младенцем Христом, Иоанном Крестителем и Святой Екатериной (центральная часть); распятие (правая створка) и двое святых (левая створка). Итальянский искусствовед опознал триптих, сопоставив фотографию из архива прежних владельцев и снимок экспозиции Музея Спида. И вот сорок лет спустя средневековый шедевр возвращается домой после того, как американское правительство одобрило его передачу Италии. Когда печальная история похищения алтаря стала известна, директор музея Чарльз Венабль (Charles Venable) принес свои извинения, но заверил, что они были в неведении относительно истинного происхождения работы. «Если честно, у многих произведений искусства, особенно у старинных, очень сложная и запутанная история бытования», — отметил Венабль. Художественному музею Спида возместили потраченные в 1973 году 38 тысяч долларов, однако пока не ясно, смогут ли претендовать на алтарь его прежние владельцы, когда он вернется на итальянскую землю. Подозреваемых в совершении этой кражи в 1971 году до сих пор нет.
Работа Модильяни помогла найти военного преступника
Иногда преступников постигает заслуженная кара. Так произошло и с Гораном Хаджичем (Goran Hadzic), сербским военным лидером, обвиненным в преступлениях против человечности во время кровавой войны на Балканах и избегавшим правосудия пятнадцать лет. В июле 2011 года в отчаянной попытке достать немного денег, будучи в бегах, Хаджич решил продать ворованную работу, приписываемую Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani) и якобы стоящую миллионы долларов. Через картину полиция вышла на друга Хаджича, а затем установила место в лесу, где скрывался преступник, и схватила его. Самое интересное в этой истории то, что, по оценкам некоторых экспертов, картина вполне может оказаться подделкой: «У нас есть подозрения относительно именно этой работы, поскольку она входила в большую группу фальшивок, проданных одному коллекционеру».
Нацистские кражи
В этом году имели место несколько важных реституционных споров, связанных с преступлениями нацистов — конфискациями произведений искусства или их продажей под принуждением. Напомним, что в 1998 году представители 44 стран подписали «Вашингтонские положения», согласно которым власти этих стран обязались активно содействовать возвращению жертвам нацистского геноцида и их родственникам некогда украденных у них произведений искусства. Некоторые страны, подписавшие «Вашингтонские положения», в этом году активно участвовали в реституционных разбирательствах. Это были:
- Австрия — Комиссия Министерства культуры Австрии порекомендовала венскому Музею Альбертина вернуть по реституции пять рисунков Эгона Шиле наследникам венского дилера Карла Мэйлендера (Karl Maylander), депортированного в 1941 году в трудовой лагерь в Польше. Среди работ, рекомендованных министерством к реституции, оказался рисунок «Девушка в солнечных очках», а также автопортрет художника «Эрос». Музею Альбертина еще предстоит исполнить пожелания правительства;
- Германия — пожалуй, один из наиболее странных реституционных споров этого года связан с коллекцией египетских древностей Георга Штейндорфа (Georg Steindorff), которую ученый продал в 1937 году Лейпцигскому университету, где на тот момент работал. В мае 2011 года берлинский суд постановил, что эта продажа была сделана под принуждением, а потому подлежит реституции. Коллекцию предстояло передать из музея Комиссии по еврейским материальным искам к Германии (Клеймс Конференс), которая становится официальным правопреемником собственности жертв геноцида в случае, если на такую собственность не заявили свои права наследники. Реституции коллекции Штейндорфа Клеймс Конференс впервые потребовала в 1990 году, когда комиссии еще не было известно о существовании наследника Штейндорфа Томаса Хемера (Thomas Hemer). В данном случае Комиссия по еврейским материальным искам к Германии имеет право на реституцию собрания в обход воли наследника. Внук Штейндорфа Томас Хемер, в свою очередь, никогда не настаивал на реституции коллекции, поскольку был уверен, что его дед продал ее добровольно для создания музея в его любимом университете. К счастью, Клеймс Конференс решила поступить благородно — отказаться от своих прав на коллекцию Штейндорфа и оставить ее в Лейпцигском университете;
- Нидерланды — в конце июня правительство Германии заявило, что собирается вернуть в Нидерланды по реституции восемь полотен старых мастеров, принадлежавших до фашистской оккупации этой страны еврейским антикварам Жаку Гаудстиккеру (Jacques Goudstikker) и Натану Кацу (Nathan Katz). Эти работы во время войны попали в коллекцию Альфреда Куммерле (Alfred Kummerle), владельца прядильной фабрики в Восточной Германии, а после его смерти и отъезда его жены из ГДР в 1950-е годы — в собственность коммунистического правительства. Среди произведений, которые подлежат реституции, есть живописные шедевры XVII века кисти Яна Стена (Jan Steen) и Филипса Воувермана (Philips Wouwerman);
- Бельгия — бельгийское правительство недавно отказало в реституции «Портрета Людвига Адлера» 1914 года кисти Оскара Кокошки наследникам его довоенного владельца, еврейского банкира. Правительственная комиссия установила, что эту работу, которая ныне принадлежит городу Генту, еврейский банкир продал до своего побега в Африку, при этом доказательств продажи под принуждением нет. Наследники ни разу не пытались вернуть работу до 2004 года. Гентский музей, со своей стороны, утверждает, что работу приобрел законным порядком, не ведая о ее происхождении.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110829_art_thefts.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110829_art_thefts.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.