«Нет» Войне. Арт-группу сняли с «Инновации»
26 февраля 2011 года, в субботу, Государственный Центр Современного искусства опубликовал заявление об исключении «Войны» из числа номинантов VI премии «Инновация»
Сайт об инвестициях в искусство для статьи о «Войне» — не самое правильное место. Участникам арт-группы это бы точно не понравилось. Ведь деньги и финансовый прагматизм — это одна из «красных тряпок» в творческой стратегии мятежного сообщества. Равно как способность произведения принадлежать какому-то частнику, а не всем. Впрочем, то, что сегодня «не про деньги», через годы может конвертироваться в ценный коллекционный материал. Ко всему прочему, катализатором сегодняшнего разговора по иронии послужили опять же деньги. Точнее, денежная премия «Инновация», на которую еще недавно была номинирована «Война», и набирающий силу скандал.
26 февраля 2011 года, в субботу, Государственный Центр Современного искусства опубликовал
Хуже другое. По моему мнению, номинация на госпремию несла определенную защитную функцию. Полезную для суда. Фактически она «затыкала рты» тем, кто говорил, что «Война» не имеет отношения к искусству. То есть на время следствия сам шаг ГЦСИ (допуск к премии) был полезным и смелым. А сейчас что получается? Активисты «Войны» (выпущенные недавно из СИЗО Воротников и Николаев) ведь не оправданы, а лишь выпущены на свободу до суда. Предполагаю, что защита теперь лишилась одного из аргументов, понятных для суда.
«Война» — не гривенник, чтобы всем нравиться. Эти ребята едкие, за словом в карман не полезут — разошлют куда подальше. У многих группа вызывает «стилистические разногласия», у кого-то зависть, кто-то слышит в их высказываниях определенный нонконформистский снобизм. Но многих вещей у нее не отнять. И на частый вопрос, что хорошего в этой «Войне», лично я нахожу следующие ответы:
1. Война попадает в важные болевые точки. Она чутко улавливает и концентрирует вопросы, зреющие в обществе. Будь то «Дворцовый переворот» (милицейский антимир, перевернутый с ног на голову), за который их и судят. Или протестная акция «Х…й в плену у КГБ» (который стыдливо переиначивают в «Член в плену КГБ» и вводят в шорт-лист в номинации «Произведение визуального искусства»). Или безбашенная акция с синим ведерком на голове «Леня Ё...нутый — наш президент» (
2. Акции «Войны» убедительны сочетанием дерзости и жертвенности. Это редкий в наших широтах случай, когда художник готов платить кровью, рисковать жизнью и свободой, чтобы донести свои идеи. Например, Леонид Николаев с синим ведерком на голове, идущий по встречной полосе или перебегающий дорогу машине ФСО: неловкое движение — и все. При этом активисты «Войны» рискуют только собой — все акции спланированы так, чтобы не пострадал никто из посторонних.
3. Акции «Войны» далеко не всегда являются шедеврами, но в них всегда заложена серьезная интеллектуальная составляющая. Это не фрикование, всегда есть четкий посыл.
4. План, техническая организация и дисциплина на акциях «Войны» достойны восхищения. Придумать, рассчитать с точностью до секунды, не «завалиться» на человеческом факторе — это дорого стоит. Улица — не павильон киностудии, дубля снять не позволит.
5. Искренность некоммерческого формата. «Война» известна своим отрицанием коммерческих составляющих в своем искусстве. И в этом не было повода усомниться. Их искусство действительно не воплощено в предметы, а внимание со стороны гламура не сказалось на поведении активистов. Это важно. Ведь есть такой особый русский жанр, когда ты весь из себя нонконформист, а в кабаки с охраной ходишь. С «Войной» все не так. Надеюсь, так и останется.
6. Ну и, наконец, «Война» нравится тем, что занимается чем-то настоящим, практическим. Делать что-то в сотни раз сложнее, чем критиковать в Интернете. А «Война» не боится «запачкать рук». Облекает в активный жест тот протест, который многие зрители не могут позволить себе в реальной жизни. В силу нажитого конформизма, да и мало ли почему.
Сегодня новая среда (блоги и facebook) бурлит сценариями: что будет теперь с «Инновацией»? Массовый отказ других номинантов (что весьма вероятно: см.
Как теперь очень симпатичный мне ГЦСИ будет выкручиваться из этой ситуации — ума не приложу.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110228_voina_innovation.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110228_voina_innovation.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.