Облитая серной кислотой «Скорбящая Богоматерь» Дюрера наконец-то отреставрирована
Картину можно увидеть в Дрезденской Картинной галерее
«Скорбящая Богоматерь» Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer), более двадцати лет назад пострадавшая от рук душевнобольного посетителя мюнхенской Старой Пинакотеки, наконец-то отреставрирована и показывается на публике. Картину можно увидеть в Дрезденской Картинной галерее, где она (впервые за пять столетий!) демонстрируется как часть первой алтарной композиции художника.
Дюрер написал «Семь скорбей Богоматери» в 1496, когда ему было всего двадцать пять. Возможно, работа была заказана курфюрстом Саксонии Фридрихом III Мудрым и предназначалась для его дворцовой церкви в Виттенберге. Ансамбль разделили, предположительно, в эпоху Реформации. Семь картин, изображающих скорби, перешли к художнику Лукасу Кранаху Младшему, чей отец был придворным живописцем. В 1588 наследники Кранаха продали произведения в Саксонскую коллекцию в Дрездене; позже они вошли в собрание Картинной галереи.
Центральная панель 1,8-метровой композиции — «Скорбящая Богоматерь» — оказалась в бенедиктинском монастыре Бойерн (Бавария). В 1804, после секуляризации монастырей, ее отправили в Мюнхен. Сейчас картина принадлежит Старой Пинакотеке.
Существовал также похожий ансамбль под названием «Семь радостей Богоматери», который был утерян; представление о нем мы можем получить только по рисункам мастерской Кранаха, выполненным в середине XVI века.
В 1934 немецкий историк искусства Эрнст Бюхнер (Ernst Buchner) впервые заявил, что дрезденские панели и «Скорбящая Богоматерь» образуют единую композицию. Но соединить их удалось только сейчас — помешали Вторая мировая война, последующее разделение Германии, когда Дрезден и Мюнхен оказались по разные стороны Берлинской стены, и наконец, многие годы реставрации картины после варварского нападения.
В апреле 1988 некий Ханс-Йоахим Больманн (Hans-Joachim Bohlmann) облил серной кислотой пять работ Дюрера, экспонировавшиеся в Пинакотеке. Изуродованную «Скорбящую Богоматерь» лечили дольше всех — 21 год. Реставраторы принялись за работу практически сразу после атаки, но лаковый слой картины был тонок, и кислота быстро просочилась сквозь красочное покрытие, достигнув грунта. Ее нейтрализовали с помощью ионообменной смолы. Процесс этот очень сложный; к тому же реставрации требовали и другие «жертвы» маньяка — поэтому работы по восстановлению панели длились так долго.
Что до остальных панелей композиции, то их отреставрировали в 1958. Недавно ученые изучили их с помощью рентгена и инфракрасной рефлексографии. Результаты исследования доказали, что Эрнст Бюхнер был прав: «Скорбящая Богоматерь» действительно когда-то составляла с этими картинами единое целое.
«Скорбящая Богоматерь» будет экспонироваться в Дрездене до 7 ноября. А потом она поедет к себе домой — в Мюнхен.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100806_durer_virgin_of_sorrows.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100806_durer_virgin_of_sorrows.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.