Art Investment

Предмет открытого реституционного спора пустили с молотка

Гамбургский аукционный дом продал набросок Макса Либермана, находившийся во владении художника на момент его смерти. По утверждению двух правнучек Либермана, набросок мог быть конфискован нацистами или продан по принуждению

Этюд Макса Либермана (Max Liebermann), изображающий купающихся в море мальчиков, ушел с молотка за 4 500 евро (5 575 долларов) в гамбургском аукционном доме Hauswedell&Nolte.

Две правнучки Макса Либермана утверждают, что этюд, как и еще несколько тысяч работ на бумаге, в свое время входил в собрание, хранившееся в имении художника и на момент смерти их прадеда ему принадлежавшее. Сегодня наследницы пытаются разыскать следы этого собрания и утверждают, что, в частности, этюд с купающимися мальчиками мог быть конфискован нацистами или продан по принуждению. За два дня до торгов адвокат наследниц обратился с протестом против продажи этюда до выяснения его провенанса, однако работа все-таки попала на аукцион и была продана.

Импрессионист Макс Либерман занимал пост почетного президента Прусской Академии художеств. В 1933 пришедшие к власти нацисты вынудили его — еврея —покинуть свой пост, и через два года (в 1935) художник скончался, завещав все свои работы жене.

В том же году вдова художника Марта Либерман (Martha Liebermann) и его личный биограф поставили специальное клеймо на все неподписанные картины, пастели и наброски в имении художника. Впоследствии Марта Либерман была вынуждена оставить свой дом и продать часть принадлежащих ей произведений искусства, чтобы иметь возможность рассчитаться с налогами и оплатить свое лечение. В 1943, опасаясь отправки в концлагерь, она покончила с собой, приняв смертельную дозу лекарства. Произведения искусства, остававшиеся в ее квартире, были конфискованы.

Исходя из послевоенных законов ФРГ, любые продажи произведений искусства после 1935, произведенные представителями еврейского народа, могли быть принудительными, поэтому подлежат реституционным искам.

Тем не менее владелец аукционного дома Эрнст Нольте (Ernst Nolte) считает иск наследниц «абсолютно беспочвенным». По его утверждению, владелец этюда, выставивший его на аукцион, подтвердил свое законное право собственности. При этом единственное, что сообщается о провенансе этюда в каталоге аукциона, — это его происхождение из частной коллекции Гамбурга. По мнению Hauswedell&Nolte, у наследниц нет никаких прав утверждать, что этюд был похищен, поскольку реальных доказательств факта кражи у них нет. Кроме того, по законам Германии, претензии на собственность имеют реальную силу в течение тридцати лет после хищения. После этого срока, в случае если новый владелец может подтвердить приобретение предметов честным путем, предыдущие собственники не имеют законных прав требовать возвращения своего похищенного имущества.

Адвокат наследниц Георг Кастелль (Georg Castell) сожалеет о том, что частные лица не могут требовать безоговорочного соблюдения Вашингтонских положений. Эти Положения, подписанные представителями 44 государств, были разработаны в 1998 году. Они не имеют силы закона и носят рекомендательный характер. Согласно этим Положениям, государственные власти обязуются тщательно исследовать провенансы находящихся в публичных собраниях работ с неясной историей бытования, публиковать о них информацию и призывать законных владельцев обращаться за ними. В Терезинской декларации, принятой на прошедшей в 2009 году в Праге конференции по вопросам реституции, представители 46 государств заявили о моральном долге государств и организаций возвращать жертвам Холокоста их имущество, а также о необходимости оказывать им материальную поддержку.

К сожалению, спорный провенанс не всегда заставляет немецкие аукционные дома воздерживаться от включения той или иной вещи в каталоги. В 2000 Кёльнская компания Kunsthaus Lempertz продала картину периода итальянского барокко нью-йоркскому дилеру Ричарду Фейгену (Richard Feigen). Однако в прошлом году новый владелец выяснил, что эта работа выставлялась в 1937 на торги, организованные по принуждению нацистов. После этого Фейген предпочел вернуть картину наследникам Макса Штерна (Max Stern), галериста еврейского происхождения, бежавшего из Германии до войны.

Адвокат Кастелль заявил о своем намерении зарегистрировать набросок Либермана в Lost Art Internet Database — базе данных Координационной службы по потерям культурных ценностей, учрежденной Федеральным Правительством и всеми Федеральными Землями Германии. В ответ адвокаты аукционного дома проинформировали нового владельца этюда о том, что внесение работы в Lost Art Internet Database может повлечь за собой убытки. Вопрос о компенсации этих убытков, по мнению адвокатов, может быть решен в суде, куда новый владелец имеет право обратиться с иском.

Имена предыдущего и нового владельцев этюда не разглашаются.

Источники: bloomberg.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100706_liebermann.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100706_liebermann.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».