Арт-мир глазами женщин
Количество произведений женщин-художниц, экспонируемых в крупных музеях, с каждым годом увеличивается. Но до настоящего равенства полов еще далеко
Американские музеи все чаще приобретают и экспонируют произведения, созданные женщинами-художницами. Но критики утверждают, что до истинного равенства полов еще далеко.
Творчество художниц исторически пользовалось меньшим вниманием, чем произведения их коллег мужского пола. Но в 2008 году лучшей монографической музейной выставкой, прошедшей в Нью-Йорке, стала, по мнению Международной ассоциации арт-критиков, ретроспектива Луиз Буржуа (Louise Bourgeois) в музее Гуггенхайма. Вскоре после ее окончания музей открыл крупную ретроспективу американского фотографа Кэтрин Опай (Catherine Opie). Две подряд большие выставки женщин-художниц в важном музее — случай редкий даже для Нью-Йорка.
В 2007 году состоялось несколько важных выставок, посвященных влиянию феминизма на современное искусство. Прежде всего стоит отметить WACK! Art and the Feminist Revolution — крупный смотр «женского» искусства 1970-х годов. Экспозиция посетила три крупных музея — MOCA (Музей современного искусства) в Лос-Анджелесе, Национальный музей женщин в искусстве в Вашингтоне и Центр современного искусства P.S.1 в Нью-Йорке. Организовала выставку Конни Батлер (Connie Butler), глава отдела рисунков нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА).
В марте того же года в Бруклинском музее открылся Центр искусства феминизма Элизабет А. Саклер (Elizabeth A. Sackler), главным экспонатом которого является знаменитая инсталляция Джуди Чикаго (Judy Chicago) «Званый ужин» (1974–1979). Это огромный треугольный стол, накрытый на 39 персон. «Гости» банкета — легендарные женщины, как выдуманные персонажи, так и исторические фигуры. Для каждой из них предназначена вышитая салфетка, на которой можно увидеть имя героини и изображения ассоциирующихся с ней символов, а также фарфоровая тарелка, бокал и столовые приборы. Некоторые тарелки выполнены в форме женских гениталий, в дизайне других просто присутствует соответствующая символика. На полу написаны 999 имен других выдающихся представительниц прекрасного пола. В своей работе Чикаго отдает дань уважения не только достижениям женщин, но и тем видам творчества, которые традиционно считаются женскими, таким как вышивание и роспись по фарфору.
Почти 30 лет «Званый ужин» скитался по разным собраниям, и вот наконец у него появился дом. По словам куратора центра Кэтрин Моррис (Catherine Morris), многие посетители приходят в Бруклинский музей специально для того, чтобы посмотреть на инсталляцию.
«Ситуация заметно изменилась, — говорит Конни Батлер, — и не только благодаря [выставкам, прошедшим] в 2007-м. Меня очень радует тот факт, что очень многие художницы, творчеством которых еще несколько лет назад никто не занимался, теперь имеют в своем активе коммерческие выставки и ретроспективы в Европе».
«Многие участницы выставки WACK, с которыми я общаюсь, — Лоррейн О’Грейди (Lorraine O’Grady), Мэри Бет Эделсон (Mary Beth Edelson), Мэри Келли (Mary Kelly), Катарина Зивердинг (Katharina Sieverding) — тоже это чувствуют, — добавляет куратор. — Центр Помпиду даже отдал женщинам-художницам галереи, предназначенные для постоянной экспозиции. Десять лет назад такое и представить было нельзя». Батлер говорит о выставке elles@centrepompidou, на которой представлено более 500 произведений, выполненных художницами ХХ — XXI веков. Среди экспонатов — творения Наталии Гончаровой, Сони Делоне (Sonia Delaunay), Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint-Phalle), Аны Мендьеты (Ana Mendieta), Изы Генцкен (Isa Genzken), Барбары Крюгер (Barbara Kruger) и многих других.
Батлер также отмечает, что МоМА стал гораздо чаще включать в свою коллекцию работы, созданные женщинами. «Думаю, что сейчас этому уделяется гораздо больше внимания, чем несколько лет назад. Времена меняются. Теперь у нас Обама президент». В числе недавних приобретений МоМА — работы Ацуко Танака (Atsuko Tanaka), Насрин Мохамеди (Nasreen Mohamedi), Алины Сапожниковой (Alina Szapocznikow), Мэри Бет Эделсон и Шарлотты Позененске (Charlotte Posenenske).
В 2010 году во многих крупных нью-йоркских музеях пройдут персональные выставки женщин-художниц. Несколько месяцев назад в «Гуггенхайме» открылась экспозиция, где представлены произведения художницы из Берлина Китти Краус (Kitty Kraus). В своем творчестве она трансформирует прозаические объекты, такие как блоки льда, с помощью электрических лампочек и других приборов. Вскоре после окончания этой выставки в музее покажут творения Рони Хорн (Roni Horn), в рамках выставки Paired, Gold: Felix Gonzalez-Torres and Roni Horn. Все экспонаты возьмут из музейных хранилищ.
«Думаю, что ситуация изменилась радикально, — замечает Нэнси Спектор (Nancy Spector), главный куратор музея. — 20 лет назад, когда я только начинала работать в [«Гуггенхайме»], о «гендерном вопросе» и речи не шло. А сейчас наша коллекция современного искусства прямо-таки заполнена произведениями женщин-художниц. Мы покупаем работы, которые считаем лучшими. А лучшими очень часто оказываются работы женщин».
«Я не буду утверждать, что 50 процентов выставок мы отдаем женщинам, — говорит она. — У нас нет четких правил. Но наши кураторы стараются соблюдать баланс — это касается не только пола художников но и цвета кожи, расы и национальности». Сейчас музей готовит выставку о влиянии феминизма на так называемое «поколение картинок». К этому течению относят американских художников-концептуалистов второй половины 1970-х — начала 1980-х, которые занимались исследованием медийных образов. Среди представителей «поколения картинок» — такие известные художники, как Синди Шерман (Cindy Sherman), Ричард Принс (Richard Prince), Шерри Ливайн (Sherrie Levine), Роберт Лонго (Robert Longo) и Барбара Крюгер.
Музей американского искусства Уитни в последние годы очень активно знакомит посетителей с творчеством знаменитых художниц. В 2007 году там прошли персональные выставки Кики Смит (Kiki Smith) и Лорны Симпсон (Lorna Simpson), в конце 2007-го — начале 2008-го — ретроспектива Кары Уокер (Kara Walker), а весной этого года — ретроспектива Дженни Хольцер (Jenny Holzer). С сентября в музее показывают ранние абстракции Джорджии О’Киф (Georgia O’Keeffe). Недавно Уитни также открыл выставки Рони Хорн и первой в истории женщины-кинорежиссера Алис Ги Блаше (Alice Guy Blaché).
«У нас тут прямо женский сезон, — говорит главный куратор музея Донна де Сальво (Donna de Salvo). — Думаю, что прогресс определенно есть. Самое важное — где и как осуществляется этот прогресс». По ее словам, решающее влияние оказывает тот факт, что Уитни очень ответственно подходит к коллекционированию произведений художниц: «если творчество не представлено в [cобрании], то как его можно “открыть” или “открыть заново”?» Музей обладает отличным собранием работ Синди Шерман, Кики Смит, Джорджии О’Киф, Джей де Фео (Jay de Feo) и Евы Хессе (Eva Hesse). Недавно он также приобрел творения Рони Хорн, Шерри Ливайн, Эллен Галлахер (Ellen Gallagher), Дайэн Арбус (Diane Arbus), Нэнси Сперо (Nancy Spero) и Линды Бенглис (Lynda Benglis). А в прошедшей в 2008 году биеннале Уитни число женщин-участниц составило рекордные 40 процентов (в 2006-м было всего 29 процентов). «Не надо далеко ходить, чтобы найти феноменальных художниц», — заявляет Де Сальво.
В феврале этого года в центре Элизабет А. Саклер состоится «премьера» инсталляции Кики Смит, созданной специально для помещения, где находится «Званый ужин» Джуди Чикаго. Работа, источником вдохновения для которой послужили вышитые картины Пруденс Пандерсон (Prudence Punderson), жившей в штате Коннектикут в XVIII веке, состоит из рисунков и скульптур. Все они посвящены различным моментам из жизни обычных женщин. В марте галерея PaceWildenstein покажет витражи Смит, также созданные под впечатлением от произведений Пандерсон.
«Женская» тема не является центральной в творчестве Кики Смит, но она не отказывается работать над подобного рода проектами. «Думаю, что до равенства полов еще очень и очень далеко, но я отношусь к этому с оптимизмом. За время моей жизни произошли громадные перемены — думаю, моя карьера служит этому подтверждением. Количество хороших художниц просто не поддается исчислению. За все это надо благодарить представительниц предыдущих поколений: Нэнси Сперо, Мэри Бет Эделсон, основательниц галереи AIR и организаторов проекта Womanhouse».
С 2005 года Фонд современных женщин, основанный филантропом Сарой Питер (Sarah Peter), занимается изучением коллекции главного в стране музея современного искусства — МоМА. В мае будущего года будет опубликован 500-страничный труд под названием «Личности: Женщины-художницы в собрании Музея современного искусства», где будут изложены результаты исследований. В качестве редакторов выступили уже упоминавшаяся Конни Батлер (Connie Butler) и куратор Александра Шварц (Alexandra Schwarz). В книгу включены эссе научных сотрудников музея и экспертов «со стороны», таких как историки-феминистки Гризельда Поллок (Griselda Pollock) и Кароль Армстронг (Carole Armstrong). Они помещают произведения в контекст феминистского дискурса последних 30 лет.
Нельзя не упомянуть и выставки женщин-художниц, устроенные музеем, — в частности, первую ретроспективу знаменитой уроженки Южной Африки Марлен Дюма (Marlene Dumas). МоМа также станет первым крупным музеем в Америке, организовавшим ретроспективу «бабушки искусства перформанса» Марины Абрамович (Marina Abramović). Экспозиция откроется в марте следующего года. Кроме того, весной там можно будет увидеть выставку, посвященную творчеству женщин-фотографов.
В октябре в МоМА был показан фильм Джоан Брадерман (Joan Braderman), рассказывающий о группе художниц-феминисток «Ереси» (Heresies). На следующий год запланирован показ ленты Линн Хершман Лисон (Lynn Herschman Leeson) «Женская арт-революция», которая познакомит зрителей с историей феминистского искусства.
Тем не менее в мае уходящего года МоМА неожиданно подвергся обструкции, причем со стороны мужчины — влиятельного арт-критика Джерри Сальца (Jerry Saltz). Он обвинил музей в «гендерном апартеиде» на том основании, что из 383 произведений искусства, экспонирующихся в галереях живописи и скульптуры, всего девятнадцать (или 4 процента) являются творениями женщин. Представительницы прекрасного пола составляют всего 6 процентов от общего числа художников, чьи работы удостоились чести быть представленными в этих залах, которые призваны знакомить посетителей с магистральными направлениями в истории современного искусства.
В коллекции музея, говорит Сальц, представлено творчество 75 художниц; произведения 57 из них не экспонируются. Критик разместил на своей страничке Facebook список незаслуженно обделенных вниманием авторов, в который входят такие известные имена, как Джорджия О’Киф, Элис Нил (Alice Neel), Флорин Штеттхаймер (Florine Stettheimer), Бриджит Райли (Bridget Riley), Джоан Митчелл (Joan Mitchell), Ханна Хёх (Hannah Höch), Луиза Невелсон (Louise Nevelson), Элейн де Кунинг (Elaine de Kooning), Эдриэн Пайпер (Adrian Piper), Дороти Рокберн (Dorothea Rockburne), Пэт Штайр (Pat Steir) и Сильвия Слей (Sylvia Sleigh).
Сальц также опубликовал письмо, которое он отправил главному куратору отдела живописи и скульптуры Энн Темкин (Ann Temkin). В нем он утверждает, что именно в этих залах рассказывается история модернизма, и отсутствие в них произведений многих выдающихся художниц может дать зрителю неправильное представление, что историю эту писали исключительно представители мужского пола.
Позже он встретился с Темкин, которая указала ему на главный недостаток его аргументации: сосредоточившись на живописи и скульптуре, Сальц на самом деле поддерживает консервативный стереотип о том, что именно эти виды творчества являются самыми важными в искусстве модернизма. По ее словам, критик преуменьшает значение графики, дизайна и фотографии — а в соответствующих отделах работ женщин-художниц предостаточно. Впрочем, Темкин согласилась с тем, что с половым неравенством в галереях живописи и скульптуры надо бороться. «Мы постоянно говорим об этом», — отмечает ее коллега Конни Батлер.
Тем не менее неравенство остается «больным вопросом». В 2005 году в Нью-Йорке образовалась группа художниц под названием Brainstormers, которая ставит своей целью разоблачение дискриминации в арт-мире. Коллектив продолжает борьбу, начатую в 1980-х годах легендарными радикальными феминистками Guerrilla Girls. Недавно девушки рассказали, что из 134 персональных выставок, прошедших в галереях Челси и Нижнего Ист-Сайда в этом сентябре, всего 30 процентов были посвящены творчеству женщин. «Гендерный баланс» в своей выставочной программе стараются соблюдать по меньшей мере шесть галерей, среди которых Galerie Lelong, D’Amelio Terras, 303 и PPOW.
Одна из главных задач, стоящих перед кураторами, — борьба с «маргинализацией» женского искусства. Камиль Морино (Camille Morineau), куратор выставки elles@centrepompidou, отмечает: «Во Франции вопрос о гендерном неравенстве поднимается нечасто. Поэтому я и решила устроить эту выставку. В каком-то смысле она нарушает табу. Если поместить женское творчество в самый центр, то вопрос о маргинализации будет снят. Правильно организовав выставку, можно переписать историю искусства».
«Когда такой крупный и престижный музей, как Центр Помпиду, полностью отдает свои главные выставочные пространства женщинам, то это можно воспринимать как очень серьезное заявление», — говорит главный куратор отдела модернизма Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA) Стефани Баррон (Stephanie Barron).
Джуди Чикаго, чья организация Through the Flower разработала программу по преподаванию «Званого ужина» в учебных заведениях, утверждает, что современные представления об искусстве женщин все еще подчинены стереотипам, согласно которым все творчество рассматривается лишь в отношении к магистральной линии в развитии искусства, которую «раз и навсегда» определили художники мужского пола и с белым цветом кожи. По словам художницы, нужно ввести женское творчество в мейнстрим, сделать так, чтобы будущие поколения воспринимали его не как исключительное явление, а как нормальную часть истории.
Участница группы Guerrilla Girls Кэте Кольвиц (Käthe Kollwitz) говорит, что прогресс уже есть, но о полной победе говорить пока рано. «Незадолго до открытия выставки WACK Музей современного искусства устроил симпозиум под названием Feminist Future, после которого наметились какие-то сдвиги — музей всерьез занялся подсчетом произведений женщин в своей коллекции и решил издать книгу. Два дня феминизма и одна книга — вот и все, чем мы можем похвастаться на сегодняшний день».
Как бы то ни было, даже Guerrilla Girls в последнее время повеселели. В рамках одной из последних акций художницы (вместе с группой Brainstormers) устроили сатирический пикет Художественного музея Бронкса, в котором проходила групповая выставка, все участники которой были женщинами. Они основали коллектив под названием MAN (Male Art Now — «Мужское искусство, сейчас же!») и придумали лозунги «Музей Бронкса несправедлив к мужчинам!» и «Музеи сдаются под натиском радикальных феминисток!» Еще пять лет назад такую акцию и представить себе было невозможно.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20091230_feminist_evolution.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20091230_feminist_evolution.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.