Искусство по-женски
В парижском центре Помпиду недавно открылась масштабная выставка, посвященная исключительно творчеству женщин-художниц
Недавно в постоянной экспозиции парижского центра Помпиду, где хранится одна из крупнейших в мире коллекций современного искусства, произошли значительные и необычные перемены. Отважный куратор Камий Морино (Camille Morineau) решила заполнить выставочные залы музея исключительно творениями женщин-художниц. Благодаря ее стараниям, посетители новой выставки под названием “elles@centrepompidou” смогут познакомиться с альтернативной историей искусства XX — XXI веков, создаваемой представительницами слабого пола.
«Конечно, это риск, — заявила Морино. — Исключить мужчин и показывать только женщин — жест революционный и в то же время позитивный. Но наш музей авангардный. Поступать не так, как другие, — часть культуры центра Помпиду».
Возможно, это и не первая подобная выставка в мире, как сказано в рекламе, но, несомненно, это первый проект такого масштаба. Экспозиция, занимающая два этажа музея, организована хронологически и тематически. В нее вошли около 500 работ, авторами которых являются больше 200 женщин. В их числе не только знаменитые художницы начала XX века, такие как Сюзанна Валадон (Suzanne Valadon), Соня Делоне (Sonia Delaunay) и Фрида Кало (Frida Kahlo), но и известные современные авторы: Луиз Буржуа (Louise Bourgeois), Пипилотти Рист (Pipilotti Rist) и многие другие. Среди экспонатов — живописные полотна, скульптуры, инсталляции, рисунки, фотографии, принты, видеоарт, мебель и даже архитектурные модели. Их поясняют цитаты художниц, которые куратор также поместила в экспозицию. Выставка, с периодическими перестановками и дополнениями, продлится целый год.
Экспозиция делится на семь тематических разделов. Первый из них называется «Пионеры» и посвящен творчеству женщин, которые стояли у истоков целого ряда новаторских направлений в искусстве первой половины XX века. Вторая часть, «Свободное пламя», объединяет художниц, которые отразили в своих произведениях критический взгляд на жизнь и искусство и бросили вызов сложившимся категориям и ограничениям. В третьей части, «Призыв тела», представлены работы авторов, обратившихся к изображению тела и связанных с этим стереотипов. Четвертый раздел, «Эксцентричная абстракция», рассказывает о женщинах, которые внесли огромный вклад в переосмысление различных визуальных и теоретических категорий, стремясь соединить абстрактное и фигуративное, концептуальное и чувственное. В пятой части, «Своя комната», название которой позаимствовано у Вирджинии Вульф (Virginia Woolf), рассматривается противоречивое отношение женщин к личному пространству, которое для них одновременно является местом заключения и свободы. Шестой раздел, «Словесное творчество», посвящен использованию языка в искусстве. И наконец, последний, седьмой раздел, «Нематериальное», знакомит зрителя с работами, которые опровергают традиционный взгляд на женское начало и, соответственно, женское творчество как на носителя идеи телесного, вещественного в противопоставлении нематериальному и духовному.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090531_elles_centrepompidou.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090531_elles_centrepompidou.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.