Art Investment

«Мушкетеры» Пикассо взяли штурмом июньские аукционы

Все больше коллекционеров обращают внимание на поздние работы великого художника

Недавно в Лондоне прошли торги произведениями импрессионистов и модернистов, устроенные аукционными домами Sotheby’s и Christie’s. Вечерний аукцион Christie’s, состоявшийся 23 июня, принес 37 миллионов фунтов (60,4 миллиона долларов), а Sotheby’s (24 июня) — 33,5 миллиона фунтов (55,3 миллиона долларов). Несмотря на то, что доход у Sotheby’s на несколько миллионов ниже, все сошлись на том, что именно эти торги были более успешными: доля проданных произведений составила 85 %, в то время как у Christie’s — 68 %. Статистика в денежном выражении у Sotheby’s тоже выше: 91 % против «кристисовских» 84 %.

На обоих аукционах были представлены высококлассные работы, но «блокбастеров» с многомиллионными эстимейтами не было. В трудные для экономики времена коллекционеры предпочитают держать свои шедевры при себе; им гораздо легче расстаться с работами, если аукционные дома предоставляют хорошие гарантии. Единственным гарантированным лотом июньских торгов импрессионистов и модернистов стало полотно Пабло Пикассо (Pablo Picasso) с изображением мушкетера, написанное на закате карьеры художника — в 1969 году.

К счастью для гарантированного покупателя, спрос на позднего Пикассо на аукционах был что надо. И Christie’s, и Sotheby’s представили картины под названием «Мужчина со шпагой», созданные, когда художнику шел уже 88-й год. Мушкетер на светлом фоне, выставленный на Christie’s, ушел за 5,8 миллиона фунтов при эстимейте 5–7 миллионов. Бывший владелец получил хороший доход — в 2005 году работа обошлась ему в 2,7 миллиона долларов. А «сотбисовский» мушкетер на красном фоне (тот самый, гарантированный лот) принес целых 7 миллионов фунтов при оценке 6–8 миллионов. Размером он поменьше, чем его «светлый» собрат, зато его репродукция украшала афишу важной выставки поздних работ Пикассо, прошедшей в 1970 году в Папском дворце Авиньона.

Хелена Ньюман (Helena Newman), вице-председатель отдела импрессионистов и модернистов Sotheby’s: «Двадцать лет назад произведения “голубого”, “розового”, “кубистического” и “классического” периодов считались вершиной творчества [Пикассо], именно они были самыми желанными для коллекционеров. Сейчас людей интересует все, что когда-либо создавал Пикассо: портреты Доры Маар и Мари-Терез [Вальтер], натюрморты 1940-х годов, поздние полотна».

Специалист Christie’s Оливье Камю (Olivier Camu) говорит, что поздняя живопись Пикассо может служить «мостиком» между модернизмом и современным искусством (contemporary art). «В то время как коллекционеры “классического” Пикассо воротят нос от его поздних работ, собирателей картин абстрактных экспрессионистов и даже экспрессионистов 1980-х, вроде Жана-Мишеля Баскии, привлекают эстетические качества и относительно умеренные цены этих больших, ярких, красочных полотен».

Руководитель отдела импрессионистов и модернистов Christie’s Джованна Бертаццони (Giovanna Bertazzoni) отмечает, что позднее творчество Пикассо интересно не только участникам арт-рынка, но и кураторам. Раньше картины 1960-х годов считались чуть ли не каракулями слабоумного старичка, а сейчас им посвящают большие музейные выставки. В недавнем каталоге галереи Гагосяна (Gagosian Gallery) было напечатано эссе Дакина Харта (Dakin Hart) под названием Peace and Love Picasso, где говорится, что картины с изображением мушкетеров содержат отсылки не только к творчеству Рембрандта и Веласкеса, но и к молодежным движениям того времени. Пикассо, убежденный пацифист со времен «Герники» и вообще человек широких взглядов, вполне мог симпатизировать юным хиппи. По словам Харта, он создал свою собственную «живописную контркультуру мушкетеров».

Как говорит арт-дилер из Женевы Габриэль Сафди (Gabriel Safdie), поздние картины Пикассо более привлекательны для молодых коллекционеров, которые считают кубизм слишком сухим и академичным, а ранние работы — слишком темными и мрачными.

«Сотбисовского» мушкетера приобрел ливанский финансист Самир Трабулси (Samir Traboulsi), а «кристисовский» достался арт-дилеру Давиду Нахмаду (David Nahmad). Нахмаду и его семье принадлежат несколько сотен работ Пикассо. Он начал покупать поздние работы художника еще в начале 1970-х годов, когда они стоили 40–50 тысяч фунтов. «Голубой период, Дора Маар, Мари-Терез… это как недвижимость в [лондонских районах] Майфэйр, Челси и Найтсбридж, — говорит Нахмад. — Мода приходит и уходит, но все в итоге повышается в цене».

Ранее подозревали, что Нахмады специально «взвинчивают» аукционные цены Пикассо для того, чтобы ценность работ из их собрания увеличилась. «Все, кто пытается манипулировать ценами, теряют деньги, — парирует Давид Нахмад. — Даже если я завтра умру, рынок Пикассо будет жить». Он так любит творчество Пикассо, что иногда покупает картины художника, когда-то проданные его семьей. «Арт-рынок — он для красоты и ума, — говорит арт-дилер. — Он не предназначен для того, чтобы там играли, как в казино».

В прошлом году Пикассо занял первое место в списке Top-10 художников по аукционному обороту в деньгах. Он также является автором самой дорогой картины, когда-либо проданной на аукционе.

Источники: moreintelligentlife.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090707_picasso_musketeers.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090707_picasso_musketeers.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».