Венецианские «львы» и арт-рынок
Влияют ли награды Венецианской биеннале на аукционную судьбу произведений их лауреатов?
7 июня открылась 53-я Венецианская биеннале — главная в мире выставка современного искусства. Днем ранее состоялось вручение премий. Главную награду — «Золотого льва» за лучшую экспозицию — получил павильон США, где выставлены произведения легенды концептуального искусства Брюса Наумана (Bruce Nauman). Другой «Золотой лев», который выдается лучшему художнику, достался немцу Тобиасу Ребергеру (Tobias Rehberger), оформившему кафетерий Дворца выставок. Интересно, влияют ли венецианские «львы» на рыночную судьбу произведений художников?
Первая Венецианская биеннале состоялась в 1895 году. Первых «Золотых львов» удостоились два художника: Джованни Сегантини (Giovanni Segantini) и Франческо Паоло Мичетти (Francesco Paolo Michetti). Больше ста лет прошло с той выставки, а этих живописцев не забыли — их работы регулярно появляются на аукционах. В прошлом году картина Мичетти «Возвращение с полей», написанная в 1875 году, принесла на миланских торгах Finarte 110 тысяч евро, благодаря чему годовой доход от продаж творений художника вырос на 400 процентов.
Впрочем, работы Сегантини и Мичетти появляются в основном на итальянских аукционах. Настоящий международный размах Биеннале приобрела в 1907 году, когда различные страны стали выставлять своих художников в отдельных павильонах. В последние десятилетия «Золотых львов» несколько раз получали настоящие «тяжеловесы» арт-рынка: в 1988 году награда досталась Джасперу Джонсу (Jasper Johns), в 1993-м — Антони Тапиесу (Antoni Tapies), в 1997-м — Герхарду Рихтеру (Gerhard Richter), а в 1999-м — Цаю Гоцяну (Cai Guoqiang).
Многие из обладателей «Золотых львов» до получения награды не могли похвастать особыми аукционными успехами. Благодаря премии цены на их работы повысились. Возьмем, например, такого художника, как Пьер Юиг (Pierre Huyghe). В 2000 году список его произведений, проданных на публичных торгах, насчитывал всего две работы. Они появились на провинциальном аукционе Dessaut во французском городке Армантьер и принесли весьма скромные суммы — около 200 евро каждая. В 2001 году Юиг получил «льва», и его произведения стали чаще выставляться на торги. В апреле 2006 года его принт «Улица Лонгвик, Дижон» ушел за 32 тысячи евро на парижском Christie’s. Эстимейт работы, заметим, составлял всего 8–12 тысяч. Вначале творения Юига продавались только на французских аукционах, но в 2008-м его работы появились в аукционных каталогах английских торгов Christie’s и Phillips de Pury. Похожая история с произведениями иранской художницы Ширин Нешат (Shirin Neshat), получившей главную награду Биеннале в 1999 году. В мае следующего года ее фотография «Без названия (Женщина с ружьем)» принесла на нью-йоркском Sotheby’s 16 тысяч долларов (специалисты аукционного дома оценивали работу в 4–6 тысяч). Между прочим, это было первое появление работы Нешат на открытых торгах.
Герхард Рихтер, который сейчас занимает пятое место в списке авторов самых дорогих работ среди ныне живущих художников и находится на седьмом месте в рейтинге Top-10 художников по аукционному обороту, уже в начале 1970-х участвовал в Биеннале и других крупных выставках, таких как Documenta в Касселе. Но серьезный рост цен на его работы начался в 1980-х. В год, когда он стал лауреатом «Золотого льва» (1997), список самых дорогих его творений возглавляла картина «Туристическое бюро», проданная на аукционе Sotheby’s за 410 тысяч фунтов стерлингов (677 тысяч долларов). А сейчас живописные работы Рихтера уходят за астрономические суммы: в прошлом году пять его картин принесли на аукционах более 10 миллионов долларов!
Концептуалист Цай Гоцян, входящий в число авторов самых дорогих работ среди азиатских художников, стал обладателем «Золотого льва» задолго до китайского арт-бума (напомним, что рынок искусства Поднебесной в период с января 2005 года по январь 2008-го вырос на 255 процентов). Через год после того, как Цай получил награду, его работа первый раз появилась на аукционе (Christie’s в Тайбэе). Это был рисунок порохом, ушедший за 95 тысяч долларов — в три раза больше эстимейта. В 2007 и 2008 годах рисунки похожих размеров приносили от 400 до 800 тысяч долларов. Рекордной для Цая является сумма 8,4 миллиона долларов, за которую в 2007 году ушла серия из 14 работ.
Ожидается, что в скором времени воспрянет и рынок произведений лауреата этого года — Тобиаса Ребергера. Самым дорогим произведением этого художника является скульптура Cutting Library, проданная в 2006 году на Sotheby’s за 14 тысяч фунтов (26 тысяч долларов).
В 2007 году на Биеннале впервые появился африканский павильон. В этом году в число новичков входят ОАЭ. Арт-рынок Эмиратов набирает обороты: в 2006 году в Дубаи открылось представительство Christie’s, а в 2008-м — филиал Bonhams. Вполне вероятно, что произведения художников, представляющих ОАЭ на Биеннале, вскоре можно будет увидеть в каталогах обоих аукционных домов…
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090614_golden_lions.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090614_golden_lions.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.