Лучшие художники ХХ века — по версии читателей газеты Times
Самым популярным в народе художником оказался Пабло Пикассо
Британская газета Times выяснила, каких художников ХХ и XXI века больше всего любят ее читатели. В прошлом году газета в сотрудничестве с галереей Чарльза Саатчи (Charles Saatchi) провела предварительное голосование, разместив на сайте Saatchi Online список из 600 имен, который мог дополнить любой желающий. Посетители сайта добавили более 200 имен. Из получившегося списка были выбраны 500 художников, которых и предложили для всеобщего голосования. На сайте посетители могли не только проголосовать за своих любимых авторов, но и познакомиться с творчеством тех, о ком они пока мало знают. Функция в том числе и просветительская: если «кликнуть» на имя любого художника в списке, то открывался сайт с информацией о нем. Окончательный рейтинг, включающий 200 художников, планировалось опубликовать в мае 2009 года. Подсчеты, видимо, немного затянулись, но не будем винить организаторов: за шестнадцать недель в голосовании приняли участие 1,4 миллиона человек!
Первое место предсказуемо занял Пабло Пикассо (Pablo Picasso). За ним идут Поль Сезанн (Paul Cézanne), Густав Климт (Gustav Klimt), Клод Моне (Claude Monet) и Марсель Дюшан (Marcel Duchamp). С первыми четырьмя все понятно, а вот как трикстер Дюшан смог обогнать таких популярных художников, как Энди Уорхол (Andy Warhol) и Сальвадор Дали (Salvador Dalí)?.. Загадка. Впрочем, Уорхол от Дюшана недалеко ушел — отцу поп-арта отдано 8-е место. А вот Дали оказался на 29-м.
Самым популярным американским художником читателями Times был признан Джексон Поллок (Jackson Pollock). Он находится на седьмом месте — между Уорхолом и Анри Матиссом (Henri Matisse). Вечный соперник Поллока Виллем де Кунинг (Willem de Kooning) занимает девятое место. А замыкает десятку идеолог строгой абстракции Пит Мондриан (Piet Mondrian).
Из своих соотечественников-британцев читатели Times больше всего любят Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon). Он оказался на 12-м месте. Среди представительниц прекрасного пола самой популярной является Фрида Кало (Frida Kahlo), занявшая 19-е место.
Первый ныне живущий художник в списке — Джаспер Джонс (Jasper Johns). Он находится на 18-м месте. Художники скандальной известности Джефф Кунс (Jeff Koons), Трейси Эмин (Tracey Emin) и Дэмиен Херст (Damien Hirst) заняли 51-е, 52-е и 53-е места соответственно. Что удивительно, потому что газеты и таблоиды пишут о них, мягко говоря, почаще, чем о Матиссе с Мондрианом.
Для читателей ARTinvestment.RU особый интерес представляет, конечно же, состав русских художников, вошедших в этот список. Тут наша победа оказалась не безоговорочной. Квоту на русских британцы сократили более чем вдвое. Ну и ладно. Они нас в дверь, а мы в окно. Из 26 русских художников, предложенных для первоначального голосования, в окончательный список из 200 имен вошли одиннадцать. Это Василий Кандинский (15-е место), Казимир Малевич (17) Марк Ротко (28), Хаим Сутин (56), Аршил Горки (57), Марк Шагал (71), Александр Архипенко (95), Александр Родченко (135), Владимир Татлин (145), Наум Габо (154) и Николя де Сталь (157). То есть Малевич с Кандинским (гении, определившие основной вектор развития искусства в ХХ веке) чудом затесались где-то между Фрэнсисом Бэконом и Фридой Кало. И на том спасибо. Ведь многим даже так не повезло. Вот список русских художников, кого читатели Times не включили в Top-200 своих художественных предпочтений: Лев Бакст, Макс Вебер, Наталия Гончарова, Соня Делоне, Илья Кабаков, Комар и Меламид, Жак Липшиц, Эль Лисицкий, Луиза Невелсон, Джулс Олицки, Серж Поляков, Любовь Попова, Павел Челищев, Алексей Явленский. Пожалуй, больше всего смущает наличие в списке «исключенных» основоположника экспрессионизма Алексея Явленского и отца концептуализма Ильи Кабакова. С другой стороны, спрос с народных голосований примерно как с кроссворда. Забавно, но не более того. А вот на тему PR-продвижения русской культуры за рубежом — информация к размышлению.
В Великобритании очень многое делается для того, чтобы повысить интерес публики к современному искусству. Взять хотя бы знаменитую британскую премию Тёрнера (современное искусство), которая привлекает столько же «болельщиков», сколько и некоторые спортивные соревнования. В разные годы ее призерами были Аниш Капур, Рэйчел Уайтрид, Энтони Гормли, а в 1995-м и сам любимец читателей ARTinvestment.RU Дэмиан Херст. К слову, не все победители премии Тёрнера в дальнейшем выбиваются в люди — но это уже другая история.
Замечено, что любые подобные конкурсы и премии «двигают» современное искусство. Размышляя о том, кого из номинантов поддержать, люди приходят к пониманию того, какое искусство им нравится и что они в нем больше всего ценят. «Состязательный» дух премии стимулирует интеллектуальные дискуссии. Недавно Саатчи объявил о запуске нового реалити-шоу, в котором будут участвовать молодые художники. Эти авторы, а также различные гости — знаменитости из мира искусства — будут высказывать свои мнения по поводу того, чем руководствуются художники, создавая «нетрадиционные» произведения. Здесь тоже можно будет «поболеть» за понравившихся участников. Тот, чьи произведения будут признаны наиболее впечатляющими, получит шанс выставить их в петербургском Государственном Эрмитаже.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090610_times_top_200results.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090610_times_top_200results.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.