Итоги TEFAF: «старые мастера выгоднее, чем золотые самородки»
С 13 по 22 марта в Маастрихте прошла крупнейшая в мире ярмарка искусства и антиквариата — TEFAF (The European Fine Art Fair)
С 13 по 22 марта в Маастрихте прошла крупнейшая в мире ярмарка искусства и антиквариата — TEFAF (The European Fine Art Fair). В ней участвовали 239 дилеров из шестнадцати стран — Аргентины, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Канады, Китая, Монако, Нидерландов, Португалии, США, Франции, Швейцарии и Швеции. Организатор мероприятия — конфедерация европейских арт-дилеров.
Традиционно ярмарка TEFAF включала в себя четыре раздела: искусство XX века, произведения старых мастеров, древности и этническое искусство, ювелирные изделия. В этом году добавился еще один раздел, посвященный дизайну. Ярмарка 2009 года стала 22-й по счету. Общая стоимость выставленных на продажу предметов была оценена в миллиард долларов.
На ярмарке можно было увидеть произведения выдающихся художников XX века, таких как Василий Кандинский, Эмиль Нольде (Emil Nolde), Луиз Буржуа (Louise Bourgeois) и Жан-Мишель Баскиа (Jean-Michel Basquiat). Но самой главной «приманкой» ярмарки были и остаются произведения старых мастеров.
Лондонский дилер, Джеймс Митчелл (James Mitchell) заявил, что старается никогда не пропускать TEFAF. Стенд его галереи John Mitchell Fine Paintings, продающей творения старых мастеров и художников XIX века, появился на ярмарке в 19-й раз. По словам Митчелла, на деньги, заработанные за десять дней TEFAF, галерея может существовать полгода. Он отметил, что многие коллекционеры работ старых мастеров не ходят в галереи и на аукционы, и покупают произведения для своих собраний только на ярмарке в Маастрихте.
«(Покупать — Ред.) старых мастеров выгоднее, чем золотые самородки, если вы ищете что-нибудь, что не потеряет в цене», — сказал другой лондонский дилер, Кловис Уитфилд (Clovis Whitfield) из галереи Whitfield Fine Art. На его стенде красовалась недавно обнаруженная и отреставрированная картина Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto) «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» (1513) с ценником «8,5 миллиона евро».
Галерея Bernheimer-Colnaghi (Лондон и Мюнхен), занимающаяся продажей произведений старых мастеров, предлагала небольшой портрет неизвестного бородатого мужчины кисти Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens) за 5,5 миллиона евро, но коллекционеру из США она досталась менее чем за 5 миллионов. Работа была написана художником в 1611 году, после того как он вернулся в Антверпен из Италии. По словам владельца галереи Конрада Бернхаймера (Konrad Bernheimer), она была куплена у одного из клиентов несколько месяцев назад.
Арт-дилер из Маастрихта Вильям Ноортман (William Noortman), глава принадлежащей аукционному дому Sotheby’s галереи Noortman Master Paintings, удачно продал полотно голландского мастера XVII века Габриэля Метсю (Gabriel Metsu). За картину, на которой изображена пожилая дама, коллекционер с Восточного побережья США выложил цену, близкую к сумме на ценнике (3,6 миллионов евро).
Парижская галерея Haboldt & Co., тоже занимающаяся старыми мастерами, в первый день ярмарки продала пять картин, включая 15-сантиметровый натюрморт с бокалом вина кисти живописца XVII века Себастьена Стоскопффа (Sebastien Stoskopff). Цена произведения составила 650 тысяч евро. Представитель галереи Дуко Вилдебур (Duco Wildeboer) заявил, что на прошлогодней TEFAF они выручили бы ту же сумму.
Лондонский галерист Джонни ван Хефтен (Johnny van Haeften) в первый день ярмарки продал шесть картин. Еще три были зарезервированы. Этот первый день TEFAF был самым удачным в истории галереи. К субботнему утру Ван Хефтену удалось продать 12 полотен. Одно из самых дорогих — уличная сцена кисти Яна Брейгеля-старшего (Jan Brueghel the Elder) и Йоссе де Момпера-младшего (Josse de Momper the Younger) стоимостью около 500 тысяч фунтов стерлингов (532 тысячи евро). Еще одна картина, речной пейзаж кисти художника XVII века Мартена Риккерта (Maerten Ryckaert), ушла за 800 тысяч фунтов (852 тысячи евро). По словам представителя галереи Дэвида Далласа (David Dallas), «дилеры сейчас чувствуют оптимизм». Он отмечает, что благодаря триумфальной распродаже коллекции Ива Сен-Лорана (Yves Saint-Laurent) и Пьера Берже (Pierre Bergé) многие вспомнили о том, что искусство — прекрасный объект для инвестиций.
Дилер из Лондона Дэниэл Катц (Daniel Katz), чья галерея продает скульптуры эпохи Ренессанса, говорит, что дела у них на ярмарке шли хорошо. Например, бронзовая скульптура Нептуна, выполненная в XVI веке итальянским скульптором Тициано Минио (Tiziano Minio), принесла сумму, превышающую 300 тысяч евро (но меньше 500 тысяч). Купил работу собиратель из Европы.
Раймунд Томас (Raimund Thomas), глава мюнхенской Galerie Thomas, специализирующейся на искусстве немецких экспрессионистов, продал пейзаж Эмиля Нольде (середина 1920-х) за сумму, чуть-чуть не дотягивающую до 2 миллионов евро, и акварель Кандинского (1924) за 1 миллион. По словам Томаса, в этом году он снизил цены на 20 процентов. Он говорит, что рынок на произведения немецких экспрессионистов остается стабильным.
Другой дилер, Ричард Надь (Richard Nagy) из Лондона, выставил на продажу картину с изображением матери и ребенка, написанную в 1911 году австрийским экспрессионистом Эгоном Шиле (Egon Schiele). Цена — 8,5 миллионов евро, и пока что Надь ждет ответа от потенциального покупателя. По его словам, в последние пять лет на галерейный рынок выходило очень мало ценных произведений Шиле, и в прошлом году он попросил бы за картину не менее 11 миллионов.
Мадридская галерея Caylus привезла на ярмарку прекрасное полотно Эль Греко (El Greco) «Христос, обнимающий крест», оцененное в 4,75 миллиона евро, которое, по словам директора, уже зарезервировано неким коллекционером из Европы.
Нью-йоркскому галеристу Кристофу ван де Веге (Christoph van de Weghe) удалось выручить 3,5 миллиона евро за картину Жана-Мишеля Баскиа (Jean-Michel Basquiat) «Без названия (Черный спортсмен)» (1982). Покупателем работы стал глава ювелирной компании Graff Лоуренс Графф (Laurence Graff). Незадолго до этого Графф продал на TEFAF бриллиант за 5 миллионов долларов. По словам миллиардера, картина Баскиа была лучшим произведением современного искусства на ярмарке. В коллекции Граффа есть еще несколько работ американского художника, в том числе картина с изображением боксера, купленная за 8 миллионов долларов.
Кристоф ван де Веге также продал скульптуру из фибергласса «Старик на скамейке», выполненную в 1977 году американским художником Дуэйном Хэнсоном (Duane Hanson). Работа ушла за 475 тысяч долларов. Ее купил представитель голландского частного музея. Раньше скульптура входила в коллекцию Чарльза Саатчи (Charles Saatchi).
«По сравнению с прошлым годом я снизил цены до 30 процентов, — заявил Кристоф ван де Веге. — Если вы предлагаете клиентам хорошие работы по привлекательным ценам, то их интерес вам обеспечен». Подобная политика принесла свои плоды: в целом ему удалось выручить за проданные произведения современного искусства около 6 миллионов евро.
О снижении цен говорил и Дэвид Лейбер (David Leiber), директор нью-йоркской галереи Sperone Westwater. По его словам, стоимость проданных им работ варьировалась от 80 до 360 тысяч долларов. Самой дорогой стала картина Энди Уорхола (Andy Warhol) 1976 года с изображением кокер-спаниеля, принадлежавшего медиа-магнату из Нью-Йорка Питеру Бранту (Peter Brant). Как пояснил Лейбер, 12 месяцев назад покупателю пришлось бы отдать за нее на 90 тысяч больше.
Лондонский дилер Чарльз Беддингтон, который специализируется на итальянских пейзажах, рассказал, что продал семь произведений старых мастеров, стоимостью от 10 тысяч евро и почти до миллиона.
Паоло Ведови (Paolo Vedovi) из галереи Odermatt-Vedovi удачно продал черную «Пространственную концепцию», созданную в 1962 году Лучио Фонтаной (Lucio Fontana). Она принесла около 2,5 миллиона евро и досталась коллекционеру из Швейцарии. А работа «Корзина» Гилберта и Джорджа (Gilbert & George) ушла за 600 тысяч долларов. «TEFAF — настоящее Эльдорадо для миллиардеров, — заявил Ведови. — Здесь вы можете встретить людей, которых не увидите на аукционах». По его словам, сейчас стали возвращаться признанные коллекционеры, которые выбыли из игры во время ажиотажа последних трех лет на рынке современного искусства.
Еще одной громкой продажей смогла похвастаться галерея Hauser & Wirth (Лондон и Цюрих). Кто-то купил на ее стенде три скульптуры Луиз Буржуа (Louise Bourgeois) из серии «Персонажи». За каждую из них галерея просила 1 миллион долларов. А сюрреалистическая работа Макса Эрнста (Max Ernst) «Человек из насекомых» (1931) принесла галерее 1 миллион евро.
Жан-Франсуа Хейм (Jean-Francois Heim) из Парижа продал американскому коллекционеру картину Гюстава Моро (Gustave Moreau) «Геркулес и стимфалийские птицы», а лондонская компания John Mitchell Fine Paintings нашла покупателя на «Обращение Святого Павла», написанное французским художником XVII века Себастьяном Бурдоном (Sebastien Bourdon). Немецкая галерея Kunsthandlung Helmut H. Rumbler из Франкфурта-на-Майне получила 300 тысяч евро за полный комплект из 33 офортов знаменитого испанца Франсиско Гойи (Francisco Goya) «Тавромахия». Ярмарка прошла успешно и для Бена Брауна (Ben Brown), приехавшего на TEFAF из Лондона впервые: он удачно продал картину «Поиск абсолюта» бельгийского сюрреалиста Рене Магритта (Rene Magritte).
По словам Хайнриха цу Хоэнлоэ (Heinrich zu Hohenlohe), директора лондонской компании Dickinson, выставленная на их стенде пастель Эдгара Дега (Edgar Degas) «Утренний туалет» (1894) была продана за несколько дней до открытия ярмарки. Сумма, которую она принесла, превышает 10 миллионов евро, но не дотягивает до 20 миллионов.
Среди других работ, купленных до начала TEFAF, выделяется сюрреалистический снимок Мэна Рэя (Man Ray) «Черная и белая» (1926), который представила берлинская галерея Kicken, специализирующаяся на фотографии. По словам директора, Рудольфа Киккена (Rudolf Kicken), работу купил европейский коллекционер. За вещь было заплачено 600 тысяч евро.
Специалисты Kicken, как и их коллеги из других галерей, занимающиеся фотографией, участвовали в TEFAF впервые и остались очень довольны своим «дебютом». Они также выразили надежду на то, что ряды участников в этом новом для ярмарки направлении в следующем году пополнятся.
За несколько часов до открытия ярмарки дилер из Лондона Даниэлла Люксембург (Daniella Luxembourg) продала скульптуру Лучано Фабро (Luciano Fabro) Sullo Stato (1970). Работа, выполненная в форме карты Италии, принесла 700 тысяч евро. Она была одним из главных экспонатов выставки «Катастрофы», которую Люксембург устроила на своем стенде.
В разделах TEFAF, посвященных античным и этническим произведениям, а также ювелирным изделиям, дела тоже обстояли неплохо. Компании Jorge Welsh Porcelain & Works of Art из Лиссабона удалось найти много новых клиентов. В числе проданных ими произведений — две китайские напольные вазы, выполненные около 1750 года, которые достались покупателю из Китая. Арт-дилер Луис Алегриа (Luis Alegria), также прибывший из Португалии (Порту), продал редкий кувшин грушевидной формы с росписью в бело-голубых тонах, который относится к периоду правления императора Цзяцзина (1522–1566). На стенде дилеров из Амстерадама Blitz Chinese Ceramics & Works of Art французский коллекционер приобрел бронзовую фигурку буйвола IX века до н. э.
Интерес коллекционеров, посетивших TEFAF, вызвали значительные произведения античной скульптуры. Частному собирателю из Испании за 200 тысяч евро досталась эллинистическая мраморная голова Афродиты, выставленная нью-йоркской галереей Royal-Athena. Еще одна эллинистическая Афродита — на этот раз целиком — перешла от лондонского дилера Руперта Вейса (Rupert Wace) коллекционеру из США за 400 тысяч евро.
«В целом рынок античных произведений более стабилен, на нем меньше спекуляций», — заявил лондонский дилер Джеймс Ид (James Ede), представляющий Charles Ede Ltd. В первый же вечер работы ярмарки он продал греческую бронзовую статуэтку Геракла, датируемую I веком до н. э. за сумму 300–500 тысяч евро. «На самом деле цены на лучшие предметы за последний год поднялись на 10–20 процентов», — добавил он.
На ярмарке были замечены такие арт-магнаты, как катарский шейх Сауд аль-Тани (Saud al-Thani) и нью-йоркский коллекционер современного искусства Адам Линдеманн (Adam Lindemann). По словам дилера Дэниэла Катца, TEFAF посетили кураторы Музея Гетти (Лос-Анджелес), Национальной галереи (Вашингтон), Музея изящных искусств (Хьюстон), Музея Фитцуильяма (Кэмбридж) и Музея Эшмола (Оксфорд), а также нью-йоркского музея Метрополитен, Британского музея, Лувра, Прадо и Эрмитажа.
На 22-й ежегодной ярмарке TEFAF побывали 67 755 человек. Эта цифра на 7,7 процента ниже, чем в прошлом году. По словам арт-дилеров, уменьшилось и число посетителей из США. Зато в этом году на TEFAF присутствовали 222 музея из разных стран мира — это новый рекорд, превысивший результат 2008 года на 3,7 процента.
В следующем году TEFAF пройдет с 12 по 21 марта в выставочно-конференционном центре в Маастрихте (MECC).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090326_tefaf.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090326_tefaf.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.