Art Investment

Ян Фабр — художник и энтомолог

Artprice.com рассказывает о популярном бельгийском художнике, выставка которого недавно завершилась в Лувре

Ян Фабр (Jan Fabre) родился в 1958 году в Антверпене, Бельгия. Он является потомком энтомолога и писателя Жана-Анри Фабра (Jean-Henri Fabre, 1823–1915), многое сделавшего и для науки, и для ее популяризации. Главными объектами изучения Фабра были жуки. Восхищение насекомыми передалось и правнуку ученого: переливчатые панцири жуков являются одним из его излюбленных материалов. В 2002 году художник осуществил свой самый масштабный проект, в котором использовал для украшения Зеркального зала Королевского дворца в Брюсселе 1,4 миллиона надкрылий экзотических азиатских жуков. Впрочем, Ян Фабр знаменит не только своими инсталляциями из насекомых. Он также является драматургом, перформанс-артистом, хореографом, дизайнером, скульптором и графиком.

Недавно Фабр отметил 50-летие в самом знаменитом музее мира — парижском Лувре. С 11 апреля по 7 июля этого года в залах фламандской живописи можно было увидеть скульптуры и инсталляции Фабра. Не обошлось без скандала: петиция c требованием закрыть выставку дошла даже до министра культуры Франции Кристин Альбанель (Christine Albanel). Искусство Фабра очень впечатляюще, провокационно, и каждый его показ сопровождается бурной полемикой (не обошлось без нее и на форуме ARTinvestment.RU. — Ред.).

Кроме выставок в Бельгии, Фабр участвовал в таких мероприятиях, как Documenta в Касселе и биеннале в Венеции. Персональные выставки художника проходили в Амстердаме, Лондоне, Барселоне, Варшаве и Мюнхене.

Вместе с тем работы Фабра — это тот случай, когда статус художника-провокатора пока еще не вызвал ценового безумия на рынке: 92 процента работ Фабра, проданных на аукционах, ушли за суммы, не превышающие 10 тысяч евро.

Большинство произведений Фабра продаются в Бельгии (аукцион De Vuyst), Германии (Lempertz) и Нидерландах. В июне на торги Sotheby’s в Амстердаме была выставлена его скульптура в форме запятой (кость, покрытая жуками). Эстимейт этой работы (115 см) составил 4–6 тысяч евро, но она осталась непроданной. Это странно, поскольку произведений Фабра на вторичный рынок поступает очень мало: за два с половиной года (с декабря 2005) на торги не было выставлено ни одной его скульптуры.

Работы Фабра впервые появились на аукционе в 1992 году: на торги De Vuyst и Campo & Campo были выставлены два его рисунка. Дебют был не очень впечатляющий: графические произведения ушли с молотка за суммы, эквивалентные 830 и 1 000 евро. Пять лет спустя пришел первый аукционный успех: на торгах современного искусства и модернизма Sotheby’s в Амстердаме один из его рисунков шариковой ручкой (у Фабра они ценятся больше, чем рисунки чернилами), под названием Sabel, был продан за 11 500 гульденов (5 255 евро), с двукратным превышением эстимейта. А в 1998 году маленькие инсталляции («Скульптуры пауков») ушли на Sotheby’s в Лондоне за 2 000 и 2 200 фунтов (около 3 тысяч евро). В 2003 году произведение Фабра впервые появилось на аукционе в Нью-Йорке: маленький череп из каучука и «органических материалов» был продан за 2 300 долларов на Phillips de Pury & Luxembourg.

Но суммы, которые принесли продажи на аукционах в США и Великобритании, — это только начало. Самого большого успеха Фабр добился на бельгийских торгах. С 2001 по 2005 год три его скульптуры были проданы на De Vuyst по ценам от 10 до 20 тысяч евро каждая. Одна из этих работ, «Фламандский воин», состоящая из доспехов и множества разноцветных жуков, была продана за 17 тысяч и стала самой дорогой работой художника. Четырьмя годами ранее похожая работа (из тех же материалов) под названием «Четки рыцаря» ушла на De Vuyst за 500 тысяч бельгийских франков (около 12 400 евро).

Недостаток скульптур Фабра на арт-рынке отчасти компенсируется продажами рисунков, фотографий, картин и принтов. Самые дорогие — рисунки, которые художник выполнил собственной кровью. Серия из шести рисунков кровью под названием «Моя кровь, мое тело, мой пейзаж» (1978) принесла 12 тысяч евро на De Vuyst в декабре 2006 года. Из восьми вещей, появившихся на торгах с марта по июнь 2008 года, пять были графическими работами. Цена одной из них — 20-сантиметрового коллажа с изображением навозного жука — на аукционе Massol во Франции не достигла даже нижней границы эстимейта.

Источники: www.artprice.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080725_jan_fabre.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080725_jan_fabre.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».