Art Investment

Куба — это новая Россия. Она же новый Китай

В мире искусства очевиден рост интереса к творчеству кубинских художников — как модернистов, так и наших современников

Согласно американскому изданию The Christian Science Monitor, творчество уроженцев Острова свободы становится все более популярным. Недавно в Музее латиноамериканского искусства (Лонг-Бич, Калифорния) открылись выставки двух самых знаменитых кубинских художников — сюрреалиста Вифредо Лама (Wifredo Lam) и современного художника Карлоса Луны (Carlos Luna). В картинах обоих живописцев нашли отражение темы, важные для кубинских художников всех поколений, в частности тема поиска своей культурной идентичности. «Страна победившего социализма», находящаяся на перекрестке могущественных североамериканской и латиноамериканской цивилизаций, взрастила на этих противоречиях самобытную культуру. Выставки Лама и Луны являются еще одним доказательством того, что кубинское искусство (и вообще искусство Латинской Америки) сейчас — hot. В конце мая в этой области был установлен новый рекорд: картина мексиканского авангардиста Руфино Тамайо (Rufino Tamayo) была продана за 7,2 миллиона долларов и стала самым дорогим произведением латиноамериканского искусства. В нью-йоркском музее Metropolitan недавно завершилась первая крупная выставка работ кубинских художников. А представители единственной в США галереи, продающей исключительно искусство Острова свободы, сообщили, что за прошлый год их оборот вырос в три раза и составил 13 миллионов долларов.

«Куба всегда находилась на перекрестке [культур. — Ред.]», — говорит Кертис Картер (Curtis Carter), организатор выставки Вифредо Лама. Исторически сложилось так, что эта маленькая карибская страна с населением всего 11 миллионов человек впитала в себя культурные влияния всего мира. Но последние 50 лет из-за диктаторского режима Фиделя Кастро (Fidel Castro) свободомыслящим художникам было очень сложно создавать свои произведения. Дабы быть услышанными, многим из них пришлось бежать за границу. Из-за торгового эмбарго, введенного Соединенными Штатами, очень немногие произведения кубинского искусства попали за рубеж. Но казавшееся вечностью правление Фиделя закончилось, и к власти пришел его младший брат Рауль (Raul Castro). Благодаря Раулю на Кубе началась своего рода «оттепель» — сейчас все находятся в ожидании важных политических и социальных реформ. Смягчение режима отразилось и на художественной жизни острова — многие молодые кубинские художники готовы выйти на мировую арт-сцену.

Прошлое десятилетие ознаменовалось бумом на русское искусство, главной арт-модой 2000-х стал Китай… Очередь за Кубой? По мнению директора Cernuda Arte Gallery во Флориде Рамона Сернуды (Ramon Cernuda), «когда в странах происходят серьезные общественные потрясения, их арт-рынки приобретают ценность и выходят на мировой рынок искусства».

«Время пришло», — говорит знаменитый кубинский художник Карлос Луна, ныне проживающий в Майами. По его словам, Куба находилась на обочине мирового художественного процесса слишком долго. Луна отмечает, что в его работах отразилась борьба кубинских художников против гнета властей. На его картины, рисунки и скульптуры также повлияли такие реалии кубинской культуры, как испанский католицизм и африканская сантерия. (Сантерия — это синкретическая религия, распространенная в карибских странах. Она представляет собой синтез верований рабов, привезенных в Латинскую Америку из Западной Африки.)

Карлос Луна гордится тем, что его сравнивают с Вифредо Ламом, одним из самых известных латиноамериканских модернистов. В отличие от Луны, Лам поддерживал режим Кастро, но у этих двух художников много общего. По словам Луны, фундаментальные принципы их работы одинаковы — это любовь к кубинскому народу и желание рассказать его историю. «Гуахиро» (простой человек) постоянно появляется в живописи Луны и является главным героем его знаменитой картины «Большой танец мамбо» (El Gran Mambo). «Я рассказываю своим детям о моем деде, о моем отце, чтобы они знали, кто их предки. У человека без прошлого нет будущего», — поясняет Луна.

Что касается Вифредо Лама (8.12.1902 — 11.09.1982), то здесь можно только ликовать: наконец-то творчество этого талантливого художника удостоено должного внимания. Несмотря на то, что Лам является одним из самых известных представителей сюрреализма и дружил с такими крупными фигурами, как Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и Андре Бретон (Andre Breton), столь масштабных выставок его произведений, как в Музее латиноамериканского искусства, раньше не устраивали. «Латиноамериканские художники долго страдали от того, что их считали менее талантливыми, чем европейцы, — рассказывает Рафаэль Окасио (Rafael Ocasio), специалист по латиноамериканскому искусству Agnes Scott College (шт. Джорджия, США). — Просто многие считали их искусство экзотическим или вообще примитивным». Хотя это далеко не так.

Правительство Кубы выделяло немало средств на художественное образование молодежи, поэтому в стране много профессиональных художников. «В том, что касается качества и содержания работ, кубинцы по-настоящему преуспели, — отмечает Окасио. — Наконец-то мир открыл на это глаза».

Коллекционерам кубинское искусство тоже интересно. Аллан Босс (Allan Boss) из Нью-Йорка, уже давно собирающий произведения художников с Острова свободы, гордится своим недавним приобретением — акварелями «мирового класса».

Мари-Клаудиа Хименес (Mari-Claudia Jimenez), эксперт специализирующейся на искусстве нью-йоркской юридической фирмы Herrick Fenstein, говорит, что основной проблемой, препятствующей распространению кубинского искусства, является торговое эмбарго. Американцам не разрешается заключать сделки с «врагами». Но дела постепенно меняются к лучшему.

Рамон Сернуда вспоминает о своей борьбе за право покупать кубинское искусство. В 1980-х годах он публично заявил о том, что, несмотря на эмбарго, его право покупать и выставлять произведения кубинских художников гарантировано Конституцией. Весной 1988 года он и несколько других коллекционеров организовали в Майами выставку искусства Кубы, на которой экспонировались произведения Вифредо Лама, Рене Портокарреро (Rene Portocarrero), Амелии Пелаэс (Amelia Pelaez) и др. Многие жители города были против выставки «врагов» и постоянно устраивали под окнами музея демонстрации в знак протеста. Один ненавистник режима Кастро купил на выставке картину и публично сжег ее. Дошло даже до того, что у двери музея взорвали бомбу. По словам Сернуды, он получил столько угроз, что просто устал жаловаться на них в ФБР. А в 1989 году галерист был арестован — его обвинили в нарушении эмбарго. Но судья встал на сторону Сернуды, признав произведения искусства «информационным материалом», на который торговый запрет не распространяется. Коллекционер был оправдан, и произведения кубинских художников стали появляться в галереях по всей Америке. А сам Сернуда собрал одну из крупнейших в мире коллекций искусства Острова свободы.

Выставки Вифредо Лама и Карлоса Луны в Лонг-Бич пользуются большой популярностью у любителей искусства. «Эти работы такие необычные, — рассказывает один из посетителей выставки, молодой художник Стивен Амадо (Steven Amado). — Такое ощущение, будто я открываю для себя новый мир… Искусство — самый чистый способ взаимодействия культур. Оно не проповедует, оно просто разговаривает с тобой по душам».

Источники: www.csmonitor.com, www.cubamania.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080719_cuban_artists.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080719_cuban_artists.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».