- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм
Фотоклуб «Новатор»
ARTinvestment.RU 18 декабря 2013
Клуб — легенда. Клуб — эпоха. Московский фотоклуб «Новатор» воспитал целую плеяду фотографов — любителей и профессионалов
История фотоклуба «Новатор» началась в 1961 году, когда фотографы Александр Хлебников и Георгий Сошальский решили создать клуб для встреч с единомышленниками — профессионалами и любителями фотографии. Во время оттепели 1960-х фотолюбительство захлестнуло всю страну: стали более доступны фотоаппараты и товары для печати, фотография стала популярным увлечением.
Фотоклуб «Новатор» собирал фотографов-любителей, которые в обычной жизни работали врачами, инженерами и даже слесарями, но увлекались фотографией. Встречи клуба проходили еженедельно в Доме культуры строителей «Новатор», который и дал название фотоклубу (поэтому название клуба никак не связано с амбициями фотографов). На встречах фотографы обменивались информацией, мнениями, обсуждали снимки друг друга.
К середине 1960-х количество членов клуба превысило 300 человек. Это и неудивительно. Руководство фотоклуба привлекало на собрания лучших профессиональных фотографов: секцию репортажа вел Борис Игнатович, секцию пейзажа — Сергей Иванов-Аллилуев, на собрания приходили также пикториалист Василий Улитин и Абрам Штеренберг. Руководители фотоклуба Хлебников и Сошальский изначально поставили высокую планку для художественного уровня работ, чтобы он позволял говорить об определенной художественной программе, а возможно, в будущем и о художественной школе. По крайней мере у клуба должно было быть свое «лицо». И лицо это сформировалось в 1960–70-е, когда снимки «новаторцев» выставлялись на многочисленных выставках по всей стране и фотографы часто стали занимать первые места на конкурсах. Благодаря своей популярности «Новатор» стал центром фотолюбительского движения.
Любители в клубе становились фотографами с художественным вкусом и техническим мастерством. Некоторые начинали работать фотожурналистами. Эта прослойка называлась «элитой фотолюбительства» (термин фото-критика В. Т. Стигнеева). Характерной чертой «новаторцев» 1960-х было увлечение репортажной и жанровой фотографией.
Костяк фотоклуба в 1960-е составляли Александр Хлебников, Георгий Сошальский, Анатолий Болдин, Юрий Луньков, Михаил Дашевский, Анатолий Ерин, Виктор Башкин, С. Н. Иванов, Николай Лаврентьев, Валентина Зеленова, Александр Виханский, Евгений Немчинов, Рустам Агасьянц и другие.
Александр Владимирович Хлебников (1897–1979) занимался прикладной фотографией, достиг высокого мастерства в этой области. Хлебников специализировался на фотографии рекламы, кинематографа, на репродукционной съемке, создавал фотограммы. С 1963 по 1965 Хлебников был председателем фотоклуба, но фактически руководил им вместе с Георгием Сошальским.
В 2008-м за фотографию Хлебникова «Натюрморт — Молоко» заплатили 1 320 фунтов на торгах Bonhams в Лондоне. В 2012-м на торгах Российского аукционного дома в Москве за фотографию «Перчатка» заплатили 150 тысяч рублей.
Георгий Николаевич Сошальский (1895–1993) в фотографию пришел из юриспруденции. Сошальский занимался прикладной фотографией, снимал жизнь и быт людей в Средней Азии, разработал уникальный метод изготовления диапозитивов (с 1929 был директором фабрики диапозитивов). В 1963–1969 Сошальский был председателем «Новатора», учителем для многих членов клуба.
В 1971–1978, 1979–1983 и 1985–1991 председателем клуба был фотограф Анатолий Константинович Болдин (1937). В «Новатор» вступил в 1968-м. занимается жанровой съемкой. Автор или соавтор книг о Г. Н. Сошальском (Москва, 2005), о фотоклубе «Новатор» 1960-х (Москва, 2008) и 1970-х (Москва, 2013).
Михаил Аронович Дашевский (1935) стал членом клуба в 1968-м, занимается жанровой съемкой.
Анатолий Николаевич Ерин (1936–2010) вступил в клуб в 1964-м. Автор огромного количества пейзажей, мотивы для своих снимков он находил в Карелии и Архангельской области, в Подмосковье. Работал мягкорисующей оптикой и моноклем (которые нередко конструировал сам) в оригинальной технике, близкой к пикториализму и позже получившей самостоятельное название — неопикториализм.
В 1970-х фотографы увлекались сложными способами обработки негатива и позитива, некоторые обращались к пикториальной эстетике. Зачастую фотографы прибегали к фотомонтажу, с акцентом на графику (даже появился термин «фотографика»).
Ключевыми фигурами в фотоклубе в 1970-е были: Георгий Колосов, Алексей Васильев, Борис Долматовский, Игорь Пальмин, Галина Лукьянова, Михаил Голосовский, Елена Глазачева, Павел Ивченко, М. Кан, В. П. Рунов, Петр Носов, Виталий Сенин, Валерий Егоров, Эдуард Мусин и другие.
Георгий Мстиславович Колосов (1945) вступил в фотоклуб в 1978-м. Действующий фотограф, преподаватель, куратор выставок, автор статей о пикториализме, исследователь творчества Н. П. Андреева и соучредитель Центра его имени. С 1983 по 1985 был председателем фотоклуба. Так же, как и Анатолий Ерин, снимал пейзажи Русского Севера в стилистике неопикториализма, разрабатывал собственные схемы мягкорисующей оптики.
Фотограф Борис Георгиевич Долматовский (1942) пришел в «Новатор» в 1972-м. Он стал известен после публикации фотографии юного Гарри Каспарова на шахматном турнире в журнале «Советское фото».
В 1968-м Михаил Иванович Голосовский (1936) основал фотоклуб «Красногорск», в том же году вступил в клуб «Новатор». Голосовский — не только фотограф, но и ведущий коллекционер отечественной фотографии, которую начал собирать с 1970-х.
Жена Голосовского — фотограф Галина Лукьянова (1943) — также была участницей фотоклубов «Красногорск» и «Новатор». Лукьянова занималась детским фотографическим образованием, вела рубрику «Язык фотографии» в журнале «Советское фото» (1984–1987).
В 1980-х на первый план вышла фотография социальная. Фотографов интересовала реальная жизнь людей, их заботы и переживания. В 1980-х в фотоклубе на первом месте было самовыражение, индивидуальное отношение фотографа к происходящему. В то время у многих членов клуба появляется авторский стиль. Если раньше на подписи к фотографии указывалось только название клуба и дата создания, то теперь важнее было имя автора.
В конце 1970-х — начале 1980-х в фотоклуб пришли Борис Савельев, Елена Гладышева, Александр Фурсов, Сергей Тер-Оганесов, Александр Шечков.
Борис Александрович Савельев (1947) больше известен не как член фотоклуба «Новатор», а как сформировавшийся фотограф, неформальный творческий лидер, со своим узнаваемым стилем съемки. Савельев всегда сам печатает свои фотографии, используя различные техники ручной печати (гуммиарабик, платиновая печать). Савельев — признанный мастер, у него уже состоялось более 20 персональных выставок. Его работы находятся в коллекциях многих музеев в России и за рубежом.
В 2011 на торгах Piasa в Париже фотографию «Черновцы» купили за 1 148 евро, а за снимок «Москва» 1987 года заплатили 893 евро.
В 1990-х фотоклубу без материальной поддержки существовать было тяжело. «Новатор» растерял свой былой потенциал. Бывшие любители теперь стали независимыми фотографами. Но «Новатор» не закрылся: до сих пор на встречи клуба собираются любители фотографии, периодически проводятся фотовыставки. В 2011-м фотоклуб отметил свое 50-летие ретроспективной выставкой «Фотоклуб “Новатор”. Избранное. 1960–1970» в Московском Доме фотографии на Остоженке (7–19 декабря 2011).
Многие имена членов легендарного фотоклуба до сих пор известны только специалистам. Аукционная статистика показывает, что и публичных продаж фотографий «новаторцев» немного. История «Новатора» еще не написана, но коль скоро творчеством его участников так или иначе интересуются не только любители и историки русской фотографии, но и коллекционеры, думаю, это дело времени.
https://artinvestment.ru/invest/painters/20131218_photoclub_novator.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20131218_photoclub_novator.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 26.03.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Личность Второй материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм