Третья Московская биеннале современного искусства. Тони Крэгг
ARTinvestment.RU   26 августа 2009

ARTinvestment.RU рассказывает об одном из самых выдающихся британских скульпторов

С 25 сентября по 25 октября 2009 года в Москве пройдет Третья международная биеннале современного искусства. В числе ее участников — выдающийся британский скульптор Энтони («Тони») Крэгг (Anthony «Tony» Cragg).

Крэгг родился в 1949 году в Ливерпуле. С 1966 по 1968 год работал в лаборатории Национальной ассоциации исследований в области производства резины. В 1969-м поступил в Глостерширский колледж искусств в Челтенхэме. Степень бакалавра получил в Уимблдонской школе искусств (1970–1973), а степень магистра — в Королевском художественном колледже (1973–1977). В 1976 году он стал профессором Школы изящных искусств во французском городе Меце, а в 1977-м переехал в Германию и поселился в немецком городе Вупперталь, где живет по сей день. В том же году скульптор впервые показал свои работы на выставке.

Крэгг — один из виднейших представителей движения «Новая британская скульптура», возникшего как реакция на минимализм 1970-х. К этому движению также причисляют Аниша Капура (Anish Kapoor), Ричарда Дикона (Richard Deacon), Энтони Гормли (Antony Gormley), Билла Вудро (Bill Woodrow) и других. «Новые британские скульпторы» прославились своими фантастическими, в основном нефигуративными объектами, нередко выполненными в громадных размерах. С появлением этого течения связывают возрождение интереса к традиционным материалам, хотя Крэгг и его коллеги с неменьшим удовольствием использовали промышленные материалы и всяческую рухлядь. Ключевая выставка группы, «Объекты и скульптура», прошла в 1981 году в лондонском Институте современного искусства. Творчество большинства «Новых британских скульпторов» представляет галерея Lisson, которая в 1979 году устроила первую персональную выставку Крэгга.

По словам Крэгга, лет до девятнадцати он вообще не интересовался скульптурой. Когда студентам челтенхэмского колледжа сообщили, что они будут заниматься ваянием, юный художник подумал: «Боже упаси! Только не скульптура. Я не для этого сюда пришел». Но неожиданно для себя он обнаружил, что это, прежде казавшееся скучным, занятие очень ему нравится. Преподаватели, вдохновленные идеями Марселя Дюшана (Marcel Duchamp), поощряли студентов использовать нетрадиционные материалы — в частности, «повседневные» объекты. Студентов отвели в кладовку, где хранилось огромное количество хлама, из которого можно было создавать всякие интересные штуки. Крэгг принялся за дело с неохотой, но вскоре увлекся и к концу дня был полностью поглощен творчеством.

Среди ранних работ Крэгга выделяются большие ассамбляжи в форме параллелепипедов, выполненные из кусков дерева, кирпичей, рулонов ткани и прочих «неромантичных» предметов. Позже он начал собирать объекты одного цвета и раскладывать их на полу в форме различных фигур. Любимым материалом скульптора был пластик, который привлекал не только «формальными», но и «концептуальными» качествами — как дешевый, яркий, массово произведенный материал, аллегория общества потребления. Из пластика Крэгг начал создавать и настенные рельефы. Самая известная из подобных работ — «Британия, увиденная с севера» (1981). Она выполнена в форме карты Великобритании, повернутой таким образом, что восток находится вверху, а север — слева. Неподалеку от самой северной точки находится фигура человека (предположительно, самого Крэгга, «наблюдающего» за Британией с позиции аутсайдера). Это произведение — комментарий на тему тяжелейшего экономического кризиса, который бушевал в Британии в те годы (северу пришлось особенно несладко).

Как рассказал художник в интервью ARTINFO.com, в начале 1980-х он понял, что «дюшановская стратегия», выражаемая в бесконечном поиске новых материалов для создания искусства, исчерпала себя. Его фокус сместился на более глубокое изучение возможностей уже известных материалов, и он начал работать с «традиционными» бронзой и мрамором. Конечно же, свой любимый пластик он тоже не оставил. В «арсенал» Крэгга также вошли дерево, камень, керамика, стекло и кевлар.

С каждым годом скульптуры художника становятся все более замысловатыми. Главным его вдохновителем являются формы окружающего мира, как органические, так и принадлежащие к миру вещей, созданных человеком. О сути своего творчества художник говорит так: «Вы знаете, как выглядит свинья, и знаете, как выглядит слон, — в этом нет ничего удивительного, ибо это часть нашей реальности. Но вот представьте себе: сидите вы в парке, и вдруг мимо вас пробегает свинослон. Конечно же, вы будете в ужасе, ведь свинослон — это новая реальность для вас. В каком-то смысле скульптор занят тем, что пытается найти этого свинослона, пытается найти явления, которые не существуют. Он ищет ангелов, ищет драконов, ищет Бога, ищет все эти создания, которых нет в нашей “утилитарной” реальности, но которые, тем не менее, существуют в языке. Мы можем мечтать о них; они живут в нашем языке, в нашей поэзии, в наших мыслях и фантазиях».

Самым важным в карьере Крэгга, наверное, стоит считать 1988 год. Именно тогда ему выпала честь представлять Британию на 43-й Венецианской биеннале, где он удостоился «специального упоминания» жюри. Кроме того, в 1988-м Крэгг получил престижную премию Тёрнера. Но слава скульптора с 1980-х не поблекла: его выставки регулярно проходят в музеях и галереях по всему миру. Осенью 2010 года творения художника будут экспонироваться в Лувре. Скульптуры Крэгга входят в собрания важнейших музеев, в числе которых галерея Тейт Модерн (Лондон) и Национальный музей современного искусства (Париж). Российские любители искусства смогли познакомиться с творчеством Крэгга в 2005 году, когда Центральный дом художника устроил его персональную выставку «Тяжесть и нежность». На ней было представлено более 50 огромных скульптур.

В сентябре 2008 года в Вуппертале открылся Парк скульптур Тони Крэгга. Там экспонируются 16 его творений.

Скульптуры и рисунки Крэгга нередко появляются на аукционах. Рекордной для его творчества является сумма 90 тысяч фунтов стерлингов, которую принес деревянный «Финский тотем» (2000) на аукционе Sotheby’s 13 октября 2006 года. Удачнее всего уходят скульптурные головы в духе футуризма. Одна из них, выставленная на аукцион Christie’s 12 февраля 2009 года, была продана за 75 тысяч фунтов при оценке 60–80 тысяч.

Источники: Tony Cragg, tony-cragg.com, artinfo.com, artprice.com, artinvestment.ru

P.S. Об участниках третьей Московской биеннале современного искусства можно прочитать:

Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф
Третья Московская биеннале современного искусства. Кристиан Марклей
Третья Московская биеннале современного искусства. Юрий Альберт
Третья Московская биеннале современного искусства. Эль Анацуи
Третья Московская биеннале современного искусства. Михаил Гробман


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20090826_tony_cragg.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20090826_tony_cragg.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх