- Картина/портрет дамы на доске.
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
Третья Московская биеннале современного искусства. Михаил Гробман
ARTinvestment.RU 22 августа 2009
ARTinvestment.RU рассказывает о давно живущем в Израиле художнике Михаиле Гробмане — одном из лидеров так называемого второго русского авангарда
С 25 сентября по 25 октября в Москве пройдет Третья международная биеннале современного искусства. В числе ее участников — израильский художник русского происхождения Михаил Гробман, чей новый проект «Метаморфозы коллажа» будет представлен в Московском музее современного искусства на Петровке, 25.
Михаил Яковлевич Гробман является одним из представителей «второго русского авангарда» (термин, введенный в оборот им самим). Он также известен как поэт, публицист и коллекционер. Гробман родился в Москве в 1939 году. С 1956 по 1958 год учился в вечерней школе и работал каменщиком на стройке, где подружился с поэтом Владимиром Гершуни. В 1959 году прошла первая персональная выставка Гробмана — в ленинградском художественном училище имени В. И. Мухиной. Тогда же он начал устраивать в своем доме (в бараке в московских Текстильщиках) экспозиции своих друзей — новых авангардистов.
Термин «второй русский авангард» получил распространение в начале 1990-х годов, а Гробман начал употреблять его еще в 1970-х, в своих статьях и выступлениях. Термин по-прежнему принимается далеко не всеми, но талант и высокие заслуги Гробмана как систематизатора и летописца неофициального послевоенного искусства не подлежат сомнению. Началом второго авангарда, по Гробману, стоит считать 1957 год, когда в Москве в рамках международного фестиваля молодежи и студентов прошла выставка, на которой были представлены произведения современного западного искусства. Знакомство с этим искусством оказало огромное влияние на творчество многих советских художников: некоторые начали подражать западным образцам, для других же идеи европейских и американских коллег оказались лишь катализатором для создания своей собственной, уникальной эстетики. По мнению Гробмана, только последние имеют право называться настоящими авангардистами. Список тех, кто входил в эту группу, насчитывает 39 человек (с этим перечнем можно ознакомиться на форуме ARTinvestment.RU, в теме, посвященной второму русскому авангарду). Окончательно группа оформилась к 1960 году. Западные журналисты называли этих художников «нонконформистами», «диссидентами», «подпольными», «неофициальными» и т. д., но сами они именовали себя «московскими левыми».
Задолго до эмиграции, в Москве, Гробмана отличал высокий интерес к культуре своего народа. В 1965 году, на его второй персональной выставке в московском Доме художника, были представлены произведения на еврейскую тему. В то же время художник делал концептуальные произведения, среди которых — коллаж со Сталиным, который, по словам Иосифа Бакштейна, предвосхитил соц-арт. Этот коллаж считается первым произведением искусства, где использован портрет генералиссимуса. Сейчас работа находится в кельнском музее Людвига. Концептуальные произведения Гробмана экспонировались на его первой зарубежной выставке, которая прошла в 1966 году в чехословацком городе Усть-на-Орлице.
В 1971 году Гробман эмигрировал в Израиль и поселился в Иерусалиме. С собой он увез не только собственные произведения, но и творения друзей-авангардистов (которые он собирал с конца 1950-х), а также внушительных размеров архив. Художника в новом государстве приняли хорошо — через два месяца после приезда была устроена его персональная выставка в Государственном музее искусств Тель-Авива. Но, как признал Гробман, хорошие отношения с израильским художественным истеблишментом не задались: по его словам, большинство тамошних авторов «шли по пятам» Запада, а создавать новое еврейское искусство, о котором мечтал художник, вовсе не стремились.
В Израиле художник заявил о необходимости поиска новых путей в искусстве, никак не связанных с реализмом или концептуализмом. В 1975 году он основал группу «Левиафан» и выпустил первый номер одноименной газеты. В первом манифесте нового объединения говорилось, что три «кита», на которых должен стоять новый национальный стиль — это «примитив» (Агада), «символ» (Каббала) и «буква» (Талмуд). Согласно манифесту, политической базой группы был сионизм, духовной — еврейская мистика. Помимо создания картин и графических произведений, участники «Левиафана» устраивали перформансы и возводили инсталляции (в израильских городах, в Иудейской пустыне и на берегу Мертвого моря).
С 1983 года Михаил Гробман живет и работает в Тель-Авиве. В 1979–1981 годах он выполнил серию иронических работ «Лениниана», посвященных «деструкции мифа о Ленине». Газета «Левиафан» просуществовала не очень долго: вышло всего три номера. В начале 1990-х Гробман и его супруга публиковали газеты «Знак времени» и «Звенья», а в 1993-м увидел свет первый номер журнала «Зеркало», который издается и поныне.
В 2002 году в московском издательстве «НЛО» вышла книга Гробмана «Левиафан. Дневники 1963–1971 годов». Она является незаменимым документом для тех, кого интересует андеграундное искусство той поры. В 2007 году Гробман продал свои уникальные архивы владельцу музея Art4.ru Игорю Маркину.
Произведения Михаила Гробмана находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее искусств (Тель-Авив), Центре Помпиду (Париж) и в других известных собраниях.
Работы Гробмана периодически появляются на израильских аукционах. Самым дорогим его аукционным произведением является гуашь 1986 года «Посвящение Лене Кац». 6 апреля 2002 года она принесла на тель-авивском Christie’s 2,9 тысячи долларов (без Buyer’s Premium). Но показательным этот результат, конечно же, назвать нельзя.
P.S. Об участниках третьей Московской биеннале современного искусства можно прочитать:
Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф
Третья Московская биеннале современного искусства. Кристиан Марклей
Третья Московская биеннале современного искусства. Юрий Альберт
Третья Московская биеннале современного искусства. Эль Анацуи
Источники:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20090822_mikhail_grobman.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20090822_mikhail_grobman.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Картина/портрет дамы на доске.
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии