Авторская доля. Droit de suite по-русски
Правительство страны в апреле утвердило порядок и размеры выплат вознаграждений авторам и их наследникам при публичной перепродаже произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений
Правительство страны в апреле утвердило порядок и размеры выплат вознаграждений авторам и их наследникам при публичной перепродаже произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
Резонанс
Из информационных сообщений, посвященных этому рядовому на первый взгляд событию, отдельные авторы и их наследники впервые узнали о том, что им причитаются некие суммы при перепродажах даже тех произведений, рукописей, которые давно или недавно обрели других собственников. Причем кто-то даже полагает, что право на такое вознаграждение (право следования) возникло только благодаря заботе правительства России о благосостоянии творческой интеллигенции (и тех, кто себя к ней причисляет) и недоумевают: почему же такое замечательное правило не ввели раньше.
Во-первых, наэлектризовавшее арт-рынок, авторов произведений и рукописей, их наследников Постановление Правительства РФ № 285 от 19 апреля 2008 года было принято в соответствии со ст. 1293 ГК РФ. Именно в ней урегулированы рассматриваемые правоотношения и прямо указано, что размер процентных отчислений от цены перепродажи, условия и порядок выплаты определяет правительство страны. Во-вторых, указанная норма ГК РФ, содержание которой разберем ниже, действует уже несколько месяцев. В-третьих, право следования, пусть и в менее широком объеме, существовало в российском законодательстве и раньше.
Право следования, или, как его еще называют, право долевого участия1, впервые было закреплено в отечественном законодательстве в начале 90-х годов прошлого века.
Закон об авторском праве2 установил право следования в отношении произведений изобразительного искусства: в каждом случае их публичной перепродажи через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин у автора возникало право получить от продавца вознаграждение в размере 5% от перепродажной цены, если она превышала предыдущую цену не менее чем на 20%. (Подобный порядок с теми или иными вариациями применяется в некоторых других странах.)
С 1 января 2008 года Закон об авторском праве утратил силу. Вступила в силу IV часть ГК РФ. Теперь право следования регулируется ст. 1293 этого кодекса. Статья называется «Право следования». Установлено, что при каждой публичной перепродаже оригинала произведения изобразительного искусства, автор (его правопреемники) имеет право на получение от продавца вознаграждения.
Возможность получения автором и его наследниками дополнительных доходов при обороте произведения на рынке перестала зависеть от повышения рыночной цены на работу. Причем в новой части ГК перечень объектов, на которые распространяется действие права следования, был расширен: помимо произведений изобразительного искусства, к ним теперь отнесены авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений. Но конкретизация объектов, при публичной перепродаже которых применяется право следования, была дана только в апрельском постановлении правительства России.
В этом документе к указанным объектам отнесены:
- оригиналы произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
- оригиналы авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений, собственноручно написанных автором либо напечатанных с помощью технического устройства и подписанных им;
- копии (повторы) произведений изобразительного искусства, которые были сделаны самим автором или под его руководством, подписаны или иным способом отмечены автором.
В отличие от тех, кто не знал о существующих положениях законодательства, правообладатели, знакомые с действовавшим ранее порядком, сначала обрадовались изменениям: поводов для получения дополнительных доходов стало больше. Правда, проанализировав ситуацию, многие пришли к неутешительному выводу о том, что причитающихся денег, скорее всего, им увидеть не доведется, и предположили, что если их произведения впредь и будут перепродаваться, то либо на теневом рынке, либо без официального участия организаций арт-рынка. Опасения вполне обоснованны: действительно, не все продавцы готовы исполнять обязанности, установленные ГК и правительством России по выплате авторам дополнительных средств по праву следования. В свою очередь, и участники арт-рынка, которые часто выступают либо как сторона сделки купли-продажи, либо в качестве посредника, вряд ли будут во всех случаях исполнять нелегкую и ранее не свойственную им обязанность по розыску авторов, их наследников и специализированных организаций, управляющих правами.
Статья 14(ter) Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года устанавливает «право долевого участия» на произведения искусства и рукописи. При этом закрепление данного права в национальном законодательстве не является обязательным для стран, присоединившихся к Конвенцииa. Поэтому в некоторых государствах право следования либо не установлено, либо действует с бо’льшими ограничениями, чем указано в ст. 14(ter). Вопросы о порядке сбора и размерах сумм Конвенция полностью относит к ведению национального законодательства стран Союзаb.
Конвенцией также предусмотрено, что охрана этого права долевого участия может быть истребована в любой стране Союза, но только «если законодательство страны автора предусматривает такую охрану, и в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана». Таким образом, Конвенция установила принцип взаимности. Право долевого участия применяется к иностранным авторам, если такое право устанавливается законодательством соответствующих стран.
27 сентября 2001 года была принята Директива Европейского Союза 2001/84/ЕС «О праве авторов на вознаграждение при перепродаже оригиналов произведений искусства (право следования)».
aВ Конвенции участвуют 163 страны. Российская Федерация — с 13 марта 1995 года.
bВ ст. 1 Конвенции указано, что страны, к которым применяется Конвенция, образуют Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения.
Достоинства и недостатки нового порядка
Авторы и их преемники, как правило, крайне субъективно подходят к проблемам выплат. Существовавшие до 1 января 2008 года условия о выплатах в порядке права следования, конечно же, казались им несправедливыми.
Но существует и иная точка зрения: установление некоего порогового значения (в долевом или процентном отношении), превышение которого при перепродажах произведения дает право автору на получение дохода, — это весьма разумный шаг законодателя. Во-первых, авторы и наследники могут получать дополнительных доходы, только если со временем на рынке выше станет цениться, например, художественное, культурное, историческое значение произведения; возрастет спрос на работы автора; общество, ценители признают его творчество неким культурным явлением. Во-вторых, такая мера защищает продавцов, покупателей, посредников от инфляционных процессов.
В-третьих, устраняются препятствия для приобретения инвесторами, коллекционерами произведения современного изобразительного искусства и для дальнейшего свободного и легального обращения этого предмета на рынке. При этом финансовые риски и возможные потери собственников работ снижаются. В-четвертых, как ни странно, данная мера соответствует интересам авторов, их наследников.
Обязанность продавца выплачивать автору (его наследникам) при любой перепродаже произведения некую сумму, независимо от суммы сделки, увеличивает цену предмета. Продавцы стараются включать в продажную стоимость вознаграждение, выплачиваемое по праву следования. Но согласится ли покупатель переплачивать? Выиграют ли от этого авторы и их преемники? Вряд ли.
Кроме того, те, кто не захочет переплачивать, разыскивать автора, наследников или их представителей и разбираться, кому и сколько перечислять, могут при желании легко уйти от такой обязанности.
Право следования применяется только при публичной перепродаже произведения. Ответ на вопрос, какая перепродажа является публичной, содержится в ст. 1293 ГК РФ. Таковой считается перепродажа, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация. (Размытая формулировка «подобная организация» в будущем может привести к спорам и разночтениям. Но, например, реализация произведения на открытых или закрытых торгах также должна признаваться его публичной перепродажей.) Если формально сделки купли-продажи заключены без участия таких организаций, вознаграждение автору выплачиваться не будет. Например, в документах покупателем, продавцом, посредником выступит не галерея, а некое доверенное физическое лицо. Кроме того, право следования не применяется, если предмет поменяет собственника в результате исполнения других сделок.
В обществе, а также у специалистов отношение к праву следования в том виде, в котором оно теперь существует, неоднозначно. Сторонники вновь установленного порядка заявляют о справедливости при распределении прибылей, полученных от перепродаж, и о необходимости поделиться частью этих прибылей с человеком, который и создал произведение искусства. Говорят также о необходимости поддержать авторов, получающих основной доход от продажи своих работ, и наследников, которыми являются обычно родные и близкие авторов. При этом приводятся примеры неправильной оценки произведений при первой продаже и ссылки на случаи, когда авторы, наследники либо, оказавшись в сложной ситуации, под влиянием обмана, заблуждения, сомнения расставались с произведениями за бесценок, либо дарили их, обменивали и пр. В последующем при перепродажах этих произведений цены нередко оказываются весьма высокими, и выплаты в порядке права следования могут компенсировать авторам и их близким неполученные или недополученные когда-то суммы.
Правда, сами же сторонники выплат в каждом случае перепродажи признают, что вряд ли молодые и мало кому известные таланты смогут получить ощутимую материальную поддержку. На более-менее существенные доходы стоит рассчитывать только маститым авторам и их наследникам. Не исключено, что в России количество сделок с работами, у которых есть здравствующие авторы и наследники, к которым перешло право следования, на какое-то время уменьшится. Например, российские организации могут отказываться участвовать в сделках купли-продажи работы, если не известно местонахождение автора и его наследников, если стоимость самой работы и, соответственно, процент галереи, магазина не велики. Но конечно, все это скорее только теоретически. Уж слишком трудно себе представить отказ от выгодных сделок из-за трудностей по линии права следования. Не исключено также, что часть пользующихся спросом произведений будет чаще обращаться на рынках тех стран, в которых право следования не применяется или вознаграждение, выплачиваемое авторам, ниже. В данном случае авторам и их наследникам будет труднее проследить судьбу произведения.
Есть и еще одна проблема: даже если автор, его наследники или организация, которая представляет их, и заподозрят подвох, вряд ли удастся получить достаточные для судебного разбирательства доказательства недобросовестного поведения обязанного лица. Кстати, в судах по искам, поданным в интересах авторов, их наследников, вероятны проблемы из-за того, что судебная практика по делам о применении нормы ГК о праве следования еще не сформировалась. Да и ученые-правоведы уже много лет спорят о природе этого права и, соответственно, о том, какие правила должны применяться при его защите, переходе к другим лицам. Одни специалисты считают это право имущественным, другие доказывают, что право следования — личное неимущественное право... Законодатель же новой IV части ГК РФ решил эту проблему так: право следования, а заодно и право доступа автора к своему произведению были отнесены к неким «иным правам». В науке такое изъятие, при отсутствии подробной регламентации «иных прав», породит новые споры, а в правоприменительной практике вероятны проблемы.
Объективные и субъективные трудности, связанные с применением права следования и исполнения обязанности по выплатам в соответствии с новым порядком, способны притормозить в нашей стране процессы вывода предметов искусства, созданных относительно недавно, из тени, инвестирования в них. Не исключено, что рынок станет еще менее прозрачным, поскольку со многими такими предметами будет совершаться меньше сделок с официальным участием галерей, художественных салонов, магазинов и пр.
Тем же участникам арт-рынка, которые выступают в таких сделках как посредники, продавцы, покупатели, волей-неволей придется приспосабливаться к меняющимся реалиям и на всякий случай подготовиться к увеличению числа обоснованных и необоснованных требований о выплатах от правообладателей и их представителей.
Например, отдельные творческие личности и их наследники, получив обрывочные сведения об упоминавшемся постановлении, истолковывали его превратно и теперь припоминают прошлые случаи перепродажи своих творений, намереваясь потребовать компенсаций по новым правилам. Другие, кстати, ошибочно рассчитывают получать гарантированный процент от сделки при любой перепродаже предмета, даже если галерея, художественный салон и иная подобная организация в сделке не участвовала, т. е. обязательный признак публичности сделки отсутствует. Третьи готовы требовать процент «в порядке следования» уже при первой же продаже предмета.
Право следования распространяется только на перепродажу оригиналов тех произведений, которые не находятся в собственности автора, его наследников. При этом не важно, подарил ли автор оригинал, продал ли его, поменял… Если автор, его наследник или представитель, действующий по поручению и в интересах автора, наследника, продает через галерею картину, то право следования не применяется. Но в дальнейшем при публичных перепродажах каждым новым собственником произведения должно будет применяться право долевого участия.
Переход прав собственности на произведения от авторов к другим лицам не влечет автоматической утраты авторских прав. Но при этом и права собственника, и права автора ограничены законом. Например, собственник может совершать с произведением сделки, выставлять его для публичного показа и при этом обязан обеспечить автору, по его требованию, доступ к произведению (например, если тот хочет сделать копию своей же работы), а при продаже произведения уже с бывшего собственника удерживается вознаграждение в пользу автора.
Постановление от 19 апреля 2008 года, как в нем указано, вступает в силу со дня его официального опубликования, но при этом его действие распространяется на соответствующие правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Это, безусловно, составляет определенные неудобства как для плательщиков вознаграждения, так и для участников арт-рынка, выступивших в качестве посредников в сделках купли-продажи.
Заблуждения авторов и их преемников относительно содержания и объема своих прав может привести к заявлению необоснованных требований о выплате вознаграждений к покупателям и организациям, участникам арт-рынка, выступившим посредниками в сделке по перепродаже.
Плательщиками вознаграждения являются продавцы оригиналов произведений, а получателями — авторы или их наследники (обладатели права следования).
Лицами, осуществляющими сбор вознаграждения, согласно постановлению от 19 апреля 2008 года, являются:
- организации, осуществляющие коллективное управление правом следования, при наличии у них государственной аккредитации;
- непосредственно получатель вознаграждения, отказавшийся от управления аккредитованной организацией его правом следования в порядке, установленном п.4 ст. 1244 ГК РФ;
- организация, осуществляющая коллективное управление правом следования на основании заключенного с получателем вознаграждения договора о передаче ей полномочий на управление его правом, изъятым из управления аккредитованной организацией.
В первом и последнем случаях распределение вознаграждений и выплату их получателям производит уполномоченная организация. Во втором случае эта обязанность возложена на плательщика.
Этим лицам галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, участвовавшая в качестве продавца, покупателя или посредника в публичной перепродаже оригинала произведения, должна представлять копии документов, подтверждающих цену перепродажи оригинала произведения, а также иные документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Перечень документов и сроки для их представления определяются в договоре.
В свою очередь, плательщику и сборщику вознаграждений предписано согласовывать в своих договорах вопросы сбора вознаграждения, его перечисления авторам, наследникам.
Размер вознаграждения, определенный в приложении к постановлению от 19 апреля 2008 года, приведен в таблице.
Размер вознаграждения автора при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений
Цена перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства, авторской рукописи (автографа) литературного и музыкального произведения, тыс. руб. | Размер вознаграждения |
До 100 включительно | 5 % |
Свыше 100 до 1 700 включительно | 5 тыс. руб. + 4 % от суммы, превышающей 100 тыс. руб. |
Свыше 1 700 до 7 000 включительно | 69 тыс. руб. + 3 % от суммы, превышающей 1 700 тыс. руб. |
Свыше 7 000 до 12 000 включительно | 228 тыс. руб. + 1 % от суммы, превышающей 7 000 тыс. руб. |
Свыше 12 000 до 17 500 включительно | 278 тыс. руб. + 0,5 % от суммы, превышающей 12 000 тыс. руб. |
Свыше 17 500 | 305,5 тыс. руб. + 0,25 % от суммы, превышающей 17 500 тыс. руб. |
Право, от которого нельзя отказаться
Можно представить себе варианты, когда арт-посредники предлагают авторам и их наследникам подписывать некие документы, в которых прямо или опосредованно оформляются отказы от права следования. Например, обязательства о том, что ни сам здравствующий автор, ни его будущие наследники не вправе претендовать на получение вознаграждений при дальнейших публичных перепродажах произведения. Иногда в документах делаются отметки о том, что право следования автором, его преемниками передается новому собственнику произведения или посреднику и пр.
Однако юридической силы такие добровольно-принудительные отказы, как и передача права долевого участия, не имеют. Такое право неотчуждаемо (!). От него нельзя отказаться, даже если автор очень этого захочет. Но при этом он или его наследники могут в соответствии с некими джентльменскими договоренностями в каждом конкретном случае перепродажи оформлять отказы от получения соответствующих сумм. Кроме того, право долевого участия автор не может уступить. Оно переходит от автора только к его наследникам и ни к кому другому. Это значит, что, например, бывший собственник произведения (коллекционер, инвестор), который не является ни автором, ни его наследником не может претендовать на возмещения, выплачиваемые при дальнейших публичных перепродажах. Хотя в мировой практике известны случаи, когда наследники коллекционеров, в чьей собственности когда-то находились работы маститых художников, пытались доказать в судах свое право на вознаграждение в порядке права следования. Правда, успеха такие притязания не имели: если суды и принимали решения о выплате вознаграждения при перепродажах проведений, то только в пользу авторов или их наследников.
Беспокойное культурное наследство
Наследование авторских прав в нашей стране происходит по закону и/или по завещанию. В первом случае (если завещание автора отсутствует, если оно недействительно, если в завещании наследодатель не разрешил данный вопрос) наследниками, как правило, являются родственники, иждивенцы и прочие лица, указанные в соответствующих статьях ГК РФ. Во втором — наследника или наследников определяет в завещании сам автор.
При этом к наследникам по закону или по завещанию не переходят личные неимущественные права наследодателя, такие как право авторства, право на имя. Но в числе прочих переходит по наследству право следования, к огромному неудовольствию плательщиков вознаграждения и организаций-посредников.
Кстати, в национальном законодательстве других стран, признающих право долевого участия, вопрос о его наследовании разрешается по-разному. В одних признается право следования только за автором и исключается сама возможность его перехода к другим лицам, пусть даже в порядке наследования. В других, как и в России, право долевого участия может перейти как к наследникам по закону, так и к наследникам по завещанию. Где-то переход права следования возможен только к наследникам по закону, а где-то, наоборот, только к лицам, указанным автором в завещании.
Обратите внимание на формулировку п. 3 ст. 1293 ГК РФ «право следования… переходит к наследникам автора». Таким образом, наследники наследников не вправе получать такие выплаты.
Для организаций-посредников и продавцов при отсутствии организации, уполномоченной на сбор вознаграждения в порядке права следования, актуальным становится вопрос не только о розыске получателя или получателей платежа, но и о порядке распределения вознаграждения между несколькими получателями — например, если в наследство вступили несколько лиц. Трудность состоит в том, что авторские права неделимы. В свидетельстве о праве на наследство может быть указано право одного из наследников на получение гонораров, но это вовсе не означает, что только этот наследник имеет право получать и вознаграждение в рамках права следования. Наследники сами должны договориться о том, как будут распределяться между ними деньги, полученные в порядке права следования. Если же возникает спор, разрешить его может только суд. Но, пока дело дойдет до суда, наследники будут конфликтовать друг с другом и с лицами, обязанными произвести выплаты. При этом такие наследники любят доказывать свое право на получение выплаты почему-то именно плательщикам, а не судьям. Даже если спор передан на рассмотрение суда, рассмотрение дела нередко затягивается, ведь культурное наследство — дело хотя и беспокойное, но зачастую весьма прибыльное, и стороны конфликта бьются за него до последнего.
И все то время, пока суд или сами наследники будут делить результаты творческой деятельности и права, в затруднительном положении будут находиться и магазин, галерея, художественный салон, участвовавшие в сделке в качестве продавца, покупателя, посредника, и лица, продавшие произведения искусства и рукописи. Ведь исполнить свои обязанности по заключению договоров, проведению выплат будет невозможно. Неприятности вероятны и после того, как наследники достигнут некоего компромисса или когда суд в своем решении наконец-то определит права наследников и порядок распределения между ними выплат в порядке права следования. Враждовавшие наследники могут объединиться и единым фронтом выступить уже против плательщиков, обвиняя их в неисполнении обязанностей.
Возможны также ситуации, когда получатель вознаграждения под разными предлогами начнет затягивать оформление договора, уклоняться от его заключения. Затем он потребует произвести выплату с учетом санкций за просрочку.
Избежать неблагоприятного развития событий можно только в случае, если лица, обязанные произвести выплату и заключить договоры со сборщиками вознаграждения, смогут доказать, что задержка выплаты произошла не по их вине. Универсальные рекомендации о том, как продавцу, магазину или художественной галерее поступать в каждом конкретном случае, какие именно документы оформлять и составлять, дать сложно. Скорее всего, в каждом таком случае плательщикам целесообразно обращаться к юристам, чтобы обеспечить правовое сопровождение выплаты.
Если же наследников по закону и по завещанию нет, либо они не получили права, отстранены или сами отказались от наследования, либо не приняли наследства, то входящее в состав наследства исключительное право на произведение не переходит к государству, а просто прекращается. При этом произведение переходит в общественное достояние (ст. 1151, 1283 ГК РФ).
Срок охраны
Выплаты в порядке права следования производятся в пределах срока действия исключительного права на произведение. Эти сроки установлены ст. 1281 ГК РФ. В п. 1 статьи предусматривается, что право действует в течение всей жизни автора и на протяжении семидесяти лет, «считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора».
Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и на протяжении семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
В п. 2 статьи устанавливаются сроки защиты исключительных прав на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом. В данном случае этот срок истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом правомерного обнародования произведения. Если в течение этого срока автор раскроет свою личность или его личность не будет далее вызывать сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного в п. 1 рассматриваемой статьи.
Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.
Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения. А если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный статьей, увеличивается на четыре года.
Елена Покидова
1Именно такое определение закреплено в официальном русском переводе Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886. По мнению специалистов, это определение является более точным, лучше передает суть данного права. Возврат
2Федеральный закон от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Возврат
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/law/20080526_author_part.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20080526_author_part.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.