Художник недели: Морис Утрилло
В декабре этого года исполнится 130 лет со дня рождения одного из самых известных художников-пейзажистов ХХ века Мориса Утрилло (1883–1955)
В декабре этого года исполнится 130 лет со дня рождения одного из самых известных художников-пейзажистов ХХ века Мориса Утрилло (1883–1955). Париж писали многие художники; но большинство их видели Город как явление, как сплетение улиц и зданий, мостов и набережных, базилик и бульваров, рассветов и дождей, влюбленных и клошаров. Утрилло же был живописцем улицы, дороги, переулка, дома — писал, так сказать, не толпу, но лицо в толпе — каждый раз новое, отстраненно интересное и живое.
Будущий художник появился на свет на первый день после Рождества, 26 декабря 1883 года, став своеобразным подарком для своей семнадцатилетней матери Марии-Клементины Валадон, в прошлом цирковой акробатки, а ко времени рождения сына — известной натурщицы и подающей надежды художницы. Мария-Клементина (в будущем — Сюзанна) Валадон была довольно популярна в артистических кругах Парижа. Она позировала Ренуару, Тулуз-Лотреку, Пюви де Шаванну и, конечно, Эдгару Дега, у которого даже брала уроки живописи. Возможно, эта ее популярность и стала причиной того, что настоящее имя отца Мориса так и осталось неизвестно (среди предполагаемых отцов числились тот же Пюви де Шаванн, Ренуар, а также некий художник Боасси). В апреле 1891 года номинальный отец у сына Валадон появился: семилетнего Мориса усыновил испанский художник и художественный критик Мигель Утрилло-и-Молинс. Сделал он это, скорее всего, из-за хорошего отношения к его матери, но больше никакого участия в жизни Мориса не принимал.
Довольно забавную версию этого усыновления, рассказанную Диего Риверой, оставила американская собирательница Рут Баквин: «После рождения Мориса Сюзанна Валадон пришла к Ренуару, которому она позировала за 9 месяцев до этого. Ренуар посмотрел на ребенка и сказал: “Он не может быть моим, его цвет ужасен!” Затем она пошла к Дега, которому тоже позировала в то время. Он сказал: “Он не может быть моим, его форма ужасна!” В кафе Валадон увидела знакомого художника Мигеля Утрилло и все это ему рассказала. Мигель ответил, что она может дать ребенку фамилию Утрилло: “Это честь для меня — дать свое имя работе Ренуара или Дега!”».
Морис, чьим воспитанием занималась практически только его бабушка, рос нервным и вспыльчивым ребенком — прогуливал школу и часто попадал в неприятности. Спокойствия в дом не добавлял и его ранний алкоголизм. По одной из версий, чтобы успокоить маленького Мориса, бабушка с самого раннего детства давала ему вино, по другой — подростка угощали выпивкой попутчики, с которыми он ездил из пригорода Парижа (семья поселилась там в 1896 году, когда Сюзанна Валадон вышла замуж за юриста Поля Муси) до своей школы на Монмартре.
Морис попросту спивался, и в 1900 году отчим забрал его из учебного заведения и устроил на работу, рассчитывая, что труд и строгий рабочий график не позволят Морису так много пить. Однако работа не помогала. В 18 лет Морис впервые попал в клинику с приступом белой горячки. Одной из рекомендаций врачей для приведения его в адекватное состояние было занятие живописью. Сюзанна Валадон, желая спасти своего сына и отвлечь его от пагубной привычки, начала учить его всему, что знала сама. Так Морис Утрилло попал в мир искусства.
Его первые опыты в живописи относятся к 1902 году; в это же время он поселился в доме отчима и матери в Монманьи. Начинал Утрилло с набросков карандашом, а спустя некоторое время стал писать маслом. Уже осенью 1903-го он работал на пленэре — писал виды, открывавшиеся с родительского крыльца, а также пейзажи окрестных поселков, Монманьи и Пьерефитта. 1904–1906 (1907) годы в творчестве Утрилло сегодня называют «ранним (Монманьиским) периодом». Сюзанна Валадон предложила своему сыну довольно странную палитру, состоявшую лишь из пяти красок: белил, двух оттенков желтого, киновари и розовой марены. Это оказалось очень кстати и для расстроенных нервов, и для будущей творческой манеры Мориса: он не привык к самоограничениям, но был поставлен в жесткие рамки извне — и с ними пришлось считаться. Переработав некоторые приемы Писсарро и Сислея (вертикально выстроенный пейзаж, прямые, острые мазки, лаконичный колорит) он пришел к почти графичной манере, с прямыми линиями домов и улиц, прозрачным воздухом и уплощенной перспективой — и эта манера уже была его собственной.
В 1906 году Морис — видимо, желая утвердиться в собственной художественной самостоятельности — начал подписывать свои работы фамилией Утрилло, отказавшись от материнской фамилии (прежде он подписывался Морис Валадон, Морис Утрилло В. или М. У. Валадон).
В 1907 году мать и отчим расстались, и Морис вновь оказался на Монмартре. С этих пор Париж, и особенно Монмартр, стали главной темой его творчества. В Париже художник пережил краткий период импрессионизма (1907–1908). В это время он искал ракурсы, композиции, которые наилучшим образом передавали бы жизнь его словно застывших во времени улиц. В это время он много работал темными, насыщенными оттенками зеленого, коричневого, которых раньше не было в его палитре, писал кистью и мастихином — широкими, быстрыми мазками.
В 1909 году Утрилло с успехом показал свои картины на Салоне. С этого времени он больше не работал на пленэре — теперь Утрилло писал Париж и Монмартр, и в основном по фотографиям и открыткам. Окончательно сложилась и характерная композиция его работ — узкая улица или дорога, уходящая к линии горизонта, в средоточие уплощенных линий построек и домов. Художник отказался от сложной формы, сводил, где возможно, образы к простым геометрическим силуэтам и прямым линиям, перенося изображение на холст с помощью линейки и циркуля. Многие критики того времени находили такую манеру живописи излишне упрощенной и сухой, но с годами она почти не менялась, что не мешало его работам находить все новых поклонников и завоевывать известность. К 1910 году его палитра стала заметно светлее; к нему пришла известность, его признала критика. В 1913-м с большим успехом прошла его первая персональная выставка.
Все эти первые достижения относятся к 1909–1914 годам, периоду, который в творчестве Утрилло принято называть «белым» — по характерному преобладанию в палитре белого цвета и его оттенков: белесыми выглядят небо и дороги, белой штукатуркой покрыты стены домов; белым светом исходит пустота его города и улиц, на которых практически не ощущается и следа человеческого присутствия.
Цветовой минимализм, вероятно, потребовал от художника уравновесить его фактурностью — и Утрилло стал добавлять в масло песок, клей, известь, накладывать на холст кусочки мха и бумаги.
В 1914 году «белый период» сменился «цветным», который доминировал в творчестве Утрилло следующие два десятка лет. Палитра Утрилло в эти годы расцвела яркими красками, которые он теперь накладывал более тонкими, прозрачными и широкими мазками. Поэтому закономерно, что линия в его работах стала более графичной, а перспектива и горизонт, выстроенные ею, — чуть ли не математически выверенными. Еще одним важным новшеством в живописи этого времени было появление в пейзаже человеческих фигур — пусть пока в качестве стаффажа, но с ними возникло время, которому ранее доступ в картины Утрилло был закрыт. Все, что было вневременным, вдруг оказалось сегодняшним, живым. Париж «цветного периода» отмечал праздники, был украшен флагами, яркими полотнищами и афишами; в нем росли цветы на балконах, зеленели деревья, свежо блестел снег на крышах и мостовых. Обновленные городские виды Утрилло оказались более простыми и понятными для восприятия; многим они нравились, а их автор становился все более популярным и во Франции, и — к 1920-м — за ее пределами.
В 1925 году появилась первая монография, посвященная творчеству художника, — «Гуаши Утрилло», написанная знаменитым искусствоведом Андре Сальмоном.
Персональные выставки Утрилло, проходящие в Париже, Лионе, Брюсселе, пользовались большим успехом. 11 декабря 1925 года в Лондоне состоялась премьера балета Джорджа Баланчина «Барабо» в постановке труппы «Русского балета», костюмы и декорации для которого Утрилло выполнил по заказу Сергея Дягилева. В 1929 году правительство Франции наградило художника орденом Почётного легиона.
В 1935 году Утрилло женился на Люси Повель, бывшей актрисе, вдове бельгийского банкира. Она быстро взяла в свои руки контроль над делами мужа, освободив, таким образом, от этой ответственности 69-летнюю мать художника. В скором времени пара купила особняк в пригороде Парижа, подальше от городских соблазнов, не оставлявших Мориса на протяжении всей жизни.
За изменениями в жизни последовали и изменения в манере художника — смягчились линии, стала свободнее композиция, появились яркие, иногда даже пламенеющие краски. Начался, как принято его определять, «поздний период» в творчестве художника, который продлился до самой его смерти 5 ноября 1955 года. Неизменным остался лишь образ довоенного Парижа, прежде всего Монмартра, каким он был перед Первой мировой войной.
В 1937 году прошли персональные выставки Утрилло в США, затем в Англии, Германии и Швейцарии. В 1950 году была устроена ретроспектива его работ в Венеции. В «Комеди Франсез» состоялась премьера оперы Гюстава Шарпантье «Луиза» в декорациях и костюмах Мориса Утрилло.
Всего из-под кисти Утрилло вышло более тысячи произведений. Очень популярные у публики, его картины быстро стали и предметом коллекционирования людей состоятельных, и тем, чем с радостью был готов украсить комнату народ попроще, — словом, спрос был огромен. Но часто поклонники и просто дельцы, пользуясь тягой художника к алкоголю, обменивали холсты на бутылки с вином. Известны также малоформатные работы, которые Утрилло писал прямо в питейных заведениях в качестве платы за выпивку, — их в свое время называли «Утрилло из бистро».
Родные — сначала мать и отчим, потом жена — как могли, боролись с его склонностью к пьянству. Большую часть своей жизни Утрилло провел под жестким контролем людей со стороны (что не мешало ему время от времени все-таки добираться до бутылки). Известный бытописатель Парижа первой половины ХХ века Франсис Карко в своей книге «От Монмартра до Латинского квартала» вспоминает даже некоего «папашу Г.», который контролировал быт Мориса до самых мелочей, приводил ему клиентов, проверяя, чтобы они не приносили ему выпивку, а взамен имел приоритетное право на все написанные Утрилло картины.
Одним из самых известных собирателей картин Утрилло был Поль Петридес (Paul Petrides) — галерист, представитель «междувоенного» поколения торговцев живописью. С 1935 года Петридес имел исключительное право на продажу работ Утрилло, а взамен платил семье художника фиксированную сумму за одну работу еженедельно. Выглядели эти еженедельные визиты Петридеса в дом Утрилло приблизительно так (в изложении LCR — участницы форума AI):
«К 5–6 часам пополудни Утрилло просыпался и начинал расхаживать по дому, пытаясь получить стакан вина на кухне. Люси старалась убедить его взяться за работу. Тогда по всему дому раздавался хриплый голос страдающего Утрилло:
— Он меня достал! Господи, как он меня достал!
— А-а-а, это он про меня говорит, — лучезарно улыбался Петридес, развалившийся в кресле.
В конце концов часам к семи Петридес терял терпение и поднимался в мастерскую, где Утрилло стоял у мольберта с палитрой в руках и копировал по фотографии свою старую работу с тоской во взгляде.
— Мэтр, мэтр, — обращался к нему Петридес, — поторопимся!
Ворча сквозь зубы, Утрилло заканчивал выписывать белые дома, разрушенные двадцать лет назад.
— Стены! — командовал Петридес.
Художник наносил на холст слой белой краски.
— Ставни!
Утрилло послушно прибавлял несколько горизонтальных линий.
— Теперь подпись!
Подписывать работы занимало больше времени, художник усердно прописывал свое имя: Морис Утрилло.
Как только работа была подписана, Петридес хватал еще совсем сырой холст и бежал спрятать его в багажнике своей машины. Вернувшись, он отдавал Люси 80 000 франков. Комедия была окончена — до следующего воскресенья».
На основе коллекции Петридиса 30 ноября 2010 года аукционный дом Artcurial провел торги «30 работ Мориса Утрилло». С аукциона было продано 100 % лотов на общую сумму 5 522 209 евро.
Вообще, работы Утрилло довольно часто появляются в каталогах различных аукционов — и крупных, Sotheby’s и Christie’s, и небольших домов по всему миру, даже в Японии. За последние несколько десятилетий он выставлялся на открытые торги почти три с половиной тысячи раз, в том числе около двух тысяч раз продавались живописные произведения и около тысячи раз в каталогах появлялась графика.
В наследии Утрилло рынок больше всего ценит работы 1910-х годов, т. е. «белого периода»: в первой десятке самых дорогих полотен Утрилло таких работ 8. Самые высокие аукционные результаты его полотен были показаны в 1990-х. Так, рекордную для художника сумму 7 300 000 франков (1 277 500 долларов) заплатили за работу «Кафе Турель на Монмартре» (1911) на торгах Artcurial 19 июня 1990 года. Второе место среди самых дорогих произведений принадлежит виду знаменитого парижского кафе «Проворный кролик» (1910), проданному на торгах Christie's в Лондоне 25 июня 1990 года за 600 310 фунтов (1 026 678 долларов). Третью строчку в этом списке занимает большеформатный холст «Сакре-Кёр, Монмартр» (ок. 1953), за который 15 мая 1990 года на аукционе Christie’s (Нью-Йорк) за 900 000 долларов.
Очередной всплеск интереса к художнику был отмечен в середине 2000-х. 9 мая 2007 года на торгах дома Sotheby’s за 936 000 долларов продана работа «Трущобы Монмартра» (ок 1931) — рекордный результат для работ Утрилло на Sotheby's за последние 10 лет. Рекорд для 2000-х на Christie's — 679 500 долларов — был поставлен 3 ноября 2004 года: именно с таким результатом закончились торги по лоту 56 — картине «Старые мельницы Монмартра и ферма Дебре» (1923).
Из более свежих результатов можно вспомнить ширму, расписанную Утрилло и проданную с аукциона «30 работ Мориса Утрилло» 30 ноября 2010 года за 835 540 евро (1 102 327 долларов).
По данным artprice.com, 100 долларов, условно инвестированные в работы (суммарно в живопись и графику) Утрилло в 1999 году, к марту 2013-го превратились бы в 125 долларов. Рост небольшой, и резких ценовых подъемов тоже не наблюдается, но, что важнее, нет и откровенных провалов, т. е. рынок работ Утрилло можно считать довольно стабильным.
Работы Утрилло находятся в постоянных экспозициях крупнейших мировых музеев — от лондонской Галереи Тейт до ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве. Большой популярностью неизменно пользуются его ретроспективные выставки, проходящие по всему миру. Одна из них открыта до 30 сентября в японском музее Такашимая (Канагава).
Источники:
- utrillo.com;
- forum.artinvestment.ru;
- noskoff.lib.ru;
- artprice.com
- М. Герман. Модернизм. М.: Азбука, 2008.
- Франсис Карко. От Монмартра до Латинского квартала. Пер. с франц. М. Е. Абкиной. Послесл. И. Соболевой. — Б.м.: Salamandra P.V.V., 2011. — 174 c., илл. — PDF.
- Морис Утрилло // Художественная галерея, № 110, 2006.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130919_utrillo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130919_utrillo.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.