- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
Назад в будущее. Как «не сбылись» наши прогнозы 2008 года
ARTinvestment.RU 26 ноября 2015
На дворе стоял сытный 2008 год. И вопрос на форуме AI формулировался бесстрашно: «Как проинвестировать 100 000$»
Недавно участники форума AI припомнили наши прогнозы — предположения по поводу инвестиционных перспектив, которые мы делали вскоре после запуска сайта ARTinvestment.RU. На дворе стоял сытный 2008 год. И вопрос на форуме формулировался бесстрашно: «Как проинвестировать 100 000$».
Поговорили тогда хорошо. Набросали идеи, в каких художников вкладывать. Рискнули даже собрать «портфель» — набор произведений перспективных художников, которых на тот момент можно было купить за $100 000 долларов.
Напомню, «портфель» тогда у меня получился следующий:
1. 0,6 картины Дмитрия Краснопевцева;
2. 1–1,5 картины Олега Целкова;
3. 1,5–2 картины Владимира Немухина;
4. 1,5 картины Дмитрия Плавинского;
5. 1–1,5 работы Владимира Янкилевского;
6. 1,3 картины Евгения Рухина;
7. 2 отличных масла Владимира Яковлева;
8. 2,5 работы Наталии Нестеровой.
Мне ответили: «То, что вы говорите, — разумно. Но есть ли надежда на сверхдоход? Стоит сейчас Краснопевцев $200 000–300 000. Или Целков — $150 000. Есть вероятность, что удвоится? Хотя пишу и думаю про себя: да, есть. Но ведь за 100 000 уже не купить. А, например, Табенкина и Слепышева — можно».
И вот в этот момент осторожность мне изменила, щеки надулись, и с моей стороны последовал уточняющий прогноз: «Если не произойдет катаклизмов, то лучшие работы шестидесятников, которые сегодня еще можно купить за 100 тысяч, в ближайшие 2–2,5 года имеют шанс дойти до миллиона. ИМХО. А если нефть дойдет до $200 за баррель (а такие прогнозы дают очень серьезные агентства), то и раньше. Там, у миллиона, посопротивляются и двинутся дальше. Для Слепышева и Табенкина такие темпы кажутся мне значительно менее вероятными — они не настолько плотно вовлечены в информационную среду. Второй ряд художников более рискован для инвестиций, но и потому более потенциально прибылен. Думаю, что совсем скоро будет другая проблема — очень сильный дефицит шестидесятников вообще, который будет основой для неоправданного взвинчивания цен». Это, напомню, тоже лето 2008 года.
С тех пор много воды утекло.
Но народ у нас оказался памятливый — палец в рот не клади. Припомнили. И спустя семь лет нас «догнал» вопрос: «понравился мне пост от 2008 года про нефть 200))) картины-то стали стоить миллион?))»
Спрашивают — отвечаю.
Нефть стала стоить в 3,5 раза дешевле. А перечисленный набор картин подешевел почти в той же пропорции. Теперь на их приобретение коллекционерам хватило бы не $100 000, а $25 000–$35 000.
Печально. Другой вопрос: стоит ли посыпать голову пеплом?
Семь лет назад, в июне 2008 года, даже Нострадамус не смог бы наванговать, что впереди нас ждет аж два экономических кризиса (2008 и 2014), аж три внешнеполитических кризиса (Крым, Донбасс, Сирия), международные экономические санкции, в ноябре 2015 года нефть будет по 43 доллара вместо 140 долларов, а сам доллар будет стоить 66 рублей вместо 23 рублей.
Цены и прогнозы — хороший повод улыбнуться своему прежнему оптимизму и сделать выводы о непредсказуемости жизни.
Цифры угаданы не были, но за саму суть прогноза по-прежнему не стыдно. В чем можно себя упрекнуть?
1. Разве первые имена шестидесятников оказались ложным направлением? Было пересмотрено их место в истории искусства? Расходы на их работы — зря потраченные деньги? Другие направления показали лучшие результаты? Нет. Значит, как минимум названный вектор оказался правильным.
2. Разве среди перечисленных в «портфеле» 2008 года художников есть хоть один, цены на которого рухнули почти до нуля или упали гораздо сильнее рынка? Нет.
3. Разве есть практически в 2015 году более ликвидный сегмент рынка, чем шестидесятники? Работы каких художников легче продать на аукционах, чем нонконформистов? В кризис возможность в случае чего быстро продать хоть за какие-то деньги приобретает особую важность. Поэтому за тот совет тем более не стыдно.
4. Разве нет сегодня дефицита шедевров послевоенного неофициального искусства, как прогнозировалось? А в те, некризисные, времена, напомню, вещи высокого класса были нормально представлены на рынке.
Что еще добавить? Про упомянутого Илью Табенкина ничего особенного сказать не могу, а вот относительно Анатолия Слепышева есть чем похвастаться. Наш AI Аукцион стал аукционом номер 1 в мире по количеству проданных работ этого шестидесятника. За два года работы Слепышева стали хитами наших аукционов, доказав свою поразительную ликвидность. Дальше судите сами: угадали мы тогда или нет.
Фактически если бы сегодня был шанс что-то поменять задним числом в списке, то я никого не стал бы вычеркивать — наоборот, кое-кого добавил бы. А именно: Эрика Булатова, Илью Кабакова, Оскара Рабина ценного периода и качественного Анатолия Зверева. Но только в том случае, если тогда, в 2008-м, были возможности покупать хорошие вещи относительно недорого. Что еще посоветовал бы задним числом в 2008 году? Не переплачивать за русскую классику. Если связываться, то только с первыми именами. На первое место после подлинности ставить ликвидность. Да и вообще в целом быть критичнее и осмотрительнее.
Да, жизнь оказалась непредсказуемой. Но думаю, что люди, которые тогда покупали искусство в соответствии с нашими прогнозами, не разорились, не расстроились, получили эстетическое удовольствие, чему-то научились, скорректировали приоритеты, что-то продали, а что-то докупили.
Ну а цифры… Цифры — дело наживное. Упало? Отрастет. На докризисный уровень — вряд ли или очень нескоро. Но, к счастью, в искусстве даже тактические инвестиционные паузы обычно компенсируются эмоциональным, информационным и эстетическим выигрышем.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20151126_prognoz.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20151126_prognoz.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?