- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм
Назад в будущее. Как «не сбылись» наши прогнозы 2008 года
ARTinvestment.RU 26 ноября 2015
На дворе стоял сытный 2008 год. И вопрос на форуме AI формулировался бесстрашно: «Как проинвестировать 100 000$»
Недавно участники форума AI припомнили наши прогнозы — предположения по поводу инвестиционных перспектив, которые мы делали вскоре после запуска сайта ARTinvestment.RU. На дворе стоял сытный 2008 год. И вопрос на форуме формулировался бесстрашно: «Как проинвестировать 100 000$».
Поговорили тогда хорошо. Набросали идеи, в каких художников вкладывать. Рискнули даже собрать «портфель» — набор произведений перспективных художников, которых на тот момент можно было купить за $100 000 долларов.
Напомню, «портфель» тогда у меня получился следующий:
1. 0,6 картины Дмитрия Краснопевцева;
2. 1–1,5 картины Олега Целкова;
3. 1,5–2 картины Владимира Немухина;
4. 1,5 картины Дмитрия Плавинского;
5. 1–1,5 работы Владимира Янкилевского;
6. 1,3 картины Евгения Рухина;
7. 2 отличных масла Владимира Яковлева;
8. 2,5 работы Наталии Нестеровой.
Мне ответили: «То, что вы говорите, — разумно. Но есть ли надежда на сверхдоход? Стоит сейчас Краснопевцев $200 000–300 000. Или Целков — $150 000. Есть вероятность, что удвоится? Хотя пишу и думаю про себя: да, есть. Но ведь за 100 000 уже не купить. А, например, Табенкина и Слепышева — можно».
И вот в этот момент осторожность мне изменила, щеки надулись, и с моей стороны последовал уточняющий прогноз: «Если не произойдет катаклизмов, то лучшие работы шестидесятников, которые сегодня еще можно купить за 100 тысяч, в ближайшие 2–2,5 года имеют шанс дойти до миллиона. ИМХО. А если нефть дойдет до $200 за баррель (а такие прогнозы дают очень серьезные агентства), то и раньше. Там, у миллиона, посопротивляются и двинутся дальше. Для Слепышева и Табенкина такие темпы кажутся мне значительно менее вероятными — они не настолько плотно вовлечены в информационную среду. Второй ряд художников более рискован для инвестиций, но и потому более потенциально прибылен. Думаю, что совсем скоро будет другая проблема — очень сильный дефицит шестидесятников вообще, который будет основой для неоправданного взвинчивания цен». Это, напомню, тоже лето 2008 года.
С тех пор много воды утекло.
Но народ у нас оказался памятливый — палец в рот не клади. Припомнили. И спустя семь лет нас «догнал» вопрос: «понравился мне пост от 2008 года про нефть 200))) картины-то стали стоить миллион?))»
Спрашивают — отвечаю.
Нефть стала стоить в 3,5 раза дешевле. А перечисленный набор картин подешевел почти в той же пропорции. Теперь на их приобретение коллекционерам хватило бы не $100 000, а $25 000–$35 000.
Печально. Другой вопрос: стоит ли посыпать голову пеплом?
Семь лет назад, в июне 2008 года, даже Нострадамус не смог бы наванговать, что впереди нас ждет аж два экономических кризиса (2008 и 2014), аж три внешнеполитических кризиса (Крым, Донбасс, Сирия), международные экономические санкции, в ноябре 2015 года нефть будет по 43 доллара вместо 140 долларов, а сам доллар будет стоить 66 рублей вместо 23 рублей.
Цены и прогнозы — хороший повод улыбнуться своему прежнему оптимизму и сделать выводы о непредсказуемости жизни.
Цифры угаданы не были, но за саму суть прогноза по-прежнему не стыдно. В чем можно себя упрекнуть?
1. Разве первые имена шестидесятников оказались ложным направлением? Было пересмотрено их место в истории искусства? Расходы на их работы — зря потраченные деньги? Другие направления показали лучшие результаты? Нет. Значит, как минимум названный вектор оказался правильным.
2. Разве среди перечисленных в «портфеле» 2008 года художников есть хоть один, цены на которого рухнули почти до нуля или упали гораздо сильнее рынка? Нет.
3. Разве есть практически в 2015 году более ликвидный сегмент рынка, чем шестидесятники? Работы каких художников легче продать на аукционах, чем нонконформистов? В кризис возможность в случае чего быстро продать хоть за какие-то деньги приобретает особую важность. Поэтому за тот совет тем более не стыдно.
4. Разве нет сегодня дефицита шедевров послевоенного неофициального искусства, как прогнозировалось? А в те, некризисные, времена, напомню, вещи высокого класса были нормально представлены на рынке.
Что еще добавить? Про упомянутого Илью Табенкина ничего особенного сказать не могу, а вот относительно Анатолия Слепышева есть чем похвастаться. Наш AI Аукцион стал аукционом номер 1 в мире по количеству проданных работ этого шестидесятника. За два года работы Слепышева стали хитами наших аукционов, доказав свою поразительную ликвидность. Дальше судите сами: угадали мы тогда или нет.
Фактически если бы сегодня был шанс что-то поменять задним числом в списке, то я никого не стал бы вычеркивать — наоборот, кое-кого добавил бы. А именно: Эрика Булатова, Илью Кабакова, Оскара Рабина ценного периода и качественного Анатолия Зверева. Но только в том случае, если тогда, в 2008-м, были возможности покупать хорошие вещи относительно недорого. Что еще посоветовал бы задним числом в 2008 году? Не переплачивать за русскую классику. Если связываться, то только с первыми именами. На первое место после подлинности ставить ликвидность. Да и вообще в целом быть критичнее и осмотрительнее.
Да, жизнь оказалась непредсказуемой. Но думаю, что люди, которые тогда покупали искусство в соответствии с нашими прогнозами, не разорились, не расстроились, получили эстетическое удовольствие, чему-то научились, скорректировали приоритеты, что-то продали, а что-то докупили.
Ну а цифры… Цифры — дело наживное. Упало? Отрастет. На докризисный уровень — вряд ли или очень нескоро. Но, к счастью, в искусстве даже тактические инвестиционные паузы обычно компенсируются эмоциональным, информационным и эстетическим выигрышем.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20151126_prognoz.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20151126_prognoz.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 26.03.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Личность Второй материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм