Назад в будущее. Как «не сбылись» наши прогнозы 2008 года
ARTinvestment.RU   26 ноября 2015

На дворе стоял сытный 2008 год. И вопрос на форуме AI формулировался бесстрашно: «Как проинвестировать 100 000$»

Недавно участники форума AI припомнили наши прогнозы — предположения по поводу инвестиционных перспектив, которые мы делали вскоре после запуска сайта ARTinvestment.RU. На дворе стоял сытный 2008 год. И вопрос на форуме формулировался бесстрашно: «Как проинвестировать 100 000$».

Поговорили тогда хорошо. Набросали идеи, в каких художников вкладывать. Рискнули даже собрать «портфель» — набор произведений перспективных художников, которых на тот момент можно было купить за $100 000 долларов.

Напомню, «портфель» тогда у меня получился следующий:

1. 0,6 картины Дмитрия Краснопевцева;
2. 1–1,5 картины Олега Целкова;
3. 1,5–2 картины Владимира Немухина;
4. 1,5 картины Дмитрия Плавинского;
5. 1–1,5 работы Владимира Янкилевского;
6. 1,3 картины Евгения Рухина;
7. 2 отличных масла Владимира Яковлева;
8. 2,5 работы Наталии Нестеровой.

Мне ответили: «То, что вы говорите, — разумно. Но есть ли надежда на сверхдоход? Стоит сейчас Краснопевцев $200 000–300 000. Или Целков — $150 000. Есть вероятность, что удвоится? Хотя пишу и думаю про себя: да, есть. Но ведь за 100 000 уже не купить. А, например, Табенкина и Слепышева — можно».

И вот в этот момент осторожность мне изменила, щеки надулись, и с моей стороны последовал уточняющий прогноз: «Если не произойдет катаклизмов, то лучшие работы шестидесятников, которые сегодня еще можно купить за 100 тысяч, в ближайшие 2–2,5 года имеют шанс дойти до миллиона. ИМХО. А если нефть дойдет до $200 за баррель (а такие прогнозы дают очень серьезные агентства), то и раньше. Там, у миллиона, посопротивляются и двинутся дальше. Для Слепышева и Табенкина такие темпы кажутся мне значительно менее вероятными — они не настолько плотно вовлечены в информационную среду. Второй ряд художников более рискован для инвестиций, но и потому более потенциально прибылен. Думаю, что совсем скоро будет другая проблема — очень сильный дефицит шестидесятников вообще, который будет основой для неоправданного взвинчивания цен». Это, напомню, тоже лето 2008 года.

С тех пор много воды утекло.

Но народ у нас оказался памятливый — палец в рот не клади. Припомнили. И спустя семь лет нас «догнал» вопрос: «понравился мне пост от 2008 года про нефть 200))) картины-то стали стоить миллион?))»

Спрашивают — отвечаю.

Нефть стала стоить в 3,5 раза дешевле. А перечисленный набор картин подешевел почти в той же пропорции. Теперь на их приобретение коллекционерам хватило бы не $100 000, а $25 000–$35 000.

Печально. Другой вопрос: стоит ли посыпать голову пеплом?

Семь лет назад, в июне 2008 года, даже Нострадамус не смог бы наванговать, что впереди нас ждет аж два экономических кризиса (2008 и 2014), аж три внешнеполитических кризиса (Крым, Донбасс, Сирия), международные экономические санкции, в ноябре 2015 года нефть будет по 43 доллара вместо 140 долларов, а сам доллар будет стоить 66 рублей вместо 23 рублей.

Цены и прогнозы — хороший повод улыбнуться своему прежнему оптимизму и сделать выводы о непредсказуемости жизни.

Цифры угаданы не были, но за саму суть прогноза по-прежнему не стыдно. В чем можно себя упрекнуть?

1. Разве первые имена шестидесятников оказались ложным направлением? Было пересмотрено их место в истории искусства? Расходы на их работы — зря потраченные деньги? Другие направления показали лучшие результаты? Нет. Значит, как минимум названный вектор оказался правильным.

2. Разве среди перечисленных в «портфеле» 2008 года художников есть хоть один, цены на которого рухнули почти до нуля или упали гораздо сильнее рынка? Нет.

3. Разве есть практически в 2015 году более ликвидный сегмент рынка, чем шестидесятники? Работы каких художников легче продать на аукционах, чем нонконформистов? В кризис возможность в случае чего быстро продать хоть за какие-то деньги приобретает особую важность. Поэтому за тот совет тем более не стыдно.

4. Разве нет сегодня дефицита шедевров послевоенного неофициального искусства, как прогнозировалось? А в те, некризисные, времена, напомню, вещи высокого класса были нормально представлены на рынке.

Что еще добавить? Про упомянутого Илью Табенкина ничего особенного сказать не могу, а вот относительно Анатолия Слепышева есть чем похвастаться. Наш AI Аукцион стал аукционом номер 1 в мире по количеству проданных работ этого шестидесятника. За два года работы Слепышева стали хитами наших аукционов, доказав свою поразительную ликвидность. Дальше судите сами: угадали мы тогда или нет.

Фактически если бы сегодня был шанс что-то поменять задним числом в списке, то я никого не стал бы вычеркивать — наоборот, кое-кого добавил бы. А именно: Эрика Булатова, Илью Кабакова, Оскара Рабина ценного периода и качественного Анатолия Зверева. Но только в том случае, если тогда, в 2008-м, были возможности покупать хорошие вещи относительно недорого. Что еще посоветовал бы задним числом в 2008 году? Не переплачивать за русскую классику. Если связываться, то только с первыми именами. На первое место после подлинности ставить ликвидность. Да и вообще в целом быть критичнее и осмотрительнее.

Да, жизнь оказалась непредсказуемой. Но думаю, что люди, которые тогда покупали искусство в соответствии с нашими прогнозами, не разорились, не расстроились, получили эстетическое удовольствие, чему-то научились, скорректировали приоритеты, что-то продали, а что-то докупили.

Ну а цифры… Цифры — дело наживное. Упало? Отрастет. На докризисный уровень — вряд ли или очень нескоро. Но, к счастью, в искусстве даже тактические инвестиционные паузы обычно компенсируются эмоциональным, информационным и эстетическим выигрышем.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20151126_prognoz.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20151126_prognoz.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх