- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко. Дерево. Япония.
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган". Бронза. Япония.
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
Когда закончится нефть
ARTinvestment.RU 28 октября 2014
Что произойдет на русском рынке искусства при сильном падении цен на углеводородное сырье
С конца марта, когда мы опубликовали статью «Как повлияют экономические санкции на русский рынок искусства? Гипотезы ARTinvestment.RU», цена за баррель нефти сорта Urals снизилась уже на 23,5 доллара (со 105 до 81,5 доллара за баррель). Ситуация нового тактического кризиса из области предположений перешла в реальность. Увы, надо признать, что нашим заморским «оппонентам» за это время слишком многое удалось. Всего за полгода курс доллара вырос с 35,4 до почти 42 рублей за доллар, все прежние прогнозы по инфляции давно пошли прахом, снижение инвестиционной активности и сокращение потребительского спроса заметны невооруженным глазом. В свой актив изобретательные идеологи экономических козней могут смело записать падение автомобильного рынка, сокращения персонала в бизнесе, сорванный туристический сезон и кучу других пакостей, адресованных почему-то преимущественно нашему среднему классу. Ну, а кому же еще? Остальные, как мы слышали, как-то уже справились. По крайней мере, газеты запестрели сообщениями в духе «Пострадавший от санкций банк “Россия” увеличил прибыль на треть».
В свете новой экономический ситуации вопрос о том, что произойдет на нашем рынке искусства под воздействием санкций, перестал быть гипотетическим. Итак, к чему нам готовиться?
В первые месяцы санкций, как AI и предрекал, ничего не изменилось. Резкого роста цен в рублях не произошло. Падения спроса — тоже. И дальше какое-то время равным образом ничего не изменится. Рынок искусства весьма инерционный — в частности, он не падает одновременно с ценами на нефть1, а рост курса доллара не ведет к пропорциональному росту рыночных цен в рублях. Да, рубль сейчас дешевеет, но зарабатывать эти рубли нашим покупателям (как правило, они зарабатывают в бизнесе, медицине, образовании, юриспруденции) становится все сложнее. Следовательно — что будет происходить? Понятно, что сдатчики аукционов и другие продавцы попытаются поднять цены в рублях как можно скорее. Попытаются. Но довольно быстро натолкнутся на сопротивление со стороны спроса — и пойдут на уступки покупателям. Как разумные люди.
Дальше, если рубль продолжит девальвироваться теми же темпами, то по обоюдному согласию цены на рынке будут номинированы в долларах. Для общего спокойствия участников рынка. При этом в долларах покупатели потребуют скидок и получат их. Другими словами, цены в долларах снизятся, и, вероятно, существенно.
О совсем неблагоприятных сценариях (нефть падает вдвое, доллар взмывает до неприличных уровней — рублей этак до 60) думать заранее не хочется. Во-первых, это вряд ли. Во-вторых, последствия затяжного экономического кризиса в принципе довольно понятны и предсказуемы. Очевидно, что если благосостояние среднего класса сильно ухудшится, то аукционная торговля культурными ценностями заметно просядет. И у нас на аукционе AI, и вообще у всех местных аукционных домов. К слову, тревожные сигналы уже поступают: индекс покупательской активности ARTIMXba-RUS с марта упал на 3 пункта и продолжает снижение. Аукционы, конечно, при любом раскладе продолжат зарабатывать свои 10 %. Но при этом средний чек с нынешних 9,5 тысячи долларов за лот (реальные данные за прошедшие 12 месяцев) уменьшится до, скажем, 3 тысяч долларов за лот. Соответственно снизится и номинальный размер комиссионных. Покупатель со средними доходами станет сводить концы с концами, а «новые богатые» наши аукционы пока не жалуют.
Перечисленное выше — это картина по рынку в общем. А конкретнее в каждом из трех сегментов — высшем (максимальное качество, дорогие шедевры, первые имена), среднем и экономичном — ситуация будет развиваться по-разному.
Начнем со среднего сегмента, с перспектив вещей среднего качества дороже 10 тысяч долларов, особенно обратим внимание на диапазон 10–50 тысяч долларов. В кризис это сегмент всегда становится самым проблемным. Замечено, что там, где деньги начинаются уже серьезные, а до шедевра вещь не дотягивает, — там в кризис движение замирает. Признаться, не удивимся, если месяца через три цены на произведения среднего качества в пересчете на доллары будут ниже текущих на 20–30 %.
А что в это время произойдет с рынком шедевров, произведений наивысшего качества? Вы удивитесь: скорее всего, там станет как минимум не хуже или даже лучше. В кризис интерес к шедеврам, как правило, даже увеличивается, несмотря на то, что деньги там уже очень серьезные. Богатые люди начинают рассматривать варианты даже не инвестиций, а сбережения с перспективой на 3–5 лет, поэтому и разнообразят свои активы, включая в них первоклассные предметы искусства. Так что у топовых галерей и дилеров с запасами «айвазовских» клиентуры вряд ли убавится. Главное, чтобы материал был безупречным.
Про экономичный (условно до 10 тысяч долларов) и самый малобюджетный сегмент (до 3 тысяч долларов) тоже примерно все понятно. По опыту предыдущих кризисов в сложные времена, наряду с самым дорогим, лучше всего продается именно самое дешевое. И опять же только среднее будет дожидаться лучших времен. Впрочем, как там говорят продавцы? Картины есть не просят? На самом деле через какое-то время очень даже просят.
Предложенные ценовые расклады в целом уже подтверждает только что завершившийся 37-й Антикварный Салон. Из бесед с участниками (см. на форуме AI) можно сделать вывод, что продажи фиксировались преимущественно в сегменте до 10 тысяч долларов, а на работы свыше 100 тысяч долларов покупателей почти не было.
От ответа на вопросы «кто виноват» и «что будет» самое время перейти к «что делать».
Перво-наперво надо избавиться от иллюзий, что угнетенная экономическая ситуация — это ненадолго. Даже если санкции отменят через полтора-два года (на что рассчитывают умные люди), то это не значит, что рынок искусства сразу быстро воспрянет. Мы ведь так уже думали после 2008 года, правда? А жить до сих пор приходится в кризисных реалиях. Вероятно, новая эпоха высоких цен не наступит еще 5–10 лет.
Если конкретизировать проблему по секторам, то, например, в зоне риска находятся вторые имена XIX века. Уже сейчас они продаются туго, и есть ощущение, что лучше не станет. Или, например, средние по качеству работы первых имен среди шестидесятников. Именно средние. То есть когда вещи — не шедевры, а за имена просят дорого, десятки тысяч долларов. Очередь за такими вещами тоже не выстраивается. Что и понятно: дорого и коллекционеров мало.
Словом, второе, что стоит сделать участникам рынка, — стать реалистичнее и сговорчивее. Ближайшие несколько лет цену на рынке, по-видимому, будут диктовать покупатели. Поэтому, например, средние по качеству вещи стоит без сожаления продавать, даже если предлагают цену ниже ваших ожиданий где-нибудь на 20 %. В противном случае нужно быть готовым «зависнуть» с ней на несколько лет. Впрочем, совсем за копейки отдавать, конечно, не стоит, пусть уж тогда до лучших времен лежат. Одновременно в условиях кризиса нужно включать «радар» и покупать с оказией хорошие вещи на хороших условиях. Конечно, при прочих равных стоит отдавать предпочтение наиболее ликвидным авторам. Имена наиболее востребованных нашими покупателями авторов мы не скрываем: Зверев, Яковлев, Слепышев, Ворошилов и многие другие (см. на AI «Искусство эконом-класса. Ситуация на рынке»). Возможно, кризис мотивирует и упорядочит стремление коллекционеров и продавцов искать наконец-то новые идеи и перспективные инвестиционные направления. В частности, прямо сейчас мы наблюдаем активизацию интереса к экономичному сегменту и даже второму ряду шестидесятников. Еще можно вспомнить, например, про замечательных «кинетистов», или про горкомовских экспрессионистов середины 1970-х — конца 1980-х годов (ту же группу «21»), или, наконец, про современное искусство — есть еще масса направлений, где можно рискнуть и потенциал роста цен далеко не исчерпан.
Падение цен на нефть, конечно, значительно усугубит кризис. Ничего не поделать — стихия. Но нужно помнить, что этот кризис на нашем арт-рынке продолжается уже 8 лет. За такой период любой кризис превращается уже в вариант нормы. Поэтому не принимайте близко к сердцу. Продавайте и покупайте. Так, по крайней мере, будет шанс пережить период катаклизмов в хороводе красивых вещей.
1 В октябре 2014 года выпускница Института арт-бизнеса Екатерина Домрачева в дипломной работе исследовала корреляцию ценовых индексов искусства ARTIMX и ARTIMX-RUS с ценами на нефть, элитную недвижимость, акции и золото. Оказалось, что цены на искусство довольно сильно коррелируют с ценами на дорогую недвижимость, а с нефтью, золотом и акциями выявлены лишь средние и слабые связи.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20141028_oil.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20141028_oil.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко. Дерево. Япония.
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган". Бронза. Япония.
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло