11 работ русского Christie’s. Ценовой прогноз торгов 24 апреля
ARTinvestment.RU   14 апреля 2009

Нью-йоркская сессия Russian Art, которую Christie’s проведет 24 апреля 2009 года в Рокфеллер Плаза, обещает быть неожиданной и тем интересной

1. Николай Рерих. Великая священная Тангла. 1929
2. Давид Бурлюк. Всадник-смерть. Около 1911
3. Роберт Фальк. Пейзаж с камнями. 1911
4. Наталия Гончарова. Сирень
5. Александр Яковлев. Натюрморт. Капри. 1929
6. Степан Эрьзя. Женская голова. 1935
7. Юрий Анненков. Палаццо Дарио. Венеция
8. Олег Целков. Три персонажа. 1984
9. Оскар Рабин. Никольский большой крест. 1964
10. Александр Волков. Караван. 1920
11. Дмитрий Краснопевцев. Чаша с костями. 1963

Нью-йоркская сессия Russian Art, которую Christie’s проведет 24 апреля 2009 года в Рокфеллер Плаза, обещает быть неожиданной и тем интересной. Устроители приложили немало усилий, чтобы заинтриговать покупателей и лишить торги известной доли предсказуемости. Эстимейты в долларах часто установлены на дразнящих уровнях. Сама подборка лотов пусть не утопает в шедеврах, но содержит немало работ инвестиционного класса. А элемент интриги обеспечивается курьезными эпизодами. Например, среднеразмерный натюрморт «Пионы» (1958) кисти академика — лидера «социалистического идеализма» Александра Герасимова (автора шедевра «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», 1938) будет предлагаться за 120–180 тысяч долларов. Напротив, гуашь Владимира Немухина (1968), послевоенный абстрактный экспрессионизм, выставлена с эстимейтом 10–15 тысяч долларов.

Вообще, предстоящие торги будут довольно демократичными: работ в относительно доступном ценовом диапазоне до 25 тысяч долларов будет представлено не мало, что особенно важно, поскольку способные конкурировать в бюджетном сегменте аукционы Bonhams и MacDougall's будут проводить свои русские торги еще только летом.

В настоящий обзор включены прогнозы для 11 работ предстоящего Christie's — лоты, которые привлекли внимание ARTinvestment.RU по разным причинам: ценой, редкостью, достоинствами или недостатками. Объединяет их только одно — ни одна из этих работ не оставляет равнодушным и заставляет задержаться на своей странице каталога.

1. Николай Рерих. Великая священная Тангла. 1929

Тангла — величественная гора в Тибете — яркое впечатление Николая Рериха, полученное в его первой экспедиции по центральной Азии. Работ Рериха в последние годы на торгах предлагается довольно много, но, по общему мнению, на Christie’s в этот раз представлена очень сильная подборка. Есть вещи и подороже, но эта мне показалась наиболее интересной. Работа с безупречной историей, есть в каталогах выставок 1930-х годов. Но не это главное. Чувствуется, что светится изнутри. Эстимейт метровой темперы — 300–500 тысяч долларов. По мнению AI, у работы есть все шансы превысить его верхнюю границу, приблизившись к 600 тысячам долларов.

2. Давид Бурлюк. Всадник-смерть. Около 1911

С работой Давида Бурлюка «Всадник-смерть» вообще случай интересный. Дело в том, что двумя днями ранее на конкурирующем Sotheby’s будет продаваться картина-близнец под названием «Синий всадник». Убедитесь сами: поразительное сходство композиции и деталей во всем, кроме цветовой гаммы. В обеих работах лошади написаны одинаково. Даже изгибы руки, в которой «Всадник-смерть» держит череп, а «Синий всадник» ничего не держит, написаны схожим образом. Что касается «Синего всадника», то мы усомнились в датировке (вещь, скорее всего, поздняя), а вот «Всадник-смерть», скорее всего, и впрямь может быть 1911 года. Хотя и не факт. Зато факт то, что безголовый «Всадник-смерть» выставлен с эстимейтом в 300–500 тысяч долларов, в то время как его невредимый близнец на Sotheby’s оценивается в 100–150 тысяч долларов. Прогноз цены AI: за 300 тысяч работа в этот раз продана не будет. Причина — переоценка.

3. Роберт Фальк. Пейзаж с камнями. 1911

На сей раз в каталоге торгов написано немало интересного. Во-первых, работа опубликована на странице 287 каталога живописи Роберта Фалька, изданного галереей «Элизиум»; во-вторых, она участвовала в выставке «Бубновый валет» в 1913 году. Нормальный пейзаж, 1911 год, комфортный размер (70 x 71), а эстимейт при этом странный — 100–150 тысяч долларов. Примерно за такие деньги продаются хорошие работы шестидесятников. А тут целый Фальк, хоть и не бог весть какой. Нолик забыли приписать или еще что? Прогноз цены AI — 450 тысяч долларов.

4. Наталия Гончарова. Сирень

Точная датировка для таких работ Наталии Гончаровой часто не публикуется или не известна. Но, вероятно, это конец 1950-х годов, а то и начало 1960-х (амазонка авангарда умерла в 1962 году). История обретения работы такова: нынешняя владелица, Онора Мур, обнаружив у себя половину абстрактного диптиха Гончаровой, обменяла ее у владельца второй половины, арт-дилера Эдуара Лёба, на «Сирень», которая ей давно нравилась. С одной стороны, история кажется не совсем прозрачной; с другой — все ее участники были знакомы между собой, Онора Мур в 1960 часто посещала Гончарову (с которой ее и познакомил Лёб), а пресловутый обмен состоялся около 1970. Впрочем, с высокой долей вероятности, с работой все в порядке. Картина довольно маленькая, это игранет в минус. Зато эстимейт выглядит очень заманчиво: 100–150 тысяч долларов. Гончарова, напомним, возглавляет мировой ценовой рейтинг среди женщин-художниц, а ее персональный рекорд составляет 5,52 миллиона фунтов — почти 10 миллионов долларов. В этом свете прогноз AI даже за позднюю и маленькую «Сирень» — выше эстимейта, 200 тысяч долларов.

5. Александр Яковлев. Натюрморт. Капри. 1929

Александр Яковлев в рейтинге топ-12 русских художников занимает 11-е место с результатом 2,5 миллиона фунтов. Хороший, большой, узнаваемый рыбацкий натюрморт в этот раз предлагается с эстимейтом 80–120 тысяч долларов. В другом случае для поклонников Яковлева это было бы настоящим подарком. Но в этот раз натюрморт не шедевр: знатоки отмечают, что он темный и края плохо проработаны. Посему прогноз AI — ближе к верхнему эстимейту, 120 тысяч долларов.

6. Степан Эрьзя. Женская голова. 1935

Степан Эрьзя (наст. Нефедов) тоже имя из учебника. Мордовский модернист, скульптор-новатор. Эрьзя умер в Москве в 1959 году в статусе скульптора с мировым и национальным признанием. Его работы сегодня украшают каталоги Третьяковки, в Мордовии работает республиканский музей изобразительных искусств его имени. А ведь все могло сложиться по-другому, могли и «забыть» как многих художников русского зарубежья. Дело в том, что в 1926 году Эрьзя, посмотрев на уверенную поступь пролетариата в вопросах культуры, выехал на выставку во Францию и раздумал возвращаться в СССР. Почти четверть века, до 1950 года он трудился на другом краю света, в Аргентине. Если скульптура датируется 1935 годом, то, скорее всего, она была сделана там. Так что теперь время импортировать. В старости, в 1950 году, скульптор получил разрешение вернуться в СССР и привез с собой почти две сотни своих скульптурных работ.

Представленная на этом аукционе «Голова женщины» выполнена из дерева — материала, который Эрьзя чувствовал особенно тонко. Работе присвоен эстимейт 20–30 тысяч долларов. AI прогнозирует уход примерно на 50 тысячах долларов. Это можно назвать французской ценой (столько за его скульптуры платят в Париже). Английская выше: в прошлом году сопоставимая «Голова женщины» (тоже 1935 года) была продана на MacDougall’s за 117 тысяч долларов.

7. Юрий Анненков. Палаццо Дарио. Венеция

Фамилия Юрия Анненкова стоит второй в нашем топ-10 художников по темпам роста (по процентному росту цен на его произведения), что ярко иллюстрирует уровень интереса к его творчеству. Как и Эрьзя, художник Анненков тоже предпочел уехать, не дожидаясь итогов «чистки» художественных рядов. В 1924 году его выпустили на открытие советского павильона на международной выставке в Венеции, а назад Анненков не вернулся, избрав путь «русского парижанина». За границей Анненков смог реализовать свой творческий потенциал, успешно работал в театре и даже продвинулся по профсоюзной линии (возглавлял профсоюз технических специалистов кинематографа во Франции). Для нас же теперь Анненков — один из немногих художников-соотечественников, о котором за рубежом не нужно объяснять, кто он такой. Эстимейт 60–80 тысяч долларов за большой декоративный венецианский пейзаж, по мнению AI, занижен. Прогноз — 120 тысяч долларов. В прошлом году на Christie’s другой венецианский пейзаж Анненкова был продан чуть дороже 200 тысяч долларов.

8. Олег Целков. Три персонажа. 1984

Видели когда-нибудь «ню» от Олега Целкова? Представляете, фирменные маски-личины и еще два метра тела? Пусть до Фрэнсиса Бэкона еще далеко, но все равно эксперимент слишком смелый. Знатоки считают 1980-е, к которым относится работа, наиболее сильным периодом в творчестве Целкова. И размер хорош, и цена. Будь сюжет попривычнее (так, чтобы все были одеты, с ложками-вилками, и чтоб бабочка летала), то оценка в 50–70 тысяч была бы более чем дружественной. В конкретном же случае результат мало предсказуем. Для некоторых коллекционеров, например, ню является основной темой. Прогноз цены AI — 70 тысяч долларов — основывается скорее на интуиции, чем на стройной аргументации.

9. Оскар Рабин. Никольский большой крест. 1964

Большой холст Оскара Рабина 1964 года, ценного периода, предлагается с эстимейтом 40–60 тысяч долларов. По докризисным меркам очень интересное предложение за очень разумные деньги. Сейчас покупатели ко всему настроены скептически, даже к шестидесятникам, работы которых недавно переживали бум инвестиционного спроса. Впрочем, по мнению AI, доводы разума и сегодня не потеряли своей актуальности, поэтому уход метрового холста прогнозируется ближе к верхней границе эстимейта, 55 тысяч долларов, за тысячу бочек североморской нефти.

10. Александр Волков. Караван. 1920

В прошлом году графический «Караван» (1922) Александра Волкова в целом сопоставимого класса был продан на Sotheby’s за 54 тысячи долларов. В этом году представленный на Christie’s рисунок 1920 года с эстимейтом 30–50 тысяч долларов несколько проигрывает технически (там была темпера, а это акварель), зато выигрывает визуально. Прогноз цены AI — 30 тысяч долларов с поправкой на эпоху перемен. Не знаю как в этом, а в прошлом году цены на русского авангардиста, работавшего в Узбекистане, выросли минимум на треть. Начинающим коллекционерам стоит учитывать, что Волкова довольно часто подделывают. База Artinvestment.RU пестрит по нему красными индикаторами. Поэтому покупки вещей Волкова — это спорт для закаленных разбирающихся покупателей.

11. Дмитрий Краснопевцев. Чаша с костями. 1963

Для хорошего среднеразмерного натюрморта Дмитрия Краснопевцева 65 тысяч долларов против эстимейта 30–40 тысяч долларов — это, скорее, осторожный прогноз. Вообще, даже более значительная переплата для такой вещи не критична. Избыточная цена быстро «переварится» при улучшении экономических настроений. 1963 год — Краснопевцев еще не на пике, но уже в начале своего самого ценного периода, когда главные творческие открытия уже были им сделаны. AI рекомендует инвесторам отнестись к лоту с повышенным вниманием. А удостовериться в подлинности заинтересованные покупатели могут, к примеру, у Александра Ушакова, эксперта и знатока творчества художника, который располагает архивом записей продаж Краснопевцева.

По ожиданиям ARTinvestment.RU, торги будут проходить если и не в атмосфере праздника, то с приподнятым настроением у участников. Во-первых, организаторы потрудились на славу, предложив ассортимент с комфортными эстимейтами. А вторую половину успеха должна обеспечить рыночная конъюнктура. Похоже, что с приходом весны на мировых рынках (включая «наше все» — сырьевой) выглянуло солнце. Нефть колеблется у отметок 53–55 долларов за баррель, и страх, что она улетит на 20–30 долларов, постепенно проходит. На фондовые рынки развивающихся стран постепенно возвращаются пугливые иностранные инвесторы. Создается впечатление, что кризис всем порядком надоел и экономическая жизнь начинает просыпаться. Покупатели искусства, вероятно, тоже должны чувствовать эти тенденции — а значит, прочь хандру и даешь лечебный шоппинг!

Источник: christies.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20090414_christies_april.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20090414_christies_april.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх