Art Investment

Художники и цены

«Русские торги» Sotheby’s 22 апреля 2009 года. Краткий ценовой прогноз

Опубликованный онлайн-каталог «русских торгов» Sotheby’s, намеченных к проведению в Нью-Йорке в «красный день календаря» 22 апреля, порадовал разумными эстимейтами и удовлетворительным качеством подборки. Пусть не шедевр на шедевре, но и «пустым» (как могло бы быть) предстоящий аукцион тоже не назвать.

Начнем с тех работ, которые в начале апреля удалось посмотреть вживую. Рядом с выставкой современного английского искусства «Чудеса» Марии Байбаковой на «Красном Октябре» Sotheby’s устроил предаукционный показ, на котором выставил топ-лоты русских торгов 22 апреля, а также авансом — ряд русских работ, подготовленных для летних торгов 9 июня, и несколько зарубежных шедевров.

Казалось бы, рынок русского искусства уже вышел из того возраста, когда максимальные эстимейты на торгах получают холсты Айвазовского. Для многих это симптом кризиса жанра, проблем предложения, бегство к истокам. Давненько такого не было. Неужели вернулось года так на два назад? Так или иначе, но эстимейт в полтора миллиона долларов, самый высокий на «русских торгах», присвоен работе «Отплытие Колумба из Палоса». Большая, под два метра, марина увековечила начало первой экспедиции Колумба, отплытие из испанского порта в 1492 году, увенчавшееся исторической высадкой на Багамах. Эту работу Айвазовский готовил к американской выставке, к Всемирной ярмарке в Чикаго 1893 года. Страна только что отпраздновала 400-летие открытия материка европейцами, а потому тематический холст был обречен на стопроцентное попадание в зону внимания публики и критики. AI думает, что и в год 517-летия великого открытия Колумбом родины ипотечного кризиса у картины все сложится хорошо. Как хорошо? Например, тысяч на 900. Этого Айвазовского сейчас можно увидеть «живьем» на предаукционном показе на «Красном Октябре». Картина классика производит впечатление. В том числе и идеальным состоянием: лак блестит, холст звенит, роскошная рама закрепляет эффект. Выглядит хорошо. Не на миллион долларов, а даже на два с половиной.

За выдающуюся вещь с обложки впору биться даже тем покупателям, которым творческие и философские поиски Николая Рериха вовсе не близки. Это «тибетов» с «гималаями» на рынке видимо-невидимо. А вот таких работ, подлинно мирискуснических, построенных на настоящем русском эпосе, придется еще поискать. Меркурий Смоленский — состоявший на службе у смоленского князя воин-римлянин. Когда в 1238 году татары подошли к Смоленску, Меркурий, услышав глас Смоленской Божией Матери, в одиночку встал на защиту города. Незаметно миновав стражу у городских ворот, он отправился ночью за 14 верст от Смоленска, в стан татарских войск, и там напал на воинов Батыя. Утром смоляне увидели поле, усеянное трупами врагов, и нашли тело Меркурия, убитого в бою. Воина похоронили в храме, повесив над могилой его доспехи. С тех пор Меркурий почитается как мученик, Христов Воин, защитник Смоленска. Возвращаясь к картине: все при ней — и размер, и сюжет, и настроение, и ценный год создания (1919). К тому же еще и палитра яркая, краски не выцвели. Учитывайте, что на фото картина выглядит заметно хуже, чем живьем. Стилизованный иконный образ Меркурия Смоленского, на взгляд AI, получился не очень удачно и чуть портит впечатление. Но в целом, по нашему мнению, верхний 700-тысячный эстимейт этой работы Рериха в ходе торгов будет преодолен и финальная цена установится у отметки в 900 тысяч долларов, а то и того выше.

Почему-то в этот раз не вызвали восторга все работы Бориса Григорьева: что «Портрет девочки с игрушками» 1920 года, (эстимейт: 700–900 тысяч долларов), что композиция 1935 года «Приготовление блинов» (500–700 тысяч долларов) в двух частях. Понятно, что топ-лоты. Понятно, что Григорьев есть Григорьев: значительная фигура, дорого, престижно. Но при покупке произведения коллекционер, наверное, должен представлять, куда эту вещь повесить. А где уместно разместить пухлую незнакомую юную барышню или диптих со снедью и каким-то неизвестным с острым взглядом? Специально постоял перед этими тремя холстами Григорьева подольше: найти «изюминку», прочувствовать что-то притягательное... Оказалось, сложно. Григорьев — хорошо, но в этот раз рассчитывать на успех без вновь открывшихся обстоятельств можно вряд ли. К тому же когда цена вопроса — под миллион.

Из представленных на аукционе работ Давида Бурлюка, «отца русского футуризма», по меньшей мере, три заслуживают повышенного внимания. Каждая — с «изюминкой». Так, метровый «Знахарь» (колдун, ведьмак) — дань идеям итальянского футуризма, «перьевым» композициям любимого Умберто Боччони 1910-годов. Поэзия неистовства, инфернальная энергетика, экспрессионизм без оглядки на особенности общественного вкуса. «Знахарь» датирован 1918 годом, что теоретически возможно, но на деле — вряд ли. Известно, что датировка у Бурлюка часто служила инструментом исправления «исторических ошибок». Дата иногда означала время, когда работа должна была быть написанной, когда она была задумана, а не реальный год воплощения замысла. Так что 1918-й мог вполне быть поставлен в конце 1930-х или 1950-х. Коллекционеры это знают, это даже не подвох, а такая вот особенность. Что касается ценовых перспектив конкретной вещи, то случай не простой. До верхнего эстимейта «ведьмак» вряд ли дотянет. Все-таки коллекционеры предпочитают картины позитивные, а тут — на любителя. Но в целом прогноз AI — 170 тысяч долларов. Обоснование: после феноменальной выставки итальянский футуризм в России находится на гребне популярности, а в исполнении Бурлюка все становится еще интереснее.

«Крестьянки, сажающие картошку» 1947 года лишены подобной рефлексии. Это уже его любимый примитивизм, тема деревни, тема простого труда с русским настроением и неприкрытым вангоговским колоритом. Крестьянские сцены у Бурлюка не обязательно бывают российскими. Картошка — она и в Америке картошка. И крестьянки это могут быть не наши, а фермерши их местные. К счастью, в этой картине ничего не позволяет сориентироваться по месту. Иначе за какую-нибудь англоязычную вывеску ее эстимейт пришлось бы снижать раза в три. А так маленький удачный «примитив» (37 х 47) имеет все шансы быть проданным выше верхнего эстимейта — тысяч за 25–30.

Но главная битва по Бурлюку в рамках предстоящего аукциона разгорится, скорее всего, вокруг «Синего всадника» — большого (78,4 х 62,2) декоративного «Синего всадника». Уместно вспомнить, что Давид Давидович хоть и не был ключевой фигурой в знаменитом мюнхенском объединении Кандинского — Марка — Явленского, но в исторических выставках участвовал. Так что при желании все легко подводится под входящий в моду «русский Мюнхен». Создавая одноименную экспрессию на холсте, Бурлюк вряд ли имел в виду какого-то другого «синего всадника» — очевидно, опять воспоминание о молодости. Даты нет, но вещь скорее поздняя, годов 1940-х. Среди достоинств «Синего всадника» — высокая декоративность, но без вредной для экспрессии тщательности, очень удобный «коммерческий размер», эпохальная тема и удачный выбор носителя (мешковина картине очень к лицу). Прогноз цены AI — 150 тысяч долларов, а то и больше. «Синие всадники» дожидаться конца кризиса не будут — не поймать сейчас, потом разбегутся как миленькие.

Название постановки, к которой сделан этот эскиз, знающий театрал и балетоман вычислит, наверное, на раз. Предыдущему владельцу, вероятно, было не до того, поэтому рисунок Сергея Судейкина остался безымянным. Эскиз видного мирискусника нельзя назвать ярким, но работа узнаваемая и для рисунка на редкость большая (81 по горизонтали). Прогноз цены AI — ближе к верхней границе эстимейта.

Целков 1978 года — это полностью сложившийся художник на пороге своего самого сильного периода, 1980-х. Но о ценовом потенциале конкретной «Толпы» сложно сказать, не видя работу вживую. Огромное значение имеют цвет и фактура, которых не получится прочувствовать по фото (а на выставку в Москву вещь не привезли). А в остальном по формальным признакам речь идет о крепком «середнячке», вполне способном собрать кассу в размере 60 тысяч долларов, по нижнему эстимейту. До проблем с американской ипотекой можно было не сомневаться, что лот будет штурмовать 100 тысяч долларов. Но разумной ценой, по мнению AI, является «в пределах эстимейта».

Прогноз цены AI: 20 тысяч долларов. К чему лукавить? Это не самая удачная вещь Немухина. Ни колористически, ни композиционно, ни технически (это графика). Но у работы есть минимум три важных достоинства: год — ценный 1981-й  (учитывая, что художник работает до сих пор), внушительный, но не исполинский размер (78 х 52) и, что важно, разумный эстимейт в 15–20 тысяч долларов. Все вместе — уже серьезно. И уже повод поискать в работе больше достоинств. Вот, например, Немухин часто и до сих пор использует в своих карточных композициях «обводку» — такой шаблон, контур игральной карты на ножке, чтобы рисовать карты «по линейке». С одной стороны, это дает геометрическую чистоту и четкость, что многим нравится. А с другой — из графики уходит что-то живое, все превращается в коллаж, выхолащивается. А тут этого нет — никаких приспособлений, только живое движение руки, чистая экспрессия. По мнению AI, двадцати тысяч долларов этот рисунок достигнет. А может, и перешагнет.

Продолжим с «первыми именами» у шестидесятников. Холст «Беспорядок на полке» Владимира Вейсберга — вещь характерная, но не выдающаяся. Геометрический натюрморт, размер средний, эстимейт не дразнящий. Хотя многие согласятся, что год назад купить такого Вейсберга за 60–80 тысяч было за счастье. Прогноз цены AI — по нижнему эстимейту.

Кому нравится Вейсберг — купите Эдуарда Штейнберга. На русских торгах творчество последнего будет представлено «Композицией с рыбой» 1967 года. Удивительная работа — белое на белом — в стиле Вейсберга. Если бы не острые контуры против мягких у Вейсберга, то впору вовсе перепутать. Для большого (49,5 х 119,5) холста Штейнберга установлен эстимейт 50–70 тысяч долларов. Прогноз AI — 45 тысяч долларов.

Архитектурный оргалит Дмитрия Плавинского не датирован, но известно, что он был приобретен прежним владельцем в 1970 году. AI относит Плавинского к числу наиболее значимых и вместе с тем наиболее недооцененных художников в послевоенном неофициальном искусстве. Работа комфортного размера, не дорогая. Но декоративный уровень ее, по мнению AI, не представляет собой ничего особенного. Так что вероятный уход — по начальному эстимейту, 35 тысяч долларов.

За Краснопевцевым до примерно 1962 года коллекционеры охотятся не сильно. Ранний период, к которому относится этот непривычный — очень колоритный — натюрморт, ценится значительно меньше, чем скупой на цвет зрелый метафизический период. Серые или тепло-коричневые отрешенные натюрморты — вот это уже сила. Через год-два появятся по-настоящему завораживающие вещи. И любая «буржуйка» монохромного периода стоила бы минимум вдвое дороже представленной «Буржуйки» 1960 года. Эстимейт этой вещи присвоен разумный. По мнению AI, продавцу вряд ли стоит рассчитывать на сумму выше 40 тысяч долларов.

За свою короткую жизнь ленинградский авангардист, участник «бульдозерной выставки» 1974 года Евгений Рухин успел сделать довольно эффектных абстрактных работ в своем узнаваемом стиле. В первой половине 2000-х их почти не было на аукционах, а те, что предлагались, стоили на удивление дешево. Года два назад наступил перелом, продаж стало заметно больше, а цены подтянулись в диапазон 40–60 тысяч долларов. А в прошлом году работы Рухина стали выходить на рынок целыми выставками, в MacDougall’s был целый тематический аукцион по работам Рухина. Качество заметно разнилось. По памяти скажу, что «Лес в окне» 1972 года, может, и не шедевр, но точно неплохой вариант. При эстимейте 30–40 тысяч долларов AI склонен думать, что уход будет ближе к 40 тысячам. В минус играет ситуация прошлогодней «перепроданности», но будем надеяться, что это не скажется негативно на судьбе конкретного произведения.

Светлана Копыстянская — интересная современная художница, творчество которой признано и перспективно для коллекционирования. Ее работы уже в музеях (помню, как эффектно ее композиция смотрелась на выставке собрания Нортона Доджа), а вещи в рыночном обороте до известных событий быстро росли в цене. Пока аукционный максимум Копыстянской составляет 117 тысяч долларов (за эти деньги был продан большой «Морской пейзаж» на Phillips в 2007 году). Конкретная же вещь, «Рассказ», хороша, но имеет слишком скромный размер. По мнению AI, она немного не дотянет до нижней границы эстимейта, все закончится на отметке в 25 тысяч. Тем не менее на будущее инвесторам рекомендуется внимательнее следить за произведениями Копыстянской, появляющимися на торгах.

На этом предлагаю с послевоенным искусством закончить и перейти к нескольким разноплановым работам, которых объединяет разве что их необычность.

Есть ощущение, что работы Савадова — это вещи, которые будут понимать и покупать лет через пять. Или тогда, когда наконец подействует «арт-церукал» от активных «красных октябрей» и «гаражей». Однажды наступит момент, когда вызов будет принят, а савадовское «Коллективное красное» перестанет восприниматься публикой, как красная тряпка быком. Как перестал быть «красной тряпкой» Кабаков 1990-х или Борис Михайлов. Абсурдизм, метафоры и отчаянные противопоставления позволяют повесить на художника свору собак. «Марксизм де сад», туши, флаги, шахтеры в платьях, некро-постановки — простор для уничижительных отповедей. Заставить нравиться нельзя. До поры. А тем временем «Коллективное красное» — уже в музеях. Это плюс. А вот 12 тысяч за вызывающую фотографию, которой дома не место, — это минус. Мнение AI — не продадут. Все-таки нужно проделать еще большой путь, чтобы уверенно покупать серьезные вещи за серьезные деньги. Напоследок — вот что сам говорит Арсен Савадов про свое творчество в интервью TimeOut: «Переросли, для нас провокация не становится целью. В искусстве она не умрет никогда. Во-первых, среди молодежи. Во-вторых… понимаешь: каким бы высоким ни был уровень жизни, скажем, швейцарцев, у них народ чаще нашего сходит с ума, потому что самовыразиться не может. Здесь, у нас, есть форматы провокации, и социум такой бурный и многоплановый, что мы здесь с легкостью реализуемся. Провокация есть часть пробуждения. Ракета не летит без сгорающих частей. Это части выводят мышление на уровень сверхзадач, на временную или вечную оставленность. Провокация — очистительное средство, методика зажигания, инициация».

Холст Александра Герасимова словно подарок ценителям социалистического реализма в день рождения Ильича. А тема-то какова — не в бровь, а в глаз. Это же Тегеран-43. Встреча Франклина Делано Рузвельта с шахом Ирана Моххамедом Резой Пахлави (Пехлеви) на конференции союзников в 1943 году, в год признания независимости Ирана. Лихо закручено, правда? Холст оценен в 30–40 тысяч долларов. Цена ухода такой необычной работы сложно предсказуема. По мнению AI, вероятный исход торгов — 25 тысяч долларов или «не продано». В России есть группа коллекционеров, для которых статус советского академика является качественным критерием. Но они привыкли покупать не по англиям, а у себя в стране, где есть достаточное предложение по этому направлению. Конкретную же работу, по мнению AI, подводит сюжет: будь там вместе с Рузвельтом не шах, а Сталин, то интерес к работе был бы значительно выше.

Имя этого не самого главного передвижника сегодня знают даже те россияне, которые других передвижников сходу и не назовут. Работы Александра Киселёва фигурировали в «деле антикваров» Преображенских. По версии следствия, несколько западноевропейских пейзажей были «перелицованы» именно под Киселёва. И за счет этой несложной трансформации цена таких пейзажей в России возрастала раз в десять. Ну да то дела минувшие. Предлагаемый холст размером примерно 30 х 40 оценен в 30–40 тысяч долларов. Много это или мало? Если смотреть недавние аукционные прецеденты, то может стоить и 30 и 100. Правда, в том, что в этот раз продадут, у AI есть сомнения. В том числе и потому, что ни в чем не повинный Киселёв стал в России именем нарицательным. А еще потому, что лот идет вторым по номеру, а для неразогретой публики варианты поначалу должны предлагаться все-таки попроще.

«Костюм Жар-птицы» Павла Челищева — большая эффектная работа, выполненная в жанре мистического сюрреализма. Эффектность эта граничит с салонностью и слащавостью, к которым, впрочем, покупателям Челищева не привыкать. Аукционных прецедентов продажи работ сопоставимого качества не зафиксировано, но, по предположениям AI, цена значительно превысит верхний эстимейт. Рекордные работы Челищева продавались и под 500 тысяч долларов. Так, стилистически сходный «Портрет Патрисии Лопес-Уилшоу» близкого 1941 года в прошлом году на Christie’s был продан за 542 тысячи долларов. Красиво, но на разовой продаже далеко идущих выводов лучше не строить. Поэтому прогноз AI более осторожен — около 100 тысяч долларов.

Говорить о комплексном прогнозе на предстоящие «русские торги» Sotheby’s значит вторгаться в междисциплинарные области на стыке психоанализа и теории игр. Предыдущие первые сложные торги показали, что на зарубежных площадках русские покупатели обретают второе дыхание и проявляют активность заметно большую, чем в России. Так что в этом плане за аукцион можно быть спокойным. Вполне вероятно, что работы первой половины ХХ века будут чувствовать себя увереннее, а вот произведения шестидесятников ждут шторма сильнее обычного. А вообще настроение у коллекционеров и инвесторов должно быть лучше. Торги пройдут на умеренно-позитивном фоне. Эксперты все чаще говорят о признаках стабилизации, нефтяные цены пляшут вокруг 50-долларовой отметки, в дальнейшую обвальную девальвацию верится все меньше. Спрос же на инвестиционные активы, способные пережить финансовые пертурбации, по-прежнему будет стимулировать вдумчивые покупки произведений искусства наилучшего качества. Так что ждем хороших новостей. И следим за вариантами. Только что онлайн-каталог апрельских торгов опубликовал и конкурирующий Christie’s. По нему AI тоже готовит свои прогнозы. Следите за обновлениями на сайте.

Источники: sothebys.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20090403_sothebys.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20090403_sothebys.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».