Британский «квест» от Baibakov Art Projects
До 5 апреля продлится выставка «Чудеса. Новое искусство из Лондона». О том, как правильно смотреть непростую выставку, на что обратить внимание и как не пропустить новаторские художественные решения, рассказывает официальный пост-релиз
В выставочном пространстве на третьем этаже бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» проходит вторая выставка, организованная BAIBAKOV art projects. «ЧУДЕСА. Новое искусство из Лондона» — совместный проект Марии Байбаковой, Кати Саттон и приглашенного куратора Ника Хакворта (Nick Hackworth), лондонского критика и галериста.
«ЧУДЕСА» привезли из Лондона — одного из самых интернациональных городов мира с подлинно космополитичной душой. Британская столица сегодня — сосредоточение всего самого актуального, это город, открытый к интернациональным идеям, новым людям, разным культурам. Подобное смешение и разнообразие, конечно же, нашло отражение в творчестве современного художественного сообщества британской столицы.
На выставке «ЧУДЕСА. Новое искусство из Лондона» интернациональный коллектив из 22 художников, живущих и работающих в одном из крупнейших мегаполисов — Лондоне, исследует тему урбанизма, новой природы, городской эстетики в рамках нового направления и новой концепции в современном актуальном искусстве —альтермодернизма.
Архитектуру и выставочный ландшафт кураторы выстроили как проекцию некоего абстрактного мегаполиса, по которому каждый посетитель выставки может совершить путешествие. Получился настоящий квест из всевозможных арт-чудес, объединенных общими темами, концепциями и направлениями. Выставочное пространство поделено на зоны, в каждой из которых «чудеса актуального искусства» представлены работами отдельных групп художников, объединенных общими эстетическими или концептуальными идеями. Гостю выставки предлагается совершить путешествие среди городских чудес, пройтись по улицам, завернуть в переулок или за угол дома, подглядеть, что происходит в окне напротив, спонтанно зайти в кинотеатр, подслушать разговор ветра в парке, неожиданно восхититься фактурностью хаотично разбросанного мусора или ярким светом неоновых ламп.
Три основных направления в концепции выставки можно условно обозначить как «НОВАЯ ПРИРОДА», «АЛЬТЕРМОДЕРНИЗМ» и «УРБАНИСТИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ».
Мегаполис сегодня — это та среда, в которой живет половина всего населения земли, а это значит, что для городского жителя существует некая новая природа со своими чудесами, загадками, эстетикой и смыслом.
Такую «НОВУЮ ПРИРОДУ», которая рождается в пространстве современной городской среды и превращается в воображении художников в арт-объекты, на открытии выставки гости смогли увидеть в работах художников Джона Исаакса (John Isaacs), Натаниела Ракоу (Nathaniel Rackowe) или Кирка Палмера (Kirk Palmer).
Для жителей мегаполисов природа, видоизменяясь, преображается в совершенно новые затейливые вещи, которые органично вписываются в городской ландшафт и становятся его украшениями, как какая-нибудь диковинная птица или тропическая рыба в естественном природном ландшафте.
Инсталляция художника Джона Исаакса «Я знаю этот мир... но он не такой, каким я себе его представляю... он не то, о чем мне говорили» вызывала у многих гостей выставки исключительно позитивные эмоции. Скульптура-пенек с горящими на нем лампочками не просто инсталляция, а одно из самых настоящих захватывающих урбанистических чудес.
Светящаяся инсталляция Натаниэла Ракоу LP12, составленная из обычных неоновых трубок, произвела на открытии легко прогнозируемый эффект. Гости, как завороженные, меняли траекторию своего путешествия по залам сразу, как только замечали яркий свет. Прищуриваясь и отставляя в сторону бокалы с шампанским, зрители группировались вблизи инсталляции, пытаясь разглядеть, возможно, что-то важное внутри пустого пространства неоновой конструкции.
Видеоработа Кирка Палмера — завораживающее черно-белое видео «Шелест» (Murmur). Шесть минут на экране с высоты птичьего полета демонстрируются бескрайние бамбуковые заросли близ Токио. Ветер перебирает вечнозеленые листья, сплетает между собой ветви священных растений и как будто вдыхает в деревья жизнь, и лес кажется по-настоящему живым, разумным и дышащим.
Новое направление в актуальном современном искусстве и философии — АЛЬТЕРМОДЕРНИЗМ на выставке представила интернациональная группа художников, среди которых — участник Tate Triennale в Лондоне, британец индийского происхождения Шезад Давуд (Shezad Dawood), художник с Кипра Мустафа Хулуси (Mustafa Hulusi), а также Райан Гандер (Ryan Gander). Произведения искусства в рамках данной концепции представляют собой смешение направлений, соединение инсталляции, скульптуры, видео, а также работ, в которых художники переосмысливают наследие модернизма, представленного на выставке абстракцией и фигуративной живописью.
Автор концепции альтермодернизма французский теоретик искусства и куратор Лондонской Tate Triennale 2009 года Николя Буррио (Nicolas Bourriaud) в своем манифесте Altermodern объявил о завершении эпохи постмодернизма и появлении новой философии альтернативного модернизма, или альтермодернизма. В манифесте Буррио заявляет, что «век глобализации с его экономическими, политическими и культурными аспектами порождает новую современную культуру —альтермодернизм. Современные процессы коммуникации, миграции, постоянных перемещений человека по миру сильно меняют образ жизни жителя мегаполиса, и на смену мультикультурализму и национальной идентичности сегодня приходит креолизация, смешение рас и культур, появляется «новый универсализм», который выстраивается на основе бесконечных переводов, субтитров и дубляжа. Сегодняшнее актуальное искусство находится на пересечении границ текста и изображения, времени и пространства».
Главный представитель нового направления, один из участников Tate Triennale 2009 года — Шезад Давуд привез в Москве инсталляцию и видео «Просмотр» (Feature). Инсталляция занимает центральное место сразу после входа в выставочное пространство и представляет собой «салун» на Диком Западе, внутри которого оборудован «синема» — кинотеатр, где демонстрируется актуальное видео. Видео Шезада Давуда — это фильм-пародия, представляющий собой смешение жанров комедии, оперы, вестерна, где в качестве актеров выступают и сам автор, и профессиональный оперный певец из Королевской датской оперы, и представители секс-меньшинств, и даже… китайская футбольная команда.
Важное место в концепции альтермодернизма занимает тема эмиграции и мультикультурализма. Художник турецкого происхождения Мустафа Хулузи в своей на первый взгляд отвлеченной и легкой живописной работе «Экстази цветущий миндаль 4» поднимает политическую и социальную проблему миграции, в частности разделения острова Кипр — своей родины. Рядом два изображения — фотореалистическое цветущее миндальное дерево и черно-белая абстракция. Они соотносятся между собой точно так же, как на одной земле уживаются два разных народа. Для художника родная турецкая часть острова будет всегда считаться райским садом с цветущими миндальными деревьями, хотя в реальности она оказывается такой же абстракцией, как и ее графическое изображение в самой работе.
За романтическое направление в концепции выставки отвечают художники, исследующие эстетику урбанизма. Пленяющую РОМАНТИКУ мегаполиса они пытаются увидеть и почувствовать даже через классическую музыку — так, как в трехканальном видео художника Идриса Хана (Idris Khan) «Несколько последних фортепьянных сонат… на тему Франца Шуберта», или рассмотреть яркую клубную эстетику — как, например, у Гари Уэбба (Gary Webb). Художник, вдохновленный романтикой ночной жизни города, создает три объединенные общей идей работы — «Синий Раскол», «Оранжевый раскол» и «Найди меня», которые представляют собой некие панно-инсталляции, составленные из десятков искрящихся зеркальных пластин; внешний блеск объектов инсталляции отсылает зрителя к гламурной культуре и развлекательной эстетике никогда не спящего мегаполиса.
Художник Джастин Кумбс (Justin Coombes) соединяет в своих трех фотоработах поэзию и драму города, мечты и реальность, желаемое и действительное. В одной из работ «Аристократы (для Брайана Джонса)» Джастин Кумбс, вдохновленный известной фотографией с Брайаном Джонсом и Кейт Ричардс, создает изображение с помощью смонтированных, наложенных друг на друга кадров. Издалека ничем не примечательный загородный пейзаж в ближайшем рассмотрении оказывается газоном с сидящими на переднем плане манекенами вместо людей и разбросанным на зеленой лужайке мусором, а зарево предзакатного солнца, служащее фоном, — это всего лишь бьющий в глаза свет городских огней.
Помимо видео, инсталляций, скульптуры, живописи, мультимедиа, на открытии выставки гости увидели сразу два перформанса — художницы аргентинского происхождения Элоиз Форниелес (Eloise Fornieles) и британца Дэвида Биркина (David Birkin).
Элоиз Форниелес представила перформанс «Падаль» (Carrion), который отсылает к теме критики общества потребления. В течение перформанса художница непрестанно то переодевается в секонд-хэндовскую одежду, разбросанную повсюду, то, полностью обнажившись, врезает ножом в подвешенную тушу животного записки посетителей выставки с извинениями и благодарностями. Работа исследует тему избытка потребления, плоти, материальных вещей в современном мире. Автор перформанса считает, что за то, что все это есть у современного человека, он должен хотя бы иногда, остановившись, уметь отблагодарить или извиниться.
Перформанс британского художника Дэвида Биркина «Созвучие» (Concord) представляет собой исполнение сонаты Чарльза Айвза на фортепиано с перерезанными струнами, без звука. К пальцам пианиста художник прикрепляет диодные лампочки, и во время исполнения произведения художник фиксирует движение рук, открывая и закрывая объектив фотокамеры в начале и окончании музыкальной фразы. Перформанс отсылает к экспериментам с механизацией производства и ручного труда начала XX века. Но в отличие от производственных опытов перформанс для Биркина — это эксперимент ради эксперимента, переосмысление опыта модернизма, бесшумный музыкальный авангард, не вступающий в диссонанс с Шубертом, который эхом разносится по соседним залам.
На открытии особой популярностью среди гостей, кроме двух перформансов, пользовалась также работа участника будущей осенней Московской Биеннале современного искусства Конрада Шоукросса (Conrad Shawcross) «Медленная дуга в кубе II». Интрига состояла в том, что, поднявшись, а потом спустившись по лестнице в закрытую белую комнату, посетители оказывались в замкнутом пространстве с некой конструкцией в клетке, размещенной в центре. Простейший механизм с вращающимся светом, помещенный в куб, приходил в движение и рождал движущие падающие тени, скользящие по всей поверхности комнаты. Зритель оказывался во власти мечущихся, беспокойных теней. Такой простой с точки зрения науки и физики опыт в пространстве данной выставки воспринимался как впечатляющий аттракцион, а скорее, даже как обыкновенное английское чудо.
Загадочными чудесами можно было бы назвать две работы, которые по-настоящему смогли увидеть и понять только особо пытливые и эрудированные посетители. Инсталяция Джеймса Хопкинса (James Hopkins) «Последние дни солнца» представляет на первый взгляд обычный стеллаж с полками и расставленными на них позолоченными предметами — музыкальными колонками, электрогитарой, пластинками, бокалами, свечами, зеркалами и шампанским. Самые внимательные обнаруживали в этой композиции не просто светский luxury натюрморт, а образ черепа, который создают расставленные на определенном расстоянии предметы. Интерьер из обстановки студии рок-звезды или просто зажиточного любителя позолоченной утвари на глазах превращался в современный ванитас, ненавязчиво напоминающий о тленности бытия.
Массу споров и горячие обсуждения вызвала работа Дугласа Уайта (Douglas White) «Совет». Инсталляция, представляющая собой композицию из двух расплавленных мусорных баков, найденных художником на улицах Лондона, очень органично вписалась в романтический образ мегаполиса с его урбанистической эстетикой в ландшафте выставки. Расплавленные арт-объекты Дугласа Уайта в своем взаимодействии с окружающим пространством можно сравнить, пожалуй, лишь с «открытыми формами» известного английского скульптора Генри Мура. Дуглас Уайт в переработанной альтермодернистской концепции по-своему трактует традицию монументальной фигуративной пластики знаменитого художника.
На выставке представлены работы:
Дианн Бауер, Дэвида Биркина, Тима Брадена, Джастина Кумбса, CutUp, Шезада Давуда, Эдуарда Форниелеса, Элоиз Форниелес, Райана Гандера, Маргариты Глузберг, Джеймса Хопкинса, Мустафы Хулузи, Джона Исаакса, Идриса Хана, Кирка Палмера, Натаниела Ракоу, Барри Рейгейта, Конрада Шоукросса, Гарри Уэбба, Николь Вермерс, Дугласа Уайта, Тоби Зиглера
Внимание! Теперь выставка на «Красном Октябре» (Берсеневская набережная, 6, 3-й этаж) работает в НОВОМ РЕЖИМЕ: понедельник — выходной; вторник — воскресенье: с 11.00 до 19.00. 9 марта — выставка открыта с 11.00 до 19.00. С 1 марта входной билет — 200 рублей. Льготный билет — 100 рублей.
Фоторепортаж с вернисажа выставки можно посмотреть здесь.
Источник: пресс-релиз BAIBAKOV art projects
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090305_baibakov_post_release.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090305_baibakov_post_release.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.