1876–1959
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Нефедов
Скульптор.
Происходил из семьи потомственных бурлаков. Первые навыки рисования получил под руководством отца — переписчика и оформителя церковных книг. В 1880-х — 1890-х работал в иконописных мастерских в Алатыре и Казани. В 1897 участвовал в оформлении улиц Алатыря к празднованию 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина.
В 1901 с рекомендательным письмо для поступления в Строгановское художественно-промышленное училище приехал в Москву, но из-за «неученического» возраста был зачислен лишь на вечерние платные курсы. В 1902 поступил в МУЖВиЗ, занимался одновременно на живописном отделении у Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, К. А. Коровина, В. А. Серова, С. В. Иванова и на отделении скульптуры у С. М. Волнухина. Полного курса обучения не окончил. Параллельно в 1903–1905 был вольнослушателем медицинского факультета Московского университета.
В начале своей творческой деятельности взял псевдоним Эрьзя, что в Поволжье является самоназванием мордвинов.
В 1906 по предложению итальянского художника и мецената Д. Тринелли поехал в Италию, несколько месяцев гостил у него в Милане. В Италии нашел покровителя в лице известного искусствоведа и инспектора музеев Ломбардии У. Нуббия, который занимался популяризацией творчества Эрьзи и способствовал его участию в выставках. В 1909 показал мраморную скульптуру «Последняя ночь осужденного перед казнью» на Всемирной выставке искусств в Венеции. Выставлялся в Миланском художественном салоне. В 1910 переехал во Францию, где заключил выгодный контракт с продавцом произведений искусства Д. С. Марино. Это позволило художнику приобрести мастерскую по соседству со студией О. Родена и виллу, куда он вскоре перевез из России семью.
Экспонировал свои работы на Международной выставке искусств в Ницце (1910), Осеннем салоне (1910–1913). В 1911 участвовал во Всемирной выставке в Риме. В 1913 провел первую персональную выставку. В том же году, узнав о махинациях своего агента, втайне занимавшегося изготовлением и продажей дополнительных отливок с его форм, расторг договоренности, потеряв мастерскую, виллу и около 120 работ.
Летом 1913 возвратился в Италию, поселился в Карраре. Создал статую Иоанна Крестителя для собора в Специи и скульптурную группу «Братство» для Дома итальянского рабочего объединения в Милане.
В 1914 переехал в Россию. Первое время жил в Петербурге, затем — в Москве, где организовал небольшую студию. Женился на своей ученице Е. Мороз. В ноябре 1916 был призван на военную службу, служил санитаром-муляжистом. В армии познакомился с врачом и художником Г. О. Сутеевым, ставшим впоследствии биографом Эрьзи.
В 1918 вместе с женой уехал в Екатеринбург, руководил организованной им художественной школой. По плану монументальной пропаганды выполнил в Екатеринбурге монумент «Свобода» и памятник Карлу Марксу. Создал проекты памятника В. И. Ленину из естественной скалы, многофигурные композиции «Парижские коммунары» и «Уральские коммунисты». Активно работал в области станковой скульптуры.
В 1921 переехал в Геленджик, затем жил в Новороссийске, Батуми и Баку. Выполнил памятник-бюст Ленину в Батуми. Участвовал в организации батумского филиала Ассоциации художников революции (АХР). В 1923 стал профессором Высшего художественного училища в Баку. Создал десять монументальных скульптур для Дома союза горняков Азербайджана. Начал работать с деревом. В 1925 возвратился в Москву. В 1926 вступил в Общество русских скульпторов.
Осенью того же года вместе со второй женой, скульптором Ю. Кун, отправился в Париж в командировку от Наркомпроса и остался за границей. После персональных выставок в галерее «Шерпантье» и во Дворце изящных искусств, заслуживших восторженные отзывы в прессе, искусство Эрьзи вновь получило признание. В 1927 принял предложение устроить выставку в Монтевидео, отправился в Латинскую Америку. Однако, не получив уругвайской визы, осел в Аргентине — до 1950 жил в Буэнос-Айресе.
Быстро приобрел известность, одним из первых заказчиков Эрьзи в Аргентине стал президент страны И. Ирипоген. Для своей работы использовал преимущественно чрезвычайно твердые сорта тропических деревьев — квебрахо (квебрачо) и альгарробо, которые обрабатывал при помощи специально изобретенной им пневматической машины.
Был удостоен ряда почетных наград, в том числе Второй (1935) и Первой (1942) муниципальных премий Буэнос-Айреса, премии национального салона для иностранцев (1936) и других. Персональные выставки мастера ежегодно проходили в галерее Мюллера, в 1942–1945, 1947 и 1950 устраивал показы своих работ в собственном доме-мастерской. Творчеству Эрьзи был посвящен ряд монографий.
В 1947 написал И. В. Сталину письмо с просьбой разрешить ему вернуться в Советский Союз и, получив разрешение, в 1950 приехал в Москву. В 1950 создал портрет Сталина. В 1954 в залах МССХ прошла персональная выставка мастера. В 1955 награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Ретроспективы его произведений были организованы в Саранске (1960, 1966) и Москве (1976, 2001).
Эрьзя — один из крупнейших скульпторов первой половины ХХ столетия, получивший еще при жизни прозвище «русского Родена». В своих работах органично сочетал приемы импрессионизма, экспрессионизма с традициями мордовского народного искусства. В скульптурах часто обыгрывал текстуру различных пород дерева, применяя оригинальные приемы его обработки.
Большая часть творческого наследия (около 200 работ) находится в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи в Саранске. Работы скульптора есть также в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, а также в ряде частных собраний.
Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527
26.04.2024Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн
25.04.2024Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса
24.04.2024Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех»
23.04.2024Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер
22.04.2024Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта
19.04.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе
ЭРТЕ (Тыртов Роман Петрович, 1892–1990) Bacchante (Вакханка). 1988 (52 × 16,5 × 17 см)
сделать ставкуГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881–1962) Натюрморт с букетом. Вторая половина 1920-х (51,5 ×34,5 см в свету)
сделать ставкуМАКО Сергей Александрович (1885–1953) Девочка с книгой. [1930–40-е] (92 × 73 см)
сделать ставку