Неизвестный известный Серж Иванов (1893–1983)
ARTinvestment.RU   07 марта 2033

Биография художника

Сергей Петрович ИВАНОВ (Serge Ivanoff)
12 (24) декабря 1893, Москва — 8 февраля 1983, Париж

Живописец, график. Художник книги

Родился в Москве. Отец, Пётр Алексеевич, был, по сведениям художника, внебрачным сыном А. А. Фета и воспитывался им, но записан был на имя купца Иванова. Петр Алексеевич по наследству владел мучным делом известной кондитерской Филиппова. Бабушка художника по материнской линии происходила из старинного рода Бахтиных.

В 1909 году Пётр Алексеевич приобрёл кафе «Бристоль» в Петербурге, и семья переехала в столицу. Сергей начал посещать занятия на факультете естественных наук Петербургского университета, одновременно занимаясь любимым рисованием, в основном акварелью. Во время Первой мировой войны, с 1914 по 1917, служил в артиллерийском полку под Ригой, получил офицерское звание. Был ранен и в госпитале познакомился со своей будущей женой. Сразу после возвращения домой принял решение профессионально заняться живописью. В этот период началась его дружба с семьей Александра Николаевича Бенуа, Иванов пользовался советами известного художника.

В 1918 Сергей Иванов поступил в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ, созданные на базе закрытого к тому времени Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств), сначала в мастерскую гравюры В. И. Козлинского. С 1920-го учился в живописной мастерской под руководством О. Э. Браза. В дальнейшем перешёл в класс профессора Д. Н. Кардовского (рис. 2), учениками которого были также художники А. А. Александров, Б. И. Анисфельд, В. А. Гринберг, Б. Д. Григорьев, В. И. Ефимов, В. П. Ефанов, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев.

В 1922 году завершил учебу (к этому времени ПГСХУМ были преобразованы в Петроградский ВХУТЕМАС). В числе первых выпускников получил звание художника, представив в качестве дипломной работы большое полотно «Ведьмы» со множеством эскизов и живописных этюдов (рис. 3).

После окончания обучения ради заработка занимался рисованием плакатов. Летом совершил поездку в Поволжье, результатом которой стало 300 натурных рисунков. Они стали иллюстрациями к его книге «Голод в большевистской России» (Paris. 1924). Сильные эмоциональные впечатления от поездки, а также то обстоятельство, что его жена Тамара (внучка генерала А. С. Платова) с дочерьми Галиной и Марианной (рис. 4) вскоре после революции уехала в Париж, побудили его принять решение об отъезде. Зимой 1922 года Сергей Иванов по Финскому заливу добрался в Пенаты к Репину, у которого бывал и раньше. Репин направил его в Гельсингфорс (ныне Хельсинки), откуда спустя три месяца художник перебрался в Париж.

После переезда в Европу несколько лет вынужден был зарабатывать на жизнь оформлением иллюстраций к книгам, изготовлением афиш, рекламных плакатов, продолжая параллельно свои творческие поиски, стараясь найти свою нишу и утвердить себя как художника среди пестрой богемной парижской жизни.

C 1928 года выставлялся в салонах: Тюильри, Осеннем салоне, Национального общества изящных искусств.

В 1930–1944 сотрудничал в парижском журнале France Illustration, благодаря чему много путешествовал. Посетил Италию, Данию, Голландию, Бельгию, Бразилию. Готовил для журнала художественные репортажи с портретными зарисовками видных общественных деятелей. Был допущен даже к высшим представителям церковного духовенства, в 1937 году в стиле римской классики создал «Портрет папы Пия XI» (рис. 5). В поездках подолгу работал в крупнейших мировых музеях, копируя работы мастеров: Андреа Мантеньи, Ганса Гольбейна, Франса Хальса, Джованни Серодина и т. д.

Сотрудничал с журналами Images de France, Harper’s Basaar, Plaisir de France, создавал рисунки для домов высокой моды Rochas, Molyneux / Paquin, Schiaparelli, Jean Patou.

Исполнил иллюстрации к книгам «Дьяволиада» М. А. Булгакова (1925), «Маленькие поэмы в прозе» Ш. Бодлера (1933).

В 1941 и 1943 годах на выставках в Palais de Tokio экспонировал портреты выдающихся танцовщиков, известных балерин, рисунки (рис. 6).

В 1942 году Серж Иванов вступил в члены Ассоциации независимых художников. В эти годы среди его близких друзей — критик Эмиль Бернар (друг Ван Гога, Гогена, Сезанна), тесно общался с семьями Вячеслава Иванова, Александра Бенуа, Серебряковых, с Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой и многими другими представителями русской интеллигенции (рис. 7). Создал портреты известных деятелей культуры и искусства, среди которых наиболее известен написанный в 1944 году «Портрет А. Н. Бенуа» (рис. 8). Стал известным и востребованным портретистом. Жил в старинном доме, некогда принадлежавшем Шопену и Жорж Санд, работал в бывшей мастерской ее сына.

В 1940-х создал серии работ «Отель Друо» и «Соборы Франции», в рисунках запечатлел Париж во время оккупации.

Персональные выставки прошли в парижских галереях de La Chausee d’Antin (1942) в Музее Шартра (1943), Borghese (1945). Выставки художника организованы в Рио-де-Жанейро (1947) и Буэнос-Айресе (1948).

В конце 1940-х его спутницей становится модель Симона Жентиль (Simone Gentil).

Особый жанр в творчестве художника — женские образы: ню или жанровые картины, написанные в интерьерах комнат или мастерской (рис. 9–10).

В 1950 году переехал в США, получил американское гражданство. Провел персональные выставки в Сан-Франциско (1951, 1954), Стенфорде (1954).

Создал серии работ на мифологические и мистические сюжеты (рис. 11), а также многочисленные натюрморты.

В начале 1960-х вернулся во Францию.

В 1962 работал в Лондоне над изданием Шекспира с его иллюстрациями. В том же году участвовал в выставке «Русские художники Парижской школы» в Доме французской мысли в Париже. В 1966 состоялась персональная выставка в парижской галерее Dauphine. В этом же году удостоен золотой медали «Салона независимых» за картину «Угрозы» (рис. 13). Награду художнику вручил лично министр культуры Франции Андре Мальро. Впоследствии выставлял свои картины вне конкурса.

В 1969 создал серию иллюстраций к «Тристану и Изольде». Выставлялся в Гринвиче и Нью-Йорке (1970); в Музее парижской Grand Opera (1977). В последний раз экспонировался в Париже в отеле Drouot (1980).

Умер с кистью в руке в своей парижской мастерской (рис. 14) в феврале 1983 года. Похоронен на кладбище Батиньоль.

После смерти состоялось несколько мемориальных выставок (1985, 1989, 1993, 1995 и 1997). В 1988 на аукционе в отеле Drouot многие его работы были приобретены Музеем Карнавале (Musee Carnavalet). Художник представлен в собрании Национальной Парижской Библиотеки, в частных коллекциях. В российском музейном собрании долгое время находилась всего одна картина Сергея Иванова — «Портрет А. Н. Бенуа» (1944) и двадцать шесть рисунков (все — ГРМ, Санкт-Петербург). В 2023 несколько живописных работ раннего периода творчества художника поступили в коллекцию Государственной Третьяковской галереи.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20230303_SPIvanof_bio.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20230303_SPIvanof_bio.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх