В Эрмитаже открылась выставка к 550-летию Альбрехта Дюрера
В экспозиции представлено около 400 работ из собраний Эрмитажа, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковской галереи и др.
В Николаевском зале Государственного Эрмитажа открылась масштабная выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения». В экспозицию юбилейной выставки Альбрехта Дюрера (1471–1528) вошло более 400 экспонатов из собраний Эрмитажа, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Российской национальной библиотеки, Государственной Третьяковской галереи, Ярославского художественного музея.
Основой выставки стали резцовые гравюры и ксилографии, демонстрирующие непревзойденное мастерство художника в этой области. Это все значительные гравюры мастера, серии «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Марии», а также памятники монументальной гравюры, выполненные для императора Максимилиана, — «Триумфальная Арка» и «Триумфальное шествие». Здесь можно увидеть собственноручные рисунки Дюрера, в том числе эскизы церковных витражей, штудии к живописному алтарю, наброски к гравюре и портреты.
В 1971 году в Николаевском зале была представлена экспозиция, приуроченная к 500-летнему юбилею со дня рождения художника, где было показано прекрасное собрание гравюр Дюрера из коллекции музея. Спустя 50 лет Эрмитаж снова возвращается к этой теме. «Эразм Роттердамский якобы говорил, что Дюрер “оскорбил бы свои произведения, если бы решил внести в них краски”. Дюрер — великий живописец, но гравёр и рисовальщик он — непревзойденный. Про это — выставка, украшенная серией мультимедийных творений, увенчанных замечательной музыкой», — отметил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Альбрехт Дюрер — один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения, прославившийся в первую очередь своими графическими произведениями. Его художественное наследие включает почти 100 картин, около 1000 акварелей и рисунков, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и около 400 книжных иллюстраций. Уже современники воспринимали его прежде всего как графика. Дюрер сумел поднять гравюру на новый уровень, придав ей ту степень художественной свободы, которой не знало это искусство до него. Дюрер стал первым мастером, преодолевшим традиционное разделение ксилографии и резцовой гравюры и освоившим все графические техники своего времени. Расцвет деятельности Дюрера как автора ксилографий приходится на 1509–1511 годы, когда он выпускает три, как он сам их называет, «Большие книги»: переиздает «Апокалипсис», снабдив его титулом, издает «Большие Страсти» и «Жизнь Девы Марии», добавив в них несколько новых гравюр, а также создает «Малые страсти» — самую большую серию, состоящую из 37 листов.
Впервые у Дюрера ксилография начинает мыслиться как некий целостный организм с продуманной системой планов и тонкой градацией тональных соотношений, где любой фрагмент гравюры, главный или второстепенный, подчинен общему замыслу. Разделение на два типа линий — контур для определения границ предметов и штриховка для передачи светотени и достаточно условной трактовки поверхности — исчезает у Дюрера. Контур объединяется со штриховкой в единую стихию. Дюрер привносит новое понимание характера линии. Линии перестают быть жесткими, негнущимися и «одеревенелыми», вырастают в длину, учатся закручиваться и изменяться на своем протяжении, становятся невообразимой для ксилографии длины и прочерчивают лист почти насквозь. Штриховка становится более разнообразной и следует форме гораздо изобретательней. Более того, она старается передать не только форму предмета, но и характер его поверхности: текстуру дерева или структуру тесаного камня. До Дюрера ксилография не могла и помыслить о возможности передачи фактуры.
После 1511 года Дюрер почти не занимался ксилографией, не считая заказных работ, но резцовые гравюры продолжал выпускать до конца своей жизни — практически каждый год появлялись новые листы. Освоив технику предшественников, Дюрер начинает извлекать новые возможности из этого искусства, открывая все большее разнообразие гравировальных приемов, которые он использует при решении новых как для себя, так и для всего немецкого искусства задач.
Масштаб таланта, богатство творческих идей и невероятное мастерство Дюрера нашли ярчайшее отражение и в его рисунках. В экспозиции представлен ряд собственноручных рисунков мастера из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Ярославского художественного музея.
Изобразительный материал выставки организован по тематическим разделам, позволяющим показать особенности творческого метода художника, представить его новый подход к разработке традиционных тем и решение задач, которые не ставили перед собой немецкие художники до Дюрера. Помимо графических работ, на выставке показаны различные предметы декоративно-прикладного искусства — витражи, деревянные скульптурные рельефы, кубки, камеи, медали, выполненные по рисункам и гравюрам знаменитого художника.
Выставка продлится до 28 марта 2022 года.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20211213_Durer_Hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20211213_Durer_Hermitage.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.