- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
«Русский авангард: механика, конструкция, быт» — выставка в Петербурге
ARTinvestment.RU 15 ноября 2021
В Петропавловской крепости открылась выставка, отражающая всеобщее увлечение механизмами, модернизацией производства и техникой в искусстве авангарда конца 1910-х — 1930-х годов
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга (в Инженерном доме Петропавловской крепости) открылась выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт». Проект, объединивший экспонаты из собрания 14 российских музеев, институтов, архивов и частных коллекций, отражает всеобщее увлечение механизмами, модернизацией производства и техникой в искусстве авангарда конца 1910-х — 1930-х годов.
Расцвет русского авангарда в 1920-е годы совпал с культом технологического прогресса, механики и техницизма. Для художников идея создания механизированной среды отвечала основной задаче, возникшей после Октябрьской революции, — формированию нового общества и строительству нового быта, увеличению темпов производства и рабочей силы. Это привело к развитию агитмассовых форм искусства и обращению к образам, понятным обычному человеку. Всеобщее увлечение машинной эстетикой в период с 1917 года и до начала 1930-х повлияло, таким образом, не только на художественную, но и повседневную жизнь страны.
На выставке представлены архитектурные проекты, эскизы и фотографии театральных декораций и костюмов, произведения живописи и графики, образцы текстиля, керамические изделия и предметы быта, воспевающие индустриализацию и экспериментирующие с новыми, «машинными» формами и объемами.
Творчество художников-авангардистов обширно представлено работами одного из основоположников конструктивизма, Александра Родченко и его жены, художника-дизайнера Варвары Степановой, экспериментировавших не только в области живописи и графики, но и с объемными формами, исследовавших возможности конструкции и плоскости. Перекликаются на выставке с работами Родченко и Степановой пространственно-динамические конструкции Густава Клуциса. Как и многие авангардисты, он стремился ликвидировать отрыв искусства от индустрии и бытовой среды. Спроектированные им технические сооружения представляли собой настоящие произведения искусства.
Плакатное искусство эпохи авангарда широко представлено знаменитыми плакатами «Окна РОСТА», которые создавались в Москве и Петрограде и оказали значительное влияние на развитие советской социально-политической графики, в том числе и карикатуры. В петроградских «Окнах РОСТА» (1920-1921) традиции лубочного рисунка уже сочетались с новаторством авангардизма. Плакаты, выпущенные в период НЭПа, продвигали продукцию госпредприятий и создавались представителями «левого» искусства: Александром Родченко, Варварой Степановой, Антоном Лавинским.
С началом индустриализации в 1929 году на плакатах появились призывы к укреплению индустриальной мощи страны, увеличению темпов производства, наиболее тиражируемыми стали изображения заводов, фабрик и рабочих, все чаще стал использоваться метод фотомонтажа, адептами которого стали Густав Клуцис, Сергей Сенькин, Валентина Кулагина, Дмитрий Буланов и др.
Отдельный интерес на выставке представляют архитектурные проекты общественных и производственных зданий, выполненные в 1920–30-х годах для Москвы, Ленинграда и других городов известными архитекторами Александром Никольским, Владимиром Гальпериным, Андреем Олем, Сергеем Некрасовым и другими. Среди представленных графических листов — проект круглой бани в Лесном (1925), макет хлебозавода на Кушелевке, конкурсный проект Дома жилищной коммуны на 2000 человек в Ленинграде (1930), конкурсный проект Ленинградского зоопарка (1931), проект Международного Красного Стадиона на Ленинских горах (1925), проект Дворца Труда в Москве (1922) и пр.
Неотъемлемым компонентом авангардной культуры стало художественно-декоративное оформление городов к революционным праздникам. Эскизы убранства, соответствующие духу нового времени, выполнялись самыми известными художниками и архитекторами: Натаном Альтманом, Кузьмой Петровым-Водкиным, Борисом Кустодиевым, Владимиром Лебедевым, Иосифом Лангбардом, Владимиром Щуко и другими.
Во второй половине 1920-х — начале 1930-х годов декоративным оформлением Ленинграда занимался ИЗОРАМ (объединение «ИЗО рабочей молодежи») во главе с Моисеем Бродским. Группа состояла из художников, которые не имели профессионального образования, многие из них работали на заводах и фабриках. Сюжетные композиции этого периода с изображением рабочих, машин, заводов и движущихся установок представляют собой самостоятельные художественные произведения и становятся своеобразной машинерией городской сцены.
Выдающимся с художественной точки зрения стало оформление Ленинграда к празднованию годовщин Октябрьской революции и 1-го Мая. Эскизы и фотографии оформления города к этим датам, а также другим праздникам можно увидеть на выставке.
Развитие индустриальной культуры и промышленности способствовало изменениям и во всех прикладных сферах. Руководствуясь принципом утилитарности, художники задумались о создании нового, функционального типа одежды. Так появилась прозодежда — рабочая одежда для людей, занимавшихся производственной деятельностью во всех сферах. На выставке представлены эскизы костюмов и образцы тканей с абстрактными рисунками, выполненными художниками-конструктивистами.
Однако наибольшую популярность среди населения получил текстиль с сюжетно-тематическими изображениями, более известный как агиттекстиль. Современники не умаляли его роль, утверждая, что текстильный орнамент может стать орудием массовой агитации. Так, в качестве сюжетно-тематических рисунков новых тканей использовались символы труда, детали машин, силуэты самолетов, повторяющиеся изображения заводов, тракторов, рабочих. На выставке можно увидеть образцы ткани с агитационными орнаментами «Фабричный гудок», «Трактора», «Индустриальный мотив», «Красноармейцы на лыжах» и многие другие.
Новый тип одежды использовался и на театральной сцене. Применяя характерные приемы создания прозодежды, художники с помощью костюма подчеркивали тот или иной типаж героя. Активно экспериментировали в этой области Александр Родченко, Варвара Степанова, Любовь Попова, Александра Экстер.
Большой раздел выставки посвящен театральным постановкам эпохи авангарда. Премьера футуристической оперы «Победа над Солнцем» состоялась 3 декабря 1913 года в «Луна-парке» в Санкт-Петербурге и стала одним из важнейших событий в истории русского авангарда. Либретто оперы было написано Алексеем Кручёных, музыка — Михаилом Матюшиным, пролог — Велимиром Хлебниковым, а художественное оформление постановки выполнил Казимир Малевич. Главная тема оперы, как писал Алексей Кручёных, — «победа техники над космическими силами и биологизмом».
В 1920–1921 годах к опере «Победа над Солнцем» обратился Лазарь Лисицкий. В его проекте актеров заменили «фигурины» — огромные марионетки, которые приводились в движение электромеханической установкой. Проект Лисицкого так и не был осуществлен. Эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем», выполненные Казимиром Малевичем и Лазарем Лисицким, можно увидеть на выставке.
Особое внимание на выставке уделяется постановкам знаменитого театрального режиссера, родоначальника «биомеханики» Всеволода Мейерхольда. Здесь представлены эскизы костюмов, декораций и фотографии сцен спектаклей «Великодушный рогоносец» (1922), «Смерть Тарелкина» (1922), «Земля дыбом» (1923), «Лес» (1924), «Мандат» (1925), «Горе уму» (1928) и др.
Выставка продлится до 30 мая 2022.
Источник: spbmuseum.ru
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20211115_Rusavangard_Piter.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20211115_Rusavangard_Piter.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор