СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Ваулин
  • Воуба
  • Захаров
  • Корсакова
  • Мерабишвили

«Русский авангард: механика, конструкция, быт» — выставка в Петербурге
ARTinvestment.RU   15 ноября 2021

В Петропавловской крепости открылась выставка, отражающая всеобщее увлечение механизмами, модернизацией производства и техникой в искусстве авангарда конца 1910-х — 1930-х годов

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга (в Инженерном доме Петропавловской крепости) открылась выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт». Проект, объединивший экспонаты из собрания 14 российских музеев, институтов, архивов и частных коллекций, отражает всеобщее увлечение механизмами, модернизацией производства и техникой в искусстве авангарда конца 1910-х — 1930-х годов.

Расцвет русского авангарда в 1920-е годы совпал с культом технологического прогресса, механики и техницизма. Для художников идея создания механизированной среды отвечала основной задаче, возникшей после Октябрьской революции, — формированию нового общества и строительству нового быта, увеличению темпов производства и рабочей силы. Это привело к развитию агитмассовых форм искусства и обращению к образам, понятным обычному человеку. Всеобщее увлечение машинной эстетикой в период с 1917 года и до начала 1930-х повлияло, таким образом, не только на художественную, но и повседневную жизнь страны.

На выставке представлены архитектурные проекты, эскизы и фотографии театральных декораций и костюмов, произведения живописи и графики, образцы текстиля, керамические изделия и предметы быта, воспевающие индустриализацию и экспериментирующие с новыми, «машинными» формами и объемами.

Творчество художников-авангардистов обширно представлено работами одного из основоположников конструктивизма, Александра Родченко и его жены, художника-дизайнера Варвары Степановой, экспериментировавших не только в области живописи и графики, но и с объемными формами, исследовавших возможности конструкции и плоскости. Перекликаются на выставке с работами Родченко и Степановой пространственно-динамические конструкции Густава Клуциса. Как и многие авангардисты, он стремился ликвидировать отрыв искусства от индустрии и бытовой среды. Спроектированные им технические сооружения представляли собой настоящие произведения искусства.

Плакатное искусство эпохи авангарда широко представлено знаменитыми плакатами «Окна РОСТА», которые создавались в Москве и Петрограде и оказали значительное влияние на развитие советской социально-политической графики, в том числе и карикатуры. В петроградских «Окнах РОСТА» (1920-1921) традиции лубочного рисунка уже сочетались с новаторством авангардизма. Плакаты, выпущенные в период НЭПа, продвигали продукцию госпредприятий и создавались представителями «левого» искусства: Александром Родченко, Варварой Степановой, Антоном Лавинским.

С началом индустриализации в 1929 году на плакатах появились призывы к укреплению индустриальной мощи страны, увеличению темпов производства, наиболее тиражируемыми стали изображения заводов, фабрик и рабочих, все чаще стал использоваться метод фотомонтажа, адептами которого стали Густав Клуцис, Сергей Сенькин, Валентина Кулагина, Дмитрий Буланов и др.

Отдельный интерес на выставке представляют архитектурные проекты общественных и производственных зданий, выполненные в 1920–30-х годах для Москвы, Ленинграда и других городов известными архитекторами Александром Никольским, Владимиром Гальпериным, Андреем Олем, Сергеем Некрасовым и другими. Среди представленных графических листов — проект круглой бани в Лесном (1925), макет хлебозавода на Кушелевке, конкурсный проект Дома жилищной коммуны на 2000 человек в Ленинграде (1930), конкурсный проект Ленинградского зоопарка (1931), проект Международного Красного Стадиона на Ленинских горах (1925), проект Дворца Труда в Москве (1922) и пр.

Неотъемлемым компонентом авангардной культуры стало художественно-декоративное оформление городов к революционным праздникам. Эскизы убранства, соответствующие духу нового времени, выполнялись самыми известными художниками и архитекторами: Натаном Альтманом, Кузьмой Петровым-Водкиным, Борисом Кустодиевым, Владимиром Лебедевым, Иосифом Лангбардом, Владимиром Щуко и другими.

Во второй половине 1920-х — начале 1930-х годов декоративным оформлением Ленинграда занимался ИЗОРАМ (объединение «ИЗО рабочей молодежи») во главе с Моисеем Бродским. Группа состояла из художников, которые не имели профессионального образования, многие из них работали на заводах и фабриках. Сюжетные композиции этого периода с изображением рабочих, машин, заводов и движущихся установок представляют собой самостоятельные художественные произведения и становятся своеобразной машинерией городской сцены.

Выдающимся с художественной точки зрения стало оформление Ленинграда к празднованию годовщин Октябрьской революции и 1-го Мая. Эскизы и фотографии оформления города к этим датам, а также другим праздникам можно увидеть на выставке.

Развитие индустриальной культуры и промышленности способствовало изменениям и во всех прикладных сферах. Руководствуясь принципом утилитарности, художники задумались о создании нового, функционального типа одежды. Так появилась прозодежда — рабочая одежда для людей, занимавшихся производственной деятельностью во всех сферах. На выставке представлены эскизы костюмов и образцы тканей с абстрактными рисунками, выполненными художниками-конструктивистами.

Однако наибольшую популярность среди населения получил текстиль с сюжетно-тематическими изображениями, более известный как агиттекстиль. Современники не умаляли его роль, утверждая, что текстильный орнамент может стать орудием массовой агитации. Так, в качестве сюжетно-тематических рисунков новых тканей использовались символы труда, детали машин, силуэты самолетов, повторяющиеся изображения заводов, тракторов, рабочих. На выставке можно увидеть образцы ткани с агитационными орнаментами «Фабричный гудок», «Трактора», «Индустриальный мотив», «Красноармейцы на лыжах» и многие другие.

Новый тип одежды использовался и на театральной сцене. Применяя характерные приемы создания прозодежды, художники с помощью костюма подчеркивали тот или иной типаж героя. Активно экспериментировали в этой области Александр Родченко, Варвара Степанова, Любовь Попова, Александра Экстер.

Большой раздел выставки посвящен театральным постановкам эпохи авангарда. Премьера футуристической оперы «Победа над Солнцем» состоялась 3 декабря 1913 года в «Луна-парке» в Санкт-Петербурге и стала одним из важнейших событий в истории русского авангарда. Либретто оперы было написано Алексеем Кручёных, музыка — Михаилом Матюшиным, пролог — Велимиром Хлебниковым, а художественное оформление постановки выполнил Казимир Малевич. Главная тема оперы, как писал Алексей Кручёных, — «победа техники над космическими силами и биологизмом».

В 1920–1921 годах к опере «Победа над Солнцем» обратился Лазарь Лисицкий. В его проекте актеров заменили «фигурины» — огромные марионетки, которые приводились в движение электромеханической установкой. Проект Лисицкого так и не был осуществлен. Эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем», выполненные Казимиром Малевичем и Лазарем Лисицким, можно увидеть на выставке.

Особое внимание на выставке уделяется постановкам знаменитого театрального режиссера, родоначальника «биомеханики» Всеволода Мейерхольда. Здесь представлены эскизы костюмов, декораций и фотографии сцен спектаклей «Великодушный рогоносец» (1922), «Смерть Тарелкина» (1922), «Земля дыбом» (1923), «Лес» (1924), «Мандат» (1925), «Горе уму» (1928) и др.

Выставка продлится до 30 мая 2022.

Источник: spbmuseum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20211115_Rusavangard_Piter.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20211115_Rusavangard_Piter.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх