«Шедевры русского искусства из американских коллекций» в Российской академии художеств
На выставке, организованной нью-йоркской галереей ABA, покажут около 70 произведений А. Архипова, Ф. Малявина, К. Коровина, Н. Рериха, М. Ларионова, А. Яковлева, Б. Григорьева, Д. Бурлюка, И. Пуни, Р. Фалька, А. Экстер и др.
В Российской академии художеств (Пречистенка, 19) с 9 ноября по 12 декабря 2021 пройдет выставка «Шедевры русского искусства из американских коллекций», организованная нью-йоркской галереей ABA. В экспозицию войдут произведения искусства величайших мастеров русской живописи: Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина, Николая Рериха, Михаила Ларионова, Александра Яковлева, Бориса Григорьева, Давида Бурлюка, Ивана Пуни, Роберта Фалька, Александры Экстер и других.
В новом проекте участвуют около 70 произведений, охватывающих два столетия русского искусства, от Ивана Айвазовского до Олега Целкова и Эдварда Беккермана. Пейзажная школа второй половины XIX — начала XX века представлена такими известными именами, как Николай Дубовской, Владимир Федорович, Александр Маковский и Константин Горбатов. Основное ядро этого раздела составляют работы Константина Коровина разных лет, cреди которых следует особо отметить ранний шедевр «Гурзуф» 1912 года, произведения из знаменитой серии «Парижские бульвары» и замечательный портрет элегантной женщины.
Этот ряд удачно дополняют две картины Сергея Виноградова, который вошел в историю не только как пейзажист, но и как консультант известных коллекционеров живописи французского модернизма, Ивана и Михаила Морозовых. Однако наиболее значительной работой и центральным экспонатом выставки является эффектное масштабное полотно одного из младших передвижников и основателей объединения «Союз русских художников» Абрама Архипова «Бабы на берегу» из знаменитой серии «Торговки». Работы из этой серии отличаются крупным форматом, исключительным для творчества данного мастера. Размер полотна «Бабы на берегу» (100,5 × 189 см) вызывает в памяти восторженную реакцию Абрама Эфроса на близкую по формату и композиции картину из той же серии, которая была представлена на выставке «Союз русских художников» в 1913 году: «Необычно большие масштабы умелых холстов Архипова. Ведь метр на два, таких размеров у него раньше не было!»
Среди картин представителей более молодого поколения центральное место занимает обширный блок произведений Давида Бурлюка, который включает работы японского, русского и американского периодов. В экспозицию войдут более десяти картин художника, от ранних кубофутуристских композиций до американских портретов 1920-х годов и экспрессивного натюрморта, исполненного в 1948 году. Особого внимания заслуживает портрет Василия Каменского 1917 года, долгое время считавшийся утерянным.
В экспозицию включены работы других представителей русского авангарда: «Портрет матери» Владимира Бурлюка 1909 года, уникальные по качеству произведения Роберта Фалька, Ивана Пуни, Александры Экстер, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Владимира Баранова-Россине, а также полотно «Суд Париса» (1912) Бориса Анисфельда — наиболее ранняя из сохранившихся работ с изображением мифологических и библейских сцен, создававшихся художником на протяжении 1910-х годов («Сады Эдема», «Суламифь», «Ревекка у колодца» и др.). Для всех произведений этого цикла характерно использование отдельных приемов «умеренного» кубизма А. Дерена и О. Фриеза.
К этому же периоду относятся представленные на выставке натюрморты Бориса Григорьева, сангина Александра Яковлева «Борец сумо», долгое время хранившаяся в семье сестры художника в Париже, редкое для российского зрителя произведение Марии Воробьевой-Стебельской (Маревны) и два американских пейзажа — «Американская идиллия» Сергея Судейкина и «Монэгэн, Мэн» Николая Рериха. Однако наибольший интерес представляет более ранняя работа Рериха «Печоры. Внутренний вход со старой звонницей», которая относится к «Архитектурной серии», созданной во время поездок художника по России в 1903–1904 годах. Рерих писал с натуры, поэтому привозил из путешествий в основном малоформатные этюды на фанере. Однако «Печоры» представляют собой полноразмерный законченный холст. После выставки в Санкт-Петербурге в 1904 году император Николай II отдал распоряжение приобрести картину в Русский музей. Однако Рерих, мечтавший о международной славе, решил сначала отправить работу в мировое турне. Картина была вывезена в Париж и Лондон, а затем включена в большой проект в рамках Всемирной выставки в Сент-Луисе в США в 1904 году. Из Америки она уже не вернулась — из-за мошенничества устроителя выставки Эдварда Грюнвальдта, тайком распродавшего экспонаты русских участников и присвоившего себе деньги. Известно, что художник неоднократно пытался вернуть полотно в Россию.
«Сейчас, когда выставочные обмены между странами оказались вынужденно замороженными, нам представляется особенно важным напомнить и коллекционерам, и зрителям о невероятном потенциале русского искусства и о новых перспективах, которые открываются перед частными галереями. Я рад, что в ноябре 2021 года москвичи и гости столицы будут иметь возможность увидеть шедевры русского искусства, которые около 100 лет не показывались в России», — сказал в преддверии выставки владелец нью-йоркской галереи ABA Анатолий Беккерман.
Источник: rah.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20211102_RAH_ABA_gallery_exhibition.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20211102_RAH_ABA_gallery_exhibition.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.