«Русский модерн. На пути к синтезу искусств»
В Третьяковской галерее открылась выставка о русском модерне, представляющая работы А.Я. Головина, К.Ф. Богаевского, И.И. Бродского, В.И. Денисова, А. И. Савинова и др.
В историческом здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открылась выставка «Русский модерн. На пути к синтезу искусств». Выставка объединяет произведения, созданные русскими художниками в конце 1890-х — 1910-х годах. Известные работы и забытые шедевры продемонстрируют многоликость стиля модерн в России и откроют зрителю новые имена. Всего в экспозиции более 30 произведений живописи, графики, скульптуры.
Название выставочного проекта отсылает к идее связи пластических искусств, литературы, музыки и театра, характерной для эпохи рубежа веков. Многие художники, пробовавшие себя в сценографии, перенесли опыт оформления театральных постановок в станковую живопись. Законы монументального искусства, когда глубина пространства достигается не за счет прямой перспективы, а путем расширения цветовой поверхности, повлияли на живописные произведения авторов. Принцип плоскостности изображения стал одной из причин широкого распространения картин-панно. Подтверждением этому выступают панно М.А. Врубеля, К.Ф. Богаевского, И.И. Бродского, А.Я. Головина, А.И. Савинова, включенные в экспозицию. Специально к открытию выставки была произведена реставрация панно «Вечер на берегу озера» (1897) Ф.В. Боткина, ныне почти забытого художника, работы которого высоко ценил С.П. Дягилев. Этим выставочным проектом Третьяковская галерея заново открывает публике имя этого талантливого мастера эпохи модерна.
Тема синтеза искусств продолжается в галерее прижизненных портретов ярких представителей Серебряного века А.А. Ахматовой (1914), Н.С. Гумилёва (1909) кисти О.Л. Делла-Вос-Кардовской, М.А. Кузмина (1910) работы А.Я. Головина, А. Белого (1907), выполненного А.С. Голубкиной, В.И. Иванова (около 1920), написанного Н.П. Ульяновым. Судьбы живописцев и поэтов тесно переплетались, они регулярно встречались на литературных и музыкальных вечерах. Приятельские и дружеские отношения помогали художникам приоткрывать внутренний мир человека, изображенного на полотне.
Стиль модерн проявил себя и в пейзажной живописи конца 1890-х — 1910-х годов. В пейзажах К.Ф. Богаевского отразились его впечатления от произведений мастеров итальянского Возрождения, французского классицизма и немецкого романтизма. М.А. Волошин называл произведения Богаевского историческим пейзажем, аргументируя тем, что на полотнах художника восточный Крым предстает как древняя Киммерия. Богаевский изображает пейзаж, глядя на него сквозь призму прошлого, то есть фактически воссоздает свое представление о том, как эта земля, ее горы, небо, море и реки выглядели столетия назад. Подчеркивая фантастичность реального пейзажа, Богаевский, по сути, добивается его мифологизации.
Жизнерадостным элегизмом проникнуты работы А. И. Савинова 1909–1911 годов, созданные автором в период путешествий по Италии в качестве пенсионера Императорской Академии художеств. Идеалистическая возвышенная трактовка натурных мотивов, живописная техника, напоминающая неровную поверхность старой фрески, позволяет относить его работу «На балконе» (1909) к жанру картины-панно.
Отечественные художники рубежа XIX — ХХ веков бурно осваивали европейские традиции, следуя по пути интернационального модерна, отличающегося многообразием типологических форм. Обращаясь к идеям символизма, мастера модерна не просто наполняли свои композиции образами-символами, а преображали реальность во имя достижения художественной истины. Погружающие в мир грез произведения — и редко покидающие запасники Третьяковской галереи, и хорошо знакомые публике в рамках постоянной экспозиции, — продемонстрируют модерн в России в его многообразии.
Источники: tretyakovgallery.ru, museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20211027_GTG_Modern.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20211027_GTG_Modern.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.