Art Investment

Владимир Стерлигов (1904–1973) в галерее «Веллум»

Выставка «Другой Стерлигов» рассказывает о живописце, станковом и книжном графике, теоретике искусства, литераторе, педагоге, которого называют последним художником классического русского авангарда и прямым наследником творческой системы Казимира Малевича

Д. Хармс «Цирк Принтинпрам»

До 20 октября 2021 в пространстве столичной галереи «Веллум» в Гостином дворе открыта выставка «Другой Стерлигов». Выставка объединяет около сорока работ из коллекций наследницы художника и Любови Агафоновой. Среди них «летающие гимнасты» 1940-х и «пикассистская» серия гуашей второй половины 1950-х. Рядом с ними — произведения Татьяны Глебовой, супруги Стерлигова и одной из любимых учениц Павла Филонова.

В экспозицию включены фрагменты стихотворений близких творчеству Стерлигова поэтов-обэриутов (Объединение Реального Искусства) — Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Заболоцкого, Игоря Бахтерева.

Выставки работ Владимира Стерлигова — исключительная редкость на российской арт-сцене. Последняя по времени состоялась в 2010 году. Практически все ранние произведения мастера были уничтожены то ли в 1930-е годы, после ареста Стерлигова, то ли при попадании бомбы во время Великой Отечественной войны. При этом Стерлигов признается специалистами важнейшей фигурой для искусства, ориентированного на традиции первой трети ХХ века, на идеи, которыми был напитан мир после революции. Во многом благодаря последовательности Стерлигова тенденции, инициированные художниками русского авангарда, не исчезли и не закостенели во времена тотального торжества соцреализма. Он был носителем этой авангардной культуры, этого мистического культурного кода.

«На нашей выставке показаны уникальные вещи. Любая работа — это маленькая жемчужина. К примеру “Летающие циркачи”, где каждый циркач — это еще и ангел. И мне кажется очень своевременным показать сейчас, во времена пандемии, когда рушатся идеалы и мечты, эти работы, сделанные в еще более страшное время», — отмечает куратор выставки, искусствовед Любовь Агафонова.

Будущий мэтр ленинградского авангарда родился в Варшаве, в семье русских дворян-учителей. Детство и юность провел в Москве, где учился живописи и рисунку в частных студиях, служил в Красном Воздушном флоте. В 1925 году переехал в Ленинград, занимался живописью в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК), исследуя принципы кубизма и супрематизма под руководством К. Малевича. В 1929 вошел в группу живописно-пластического реализма. Дружил с поэтами-обэриутами.

В 1930–40-е годы биография Стерлигова пополнилась «обычными» для того времени событиями. Осуждение по сфабрикованному обвинению за антисоветскую деятельность, ссылка в Казахстан, мобилизация на фронт, награждение медалью «За оборону Ленинграда»; ранение, эвакуация в Алма-Ату. В Ленинград Стерлигов вернулся в ноябре 1945 года. В послевоенные годы работал над журнальной и книжной графикой, оформлением упаковок, сотрудничал с детским журналом «Мурзилка», преподавал. И конечно, занимался живописью, развивал новые пластические идеи.

Расцвет Стерлигова пришелся на поздние годы творчества. В 1960-х он создал новую религиозно-пластическую теорию: чашно-купольное бытие. Перевернутая жертвенная чаша становилась церковным куполом, и это было основой и композиционного, и духовного мировоззрения. Эта система нашла выражение и в серии купажей — так Стерлигов, вслед за Матиссом, называл свои коллажи.

Художник, так и не получивший при жизни официального признания, стал одним из лидеров ленинградской художественной школы ХХ века.

Сейчас работы Владимира Стерлигова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Московского музея современного искусства, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, в других музейных коллекциях, а также в частных собраниях.

Выставка открыта по адресу: Москва, ул. Ильинка, 4. Гостиный двор, пространство 88–89. Вход со стороны Хрустального переулка, между 19 и 18 подъездами. Часы работы: ежедневно с 12.00 до 20.00.

Вход свободный, по предварительной договоренности по телефону или электронной почте галереи: +7 (985) 776–33–31; vellumgalery@gmail.com.

Источник: пресс-релиз галереи «Веллум», vellum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20211008_vellum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20211008_vellum.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».