Живопись Татьяны Ян
28 июля галерея ARTinvestment.RU «21-й век» открывает персональную выставку работ московской художницы Татьяны Ян
Первая часть выставки — онлайн-ретроспектива «Живописные сюиты Татьяны Ян», в экспозиции которой представлены работы 1996–2021 годов.
Отталкиваясь от эстетики древних монументальных росписей разновременных исторических эпох (античных, раннехристианских, византийских, древнерусских), Татьяна Ян создает станковые произведения, в которых звучит живой диалог традиций прошлого с современностью. Оригинальная авторская стилистика и характерная иконография образов выделяют ее творчество в современном художественном контексте.
Татьяна Ян родилась в 1965 году, окончила Московский полиграфический институт (1987, мастерская Д. Бисти). Успешно реализует свой творческий потенциал в разных направлениях — занимается графикой, скульптурой, графическим дизайном, фотографией, сценографией и даже храмовой росписью. Однако при всем многообразии дарований талант Ян проявился особенно ярко именно в станковой живописи.
Для ее произведений характерны исторические реминисценции, определяющие сюжетное своеобразие работ и подсказывающие художнице стилевые направления реализации замысла. Ян проводит много времени в путешествиях, посещая исторические достопримечательности, фрагменты которых потом органично входят в ее работы: на ее полотнах мы видим орнаментальные мотивы архитектуры Востока, римские античные колонны и акведуки, росписи пещерных храмов Каппадокии и итальянских ренессансных соборов. «Для меня каждый раз — это новое возвращение к себе, открытие нового внутреннего пространства, соотнесение себя с мировой историей и культурой», — говорит художница о том значении, которое имеют для нее поездки по миру. При этом ее картины ни в коем случае не следует воспринимать как натурные штудии взволновавших ее мест. Ян подходит к созданию своих картин как художник-философ, очень тонко чувствующий и интуитивно понимающий человеческую историю, равно как и культурные традиции прошлого. Увиденное в путешествиях является для нее лишь импульсом, некой точкой отсчета для последующего художественного переосмысления впечатлений и создания аллегорических произведений. Ее полотнам присущи приглушенные матовые тона, обобщенная трактовка мотивов, стилизация форм и декоративность художественных решений. Излюбленный прием художницы — перевод монументальных фресок в станковый формат при сохранении их гармонизированного цветового строя. Живописная поверхность ее работ отличается богатой фактурой, на которой часто воспроизводится эффект бережного сохранения всех следов времени — отсюда имитация потеков, стертости красочного слоя и утрат.
Натюрморты художницы отмечены фрагментарным и одновременно монументальным видением. Многие из них при этом наполнены религиозными коннотациями — особенно часто можно встретить изображения рыбы, хлеба, гроздей винограда, граната, чаши, ангельской трубы, отсылающие к ключевым христианским символам. В этих работах Ян создает сакральное пространство.
Она также регулярно пишет цветочные натюрморты, делясь со зрителем тем «глубоким мистическим шоком», который, по ее собственному признанию, вызывает в ней созерцание цветов. Иногда целое полотно может занимать монументальное изображение одного единственного цветка. В этих работах ощущается часто и влияние восточного декоративно-прикладного искусства.
Вторую часть выставки, с которой можно познакомиться лично в залах галереи ARTinvestment.RU «21-й век», составляет недавно созданный художницей цикл живописных и графических работ «Horti Maecenatis / Сады Мецената» (2020–2021) , в котором она переосмысливает древнеримскую историю, обращаясь, по ее собственным словам, к «мифическому Золотому веку, когда Великая Красота и высшая гармония еще не покинула наши земные сады». «Если бы я не была художником, то обязательно стала бы садовником — полностью, безраздельно отдалась бы возделыванию сада», — призналась как-то Ян. Несмотря на указание места в заглавии представленной серии работ, сад воспринимается художницей метафорически, как Эдем, как идея воссоздания райского уголка на Земле. Вилла Мецената и примыкавшие к ней сады были возведены около 30 года до н.э. на Эсквилинском холме в Риме. Помимо многочисленных деревьев и цветов, эти сады были богато украшены статуями, фонтанами, а стены и ниши зданий на их территории были расписаны в лучших римских традициях красочными фресками. В настоящее время от всего этого удивительного комплекса осталась лишь единственная постройка. Татьяна Ян словно воскрешает виды этого заповедного места, в котором гармонично сливались природа и искусство. Она в очередной раз отталкивается от стилистики монументальных росписей и создает полотна, на которых укрупненно запечатлены фрагменты римских статуй, обнаженных женских торсов и скульптурных рельефов в окружении ярких цветов, сочных плодов и пестрой листвы деревьев. В отдельных работах обнаруживаются стилистические и сюжетные отсылки к помпейским росписям. И разумеется, частью римской серии художница делает крупноформатные изображения цветов на абстрактном фоне, включая их латинские названия в композицию. Идея о том, что мы обладаем лишь обрывочными знаниями о культурных эпохах прошлого, находит в этом цикле свое яркое воплощение. В этих фрагментах-фантазиях на тему неиссякаемой творческой воли человека, преобразующей действительность и стремящейся к прекрасному, продолжает свою жизнь античная эстетика и длится диалог эпох.
Вернисаж состоится 28 июля 2021 года в галерее ARTinvestment.RU «21-й век» по адресу: Москва, Гороховский переулок, 7. Начало в 19:00.
В вернисаже участвуют: художник Татьяна Ян, искусствовед Лена Кульчинская, искусствовед Наталья Сопова, искусствовед, византолог Алексей Лидов.
Выставка открыта: 28 июля — 17 августа 2021.
«Живописные сюиты Татьяны Ян»: на сайте ARTinvestment.RU.
«Сады Мецената. Horti Maecenatis»: галерея ARTinvestment.RU «21-й век»: Москва, Гороховский переулок, 7.
Посещение вернисажа и выставки в масках.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20210723_yan.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20210723_yan.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.