«Бубновый валет. Эманации измов» в Воронеже
В Воронежском художественном музее им. И. Н. Крамского сегодня открывается выставка работ Ларионова, Гончаровой, Машкова, Кончаловского, Куприна, Кандинского, Экстер и др. из собрания семи российских музеев
С 3 июня по 25 июля в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского открыта выставка «Бубновый валет. Эманации измов» — первая в Воронеже выставка художников знаменитого творческого объединения русского авангарда. Открытие проходит в рамках Международного Платоновского фестиваля искусств.
Первая выставка «Бубнового валета» состоялась в декабре 1910 — январе 1911 года объединила художников разных эстетических взглядов. Кончаловский вспоминал: «Всех нас объединяла тогда [в 1910 году] потребность пойти в атаку против старой живописи». Своим искусством бубнововалетцы возвещали смену культурных эпох. Они первыми заметили пропасть между современной жизнью и старой, классической культурой, «впустив» в искусство грохот улиц, жизнеутверждающую грубость вывесок и дешевых подносов, откровенный балаганный юмор. Неопримитивизм, в русле которого сначала развивался «Бубновый валет», активно переосмыслял визуальную культуру города и деревни, архаические изобразительные традиции.
Начиная с 1912–1914 годов бубнововалетцы постепенно отходили от примитивистских устремлений. Ларионов и Гончарова переходят к лучизму, а в 1912 году совсем выходят из объединения. Кончаловский, Машков, Фальк и Куприн — все глубже уходят в станковую работу, идущую у многих из них в русле сезаннистской традиции. Не случайно бубнововалетцы получили от А. Бенуа, тонкого художественного критика, емкое определение «русские сезаннисты». Метод Сезанна — метод живописного анализа, в каждой его работе, даже, казалось бы, самой незначительной, — выявление пластической однородности мира. Наиболее восприимчивой к открытиям Сезанна оказалась Россия, сезаннистские реминисценции еще спустя десятилетия отзывались в творчестве художников, стремившихся сохранить живописное начало и профессиональную культуру. К искусству Сезанна возвращались всякий раз, когда возникала проблема поиска выразительности формы без «реалистической» наглядности и повествовательности сюжета, когда живописи необходимо было найти собственный универсальный язык выражения больших сущностей.
Формально «Бубновый валет» перестал существовать в 1917 году. Но лидеры группы развернули активную педагогическую деятельность, и на протяжении следующих пятнадцати лет они сами и их многочисленные ученики создали целый ряд обществ, которые во многом определяли ситуацию в отечественной живописи 1920-х годов: «Московские живописцы» (1924–1925), «Бытие» (1921–1930), «Крыло» (1926–1928), Общество московских художников (1927–1932).
Выставка Платоновского фестиваля «Бубновый валет. Эманация измов» объединяет произведения из собраний семи российских музеев — Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева, Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки, Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина, Тульского областного художественного музея, Ярославского художественного музея.
В экспозицию вошли произведения: М. Ларионова, Н. Гончаровой, А. Лентулова, «сезаннистов» И. Машкова, П. Кончаловского, А. Куприна, супрематиста И. Клюна — художников, написавших одну из ярчайших страниц русского искусства. Важнейшей проблемой для них стало сохранение внутренней свободы творчества, возможности художественного высказывания в условиях совсем несвободных. Судьбы первых авангардистов сложились по-разному: от забвения до эмиграции, от мучительных компромиссов до «запрета на профессию». Бубнововалетцы в творчестве постигали устройство мира, а в их судьбах отразилась трагедия истории.
Источник: mkram.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20210603_Bubnoviy_valet_Voronezh.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20210603_Bubnoviy_valet_Voronezh.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.