В Новой Третьяковке открывается выставка супрематиста Ивана Кудряшова
ARTinvestment.RU   17 мая 2021

Выставка знакомит с творчеством крупнейшего художника русского авангарда, ученика Малевича, представителя космизма Ивана Алексеевича Кудряшова в год его 125-летия

Завтра в Новой Третьяковке, по адресу Крымский Вал, 10 (залы 80–82), открывается выставка «Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения». Эта ретроспектива — первый обобщающий рассказ об искусстве яркого супрематиста и крупнейшего представителя космизма Ивана Алексеевича Кудряшова (1896–1972).

Кудряшов принадлежал к поколению, искренне откликнувшемуся на революционные призывы. Время радикальных послереволюционных изменений системы образования стало для него началом беспримерного творческого эксперимента, развивающего концепции учителей — К.С. Малевича и Н.А. Певзнера. Так, в июне 1920 года недавнего подмастерья 2-х Государственных свободных художественных мастерских в Москве направили в Оренбург в качестве миссионера-инструктора авангардистских мастерских. Кудряшов решительно включился в реформирование искусства страны и вместе с К.С. Малевичем и Эль Лисицким организовал оренбургский филиал «партии художников» Уновис (Утвердители нового искусства). Свои масштабные проекты живописного оформления двух театров Оренбурга (собрание Третьяковской галереи и MOMus в Салониках) Кудряшов трактовал как образы супрематической Вселенной.

Возвращение художника в Москву в 1922 году совпало с изменениями его творческой программы. Увлечение личностью и идеями К. Э. Циолковского, творческое сотрудничество с И.В. Клюном и многолетняя дружба с З.П. Комиссаренко, Ю.А. Меркуловым и Н.П. Ходатаевым — авторами первого советского анимационного фильма «Межпланетная революция» (1924) — способствовали идейно-пластическому переосмыслению достижений раннего авангарда. В 1925, 1926, 1928 годах космистская живопись и графика были показаны на выставках Общества станковистов (ОСТ). Утопические прозрения о проникновении человечества во Вселенную Кудряшов неразрывно связывал с глубиной осмысления пространственных проблем, заботами о теоретическом обосновании беспредметного творчества.

С середины 1920-х убежденный авангардист подвергся ожесточенной критике, был направлен на «перековку» в Московский институт повышения квалификации художников живописцев. Но это не помогло, и в 1938 году Кудряшова исключили из Союза советских художников «за неизжитую беспредметность», лишили возможности выставляться. На жизнь ему теперь удавалось зарабатывать лишь поденным оформительством.

Важное место на выставке отведено композициям, отразившим реальные достижения первопроходцев освоения космоса. Успехи советской космической программы стали для Кудряшова подтверждением его художнической правоты.

Характерной особенностью творческого метода Кудряшова было то, что он последовательно разрабатывал все проекты как единые серии. В его «внутренней» мастерской работа над пространственными беспредметными композициями не прекращалась и в годы отлучения от искусства. В самом начале 1960-х Кудряшов поразил молодых представителей «другого искусства» В.Н. Немухина и Л.А. Мастеркову фанатичной верой в ценности абстрактивизма. Внимание московского коллекционера Г. Д. Костаки сделало раннее творчество Кудряшова востребованным, и в 1968 году одна из его супрематических акварелей была приобретена для Третьяковской галереи.

История сохранения наследия Кудряшова неразрывно связана с именем Н.К. Тимофеевой, вдовы художника. Так, в 1970-е годы в Каракалпакский государственный музей искусств в Нукусе поступила самая значительная по размерам коллекция произведений, раскрывающая творческий путь Кудряшова — от ранних зарисовок времен учебы во 2-х Государственных свободных художественных мастерских до композиций «возвратного» супрематизма начала 1970-х. Все созданное художником сейчас неравномерно распределено между музеями четырех стран: России, Узбекистана, Греции и Франции.

Выставка в Третьяковской галерее — первая и наиболее полная ретроспектива произведений художника. Это международный музейный проект, выставка-исследование, открывающая новые страницы русского авангарда. Среди участников: Третьяковская галерея, Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан, Музей искусств Каракалпакстана им. И. В. Савицкого, Русский музей, Вятский художественный музей, Музей современного искусства — Коллекция Костаки (Салоники), Центр Ж. Помпиду, а также частные коллекции.

Источник: tretyakovgallery.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20210517_Kudryashov_GTG.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20210517_Kudryashov_GTG.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх