Art Investment

«Илья Репин — учитель» в галерее «Веллум»

Экспозиция, организованная при поддержке архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ», приурочена к 90-летию со дня смерти великого русского художника Ильи Ефимовича Репина

В галерее «Веллум» до 4 декабря 2020 года открыта выставка «Илья Репин — учитель». Около сорока графических работ, представленных на выставке, — рисунков Ильи Репина и его учеников Филиппа Малявина, Николая Шестопалова, Ефима Честнякова, Ивана Куликова, дают, по словам куратора выставки, руководителя галереи «Веллум» Любови Агафоновой, «возможность исследования связей “учитель-ученик”, соединяющих целые эпохи в русском искусстве». Выставка — рассказ о связях не только творческих, но и человеческих: Репин был наставником, помогавшим открыться новым талантам и, одновременно, как никто другой, понимая сложность жизни художников, он поддерживал своих учеников, искал им заказы и приглашал к совместным работам. Даже масштаб таланта и личности самого Ильи Ефимовича Репина, без преувеличения одной из ключевых, системообразующих фигур русского искусства, открываются по-новому при изучении его педагогической работы.

Илья Репин стал профессором Высшего художественного училища, возникшего в результате реформирования в 1893–1894 Императорской академии художеств, получив персональную мастерскую (перестроенную специально для него из других помещений Императорской академии художеств на Университетской набережной в Санкт-Петербурге). Среди мэтров русской живописи, также приглашенных руководить персональными мастерскими в одно время с Репным, были Владимир Маковский, Иван Шишкин, Архип Куинджи. В отдельные годы в мастерской Репина училось до девяноста учеников, в том числе Борис Кустодиев, Николай Фешин, Иван Билибин, Осип Браз и многие другие.

Филипп Андреевич Малявин (1869–1940) художник, которому предстояло открыть в своих работах стихийную и даже пугающую сущность русской деревни, начал заниматься в мастерской Ильи Репина в 1894 году. Там в 1895–1896 будущий создатель легендарного «Вихря» пишет портреты своих однокашников, среди которых Игорь Грабарь, Константин Сомов, Анна Остроумова. Именно во время учебы в мастерской Репина Малявин начал работу над некоторыми своими ранними известными произведениями; а в картине «Крестьянка, вяжущая чулок» (1895) впервые «прозвучал» тот самый, сегодня уже классический «малявинский» красный цвет.

Иван Семёнович Куликов (1875–1941), художник, портретист и мастер бытовых сцен, стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в 1896 году. Сначала он посещал мастерскую Владимира Маковского, но менее чем через месяц перешёл в мастерскую Ильи Репина. Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов был зачислен в студенты Высшего художественного училища.

В 1900–1901 Иван Куликов иллюстрировал произведения Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна». B 1901–1902 вместе с Борисом Кустодиевым Куликов помогал Репину в его работе над картиной «Заседание Государственного совета»; непосредственно Иваном Куликовым было сделано 17 натурных портретных зарисовок для этого масштабного полотна.

В послереволюционные годы Куликов работал в Муромском музее. Благодаря его усилиям из погибающих дворянских усадеб были спасены остатки коллекций — картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии; он спас уникальные коллекции графов Уваровых из их муромского имения Карачарово. Среди поздних работ Ивана Куликова наиболее известны портреты Максима Горького (1939) и Валерия Чкалова (1940).

Николай Иванович Шестопалов (1875–1954), живописец, график, мастер акварели и офорта, книжный иллюстратор, учился в школе Петербургского общества поощрения художников, затем в студии княгини М. К. Тенишевой, где преподавал Илья Репин, принимавший участие в творческой судьбе Шестопалова.

В 1905 Шестопалов начинает работать в сатирическом журнале «Зритель», где знакомится с Евгением Лансере и Александром Бенуа. После событий 1905-го живет в Париже и Мюнхене, отдав дань увлечению импрессионизмом. По возвращении в Россию активно участвует в выставках «Нового общества», «Треугольника», «Современных течений» и «Мира искусства». Приняв Октябрьскую революцию, Шестопалов, однако, остался аполитичным. Будучи членом АХРР с момента основания организации в 1922 году, он регулярно принимал участие в выставках, много писал, выезжая в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал и ДнепроГЭС.

Николай Шестопалов осознанно дистанцировался от активного участия в социальной и общественной жизни страны; уйдя в оформительскую работу, он предпочитал писать старые усадьбы, интерьеры и пейзажи, создавал циклы работ, посвященные М. Ю. Лермонтову и пушкинским местам.

Ефиму Васильевичу Честнякову (Евфимий Самойлов, 1874–1961), первому русскому художнику-примитивисту, уроженцу костромской глубинки, удалось стать учеником Ильи Репина благодаря рекомендациям и финансовой поддержке друзей и земляков. «Мои рисунки, когда был учителем, нечаянно для меня пропутешествовали к Репину», — вспоминал позже сам художник. Отзыв Репина пришел осенью 1899-го: «Несомненные способности! Хорошо, если бы нашлись люди, могущие оказать ему поддержку! Со своей стороны согласен принять его в свою студию на Галерной…»

Деревенский народный учитель стал художником, но работать вернулся в родную деревню, где и прожил до конца своих дней. Честняков рисовал портреты крестьян и устраивал для детей волшебный театр, сочинял собственные сказки и роман в стихах. На его полотнах возникал удивительный сказочный мир, его увлекали фантастические сюжеты.

«Творчество светлого, удивительного художника Ефима Честнякова, — пишет Любовь Агафонова, — стоит особняком на фоне бурного развития русского искусства начала ХХ века <...> Что привлекает даже неискушенного зрителя? Необыкновенное чувство цвета и доброта, пронизывающая все его произведения, будь то портрет или сказка, созданная на холсте. Невзирая на то, что жизнь художника была не слишком благополучна, в его творчестве отсутствуют агрессия и унылая безысходность, присущая нереализованным людям».

Выставка открыта до 04 декабря 2020 года по адресу: Москва, ул. Ильинка, 4, Гостиный двор, вход с Хрустального переулка, секция 88–89.

Вход на выставку бесплатный.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20201016_repin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20201016_repin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».