- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
«Героический монумент» Владимира Янкилевского
ARTinvestment.RU 30 августа 2019
Выставка в Мультимедиа Арт Музее откроется 18 сентября и продлится до 13 ноября 2019 года
Владимир Янкилевский родился 15 февраля 1938 года в семье художника Бориса Янкилевского. В 1950 поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при Институте им. Сурикова. В 1962 году окончил Московский полиграфический институт по специальности «художник книги».
В 1962 году 24-летний Владимир Янкилевский принял участие в печально знаменитой выставке «30 лет МОСХ» в Манеже, устроенной Академией художеств. Кроме работ членов МОСХ, в экспозиции были представлены работы участников студии Белютина, Эрнста Неизвестного и других молодых художников, искавших новый художественный язык самовыражения. Хрущёв, заранее «накрученный» советчиками, крайне резко оценил эту выставку. Скандал в Манеже привел к тому, что несколько поколений художников на долгие годы лишились возможности публично выставлять свои работы. Выставка в Манеже запустила механизм становления феномена, который позже получит название «неофициальная культура» или «советский андеграунд».
По иронии судьбы, именно благодаря хрущевской «оттепели», слегка приподнявшей железный занавес, Владимир Янкилевский, как и многие художники его поколения, получил возможность познакомиться с творчеством звезд мирового искусства и переосмыслить то, чему учила советская «академическая» школа живописи. Выставка Пабло Пикассо 1956 года в Пушкинском музее, выставки современного искусства в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, знакомство с французским искусством конца XIX — начала XX века инспирировали поиск средств художественного выражения, позволявших передать собственное понимание и переживание окружающей реальности. Позже, в «Попытке творческой автобиографии» Владимир Янкилевский писал: «Академическая школа консервативна и ограничена. Она считает определенный и конкретный период в искусстве высшим и незыблемым достижением и учит подражанию его образцам, игнорируя тот факт, что новая реальность рождает и новый реализм, откуда и происходит вечное обновление и развитие искусства... В определенном смысле это официальное искусство было зеркалом официальной жизни, ее лживости, выдавания желаемого за действительное, косности, демагогичности с эстетически приукрашенным фасадом. По официальному искусству можно было диагностировать болезнь общества».
В отличие от многих художников своего поколения и своего круга, Янкилевский не просто искал способ передать через искусство свое отношение к действительности, он интересовался глобальными метафизическими проблемами, традиционно пронизывавшими всю историю искусства: жизнь и смерть, божественное и дьявольское, нравственное и безнравственное, временное и вечное. Уже в работах 1962 года, представленных в Манеже: пентаптихе «Атомная станция», «Триптихе № 2» и серии «Тема и импровизация», он создает универсальную структуру картины как модели бытия. В «Триптихе № 2» Владимир Янкилевский имплантирует в живописную ткань работы открытки-репродукции его любимого художника эпохи Кватроченто Пьеро делла Франческа. Раннее Возрождение, интриговавшее Янкилевского прежде всего множественностью перспектив, соединяющихся в одном произведении, безусловно повлияло на формирование его художественного универсума.
С самого начала молодой художник стремился найти необходимые образы-формы, позволявшие выразить его личные переживания и понимание мира. Этому очень помогла встреча с выдающимся педагогом Элием Белютиным, который в 1958 году преподавал в Полиграфическом институте. Одиннадцати занятий (один академический год) оказалось достаточно, чтобы заложить базу для дальнейшего самостоятельного развития художественной вселенной и собственного уникального пластического языка Владимира Янкилевского.
Проект в МАММ — своеобразная реконструкция выставки Владимира Янкилевского Monument heroïque («Героический монумент»), которая состоялась в 1994 году в Париже, в Центре современного искусства La Base, основанном Оливье Мораном. Эта выставка была очень важна для художника, потому что позволяла свести воедино все основные структурные элементы, циклы, серии и векторы вселенной Янкилевского. Формирование его художественного космоса происходило очень быстро и невероятно интенсивно, между 1960-ми и 1970-ми годами. Именно в этот период появляются циклы «Тема и импровизация», «Пространство переживаний», «Анатомия чувств», «Автопортреты», «Мутанты», «Люди в ящиках». Каждый из этих циклов художник будет развивать на протяжении всей жизни. Важнейшей формой выражения для него станут коллажи, позволяющие из отдельных элементов строить целое, бесконечно варьируя и дополняя объем художественного мира Владимира Янкилевского. Свое творчество Янкилевский описывал так: «...процесс работы похож на джазовую импровизацию или фугу — сначала задается тема, потом играется импровизация. Это мир напряженной гармонии, но в нем есть место и абсурду, и анекдоту, которые отражают иррациональную сторону жизни, выходящую за рамки уже установившихся представлений о гармонии».
Центральное место в проекте «Героический монумент» занимает скульптура, восстановленная по чертежам художника и фотографиям с выставки 1994 года в центре La Base. Эта скульптура является развитием его монументального цикла «Люди в ящиках», рисунки к которому возникают у Янкилевского уже в 70-е годы. Этот цикл появляется после знаменитой инсталляции «Дверь» (1972), где артикулируется важнейшая для него тема столкновения пространств социума и экзистенциума, когда человек выступает и как носитель, и, одновременно, как жертва идеализма и абсурда. Для художника было важно, что скульптура «Люди в ящиках» выставляется в зале, где экспонируются его рисунки, гуаши, офорты и коллажи из всех серий, важнейшим элементом которых являются пейзажи с горизонтами (горизонт — системообразующий элемент мира космоса Янкилевского) — вечным фоном, на котором разворачивается трагедия бытия «людей в ящиках».
В структуру проекта «Героический Монумент» заложен конфликт противоборствующих начал и форм, в итоге приводящий к поиску гармонии, уравновешивающей хаос.
Появление серии «Автопортреты», над которой художник будет работать на протяжении всей жизни, было неслучайным. Автопортреты Владимира Янкилевского противоположны тому, как в этом жанре работало до него все мировое искусство. Они не имеют никакого внешнего сходства с портретируемым, но метафорически «раскрывают голову» художника и эксплицируют моменты его творческой деятельности. Можно сказать, что цикл «Автопортреты» развивает серию «Пространство переживаний». «Все произведения этого цикла имеют „горизонт“, как энергетический поток жизни, делящий вещь на „небо“и „землю“», — рассказывал Янкилевский.
Творчество Владимира Янкилевского уникально и интересно тем, что, с одной стороны, ему присуща неистовая экспрессия и максимальное эмоциональное напряжение каждого художественного жеста, независимо от того, в какой технике работает художник: живопись, коллаж, рельеф, рисунок или скульптура; с другой стороны, его художественная система выстроена предельно интеллектуально. Конфликт, напряжение и гармония между эмоциональным и интеллектуальным началами в работах Владимира Янкилевского, попытка в каждом произведении запечатлеть универсальную структуру мироздания и превращение созданных работ в собственный художественный универсум, определяют то особое место, которое творчество Янкилевского занимает как в современном российском, так и в современном мировом искусстве. Не случайно Владимир Янкилевский был первым советским художником, чьи работы попали в коллекцию Центра Жоржа Помпиду по рекомендации первого директора Бобура Понтюса Хюльтена уже в первый год работы музея в 1977 году.
При жизни у Владимира Янкилевского было более 40 персональных выставок. Его работы находятся в собраниях крупнейших музеев и галерей мира, в том числе Центра Жоржа Помпиду (Париж), лондонской галереи Тейт Модерн, Музея Людвига (Русский музей, Санкт-Петербург), Национальной галереи в Праге, Музея изобразительных искусств Будапешта, Третьяковской галереи и др.
Владимир Янкилевский ушел из жизни незадолго до своего восьмидесятилетия. К сожалению, он не увидел своей ретроспективной выставки «Непостижимость бытия» в ММСИ, над которой работал до последних дней. После него остался огромный объем работ, который ждет осмысления и позиционирования в контексте как российского, так и мирового современного искусства. Выставка в МАММ была бы невозможна без участия вдовы художника, его музы и соратницы — Риммы Солод. МАММ благодарит за помощь и поддержку в реализации проекта Международный культурный фонд Breus Foundation, который начал фундаментальную работу с творческим наследием Владимира Янкилевского.
Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева. Соорганизатор выставки: Международный культурный фонд Breus Foundation
Источник: пресс-релиз выставки
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20190830_mamm_yankilevskiy.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20190830_mamm_yankilevskiy.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор