Карл Гампельн: к 225-летию со дня рождения
В московском музее А. С. Пушкина на Пречистенке открылась монографическая выставка известного портретиста, гравера и литографа пушкинской эпохи Карла Карловича Гампельна. Представлено более 160 работ из 23 музеев и 4 частных собраний
На выставке представлены работы, хранящиеся ныне в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея А. С. Пушкина и других российских музеев и из частных коллекций.
К открытию готовится полноцветный альбом-каталог «Художник Карл Карлович Гампельн. 1794–1880-е», объединивший произведения художника из разных музейных коллекций. Вступительные статьи Лидии Карнауховой (заведующая отделом изофондов, хранитель коллекции живописи Государственного музея А. С. Пушкина) и Евгения Лукьянова (хранитель коллекции русской графики XIX — начала XX века Государственного Исторического музея) рассказывают о самых крупных музейных собраниях работ К. Гампельна.
Будущий художник Карл Карлович Гампельн родился в 1794 году в Москве. От рождения мальчик был глухонемым и на воспитание его отправили в Вену — в учебное заведение для глухонемых. Яркое дарование художника проявилось в нем с детства. Благодаря доброму отношению директора училища, Гампельн поступил в число воспитанников Венской Академии художеств. Во время Венского конгресса 1815 года он был представлен императору Александру I, который оплатил дальнейшее обучение Гампельна.
Вернувшись в Россию после обучения, Карл Гампельн передал императрице Елизавете Алексеевне рекомендательное письмо из Вены. Императрица попросила президента Академии художеств А. Н. Оленина взять на себя заботу о талантливом художнике, в том числе устроить его куда-нибудь на работу. Карл Гампельн приехал в Петербург вместе с братом Егором, и они не только поселились в доме Оленина по приглашению хозяина, но и находились на его попечении. И через месяц Карл был принят в Училище глухонемых, где работал учителем рисования и гравирования до 1821 года.
Алексей Николаевич Оленин, известный российский государственный деятель, историк, археолог, президент Императорской академии художеств, сыграл важную роль в судьбе художника. В 1825 году в письме Н. М. Лонгинову Оленин пишет, что Гампельн нашёл в его доме «тихое пристанище». Художник имел возможность встречаться с крупнейшими представителями литературы, изобразительного искусства, театра, ему были открыты собрания произведений живописи и графики, археологические коллекции и книжные издания, которыми был наполнен дом Олениных. Хранящаяся в Третьяковской галерее акварель «Автопортрет в мастерской» работы К. Гампельна даёт представление о его внутреннем убранстве.
Прекрасный рисовальщик, Гампельн работал и в графике (в том числе как гравер и литограф), и в живописи, писал акварелью и маслом. Будучи глухонемым, Карл подписывал свои картины полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением фр. «Sourd-muet», а иногда просто «Sourd-muet» без имени и фамилии
После восстания 14 декабря 1825 года, в период следствия над декабристами знакомства, связанные с домом Оленина и семьей Коновницыных, сыграли роль в дальнейшей судьбе художника: он писал портреты «неблагонадежных». В архивных материалах имеется свидетельство заботы А. Н. Оленина в январе 1826 года о получении Гампельном документа, «достаточного для прожития его в Санкт-Петербурге». Видимо, личность художника привлекла внимание властей, в итоге ему пришлось сменить место жительства, он переехал в Москву. Общественность и московский свет приняли его очень тепло.
Не слышит он, не говорит:
Так суждено его звездою!
Но он волшебною рукою
Бездушное живым творит.
Монографическая выставка Карла Гампельна впервые собрала вместе многочисленные работы художника, хранящиеся ныне в разных музейных и частных собраниях России.
Источник: pushkinmuseum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20190221_pushkin_museum_gampeln.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20190221_pushkin_museum_gampeln.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.