«Художник Никич. Мир внутри и жизнь снаружи»
ARTinvestment.RU   23 марта 2018

В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открыта выставка Анатолия Юрьевича Никича (1918–1994), посвященная столетию со дня рождения художника

Анатолий Юрьевич Никич еще при жизни был признан профессиональной критикой «современным классиком», хотя широкая публика о нем знает до обидного мало. Никич учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова у Бориса Иогансона и Александра Осмёркина. Сегодня работы художника входят в собрания многих российских и зарубежных музеев.

На выставке в Третьяковской галерее экспонируется 75 живописных и 37 графических произведений, объекты из дерева, фотографии, архивные материалы, мультимедийная инсталляция «АЮ». Работы помимо Третьяковской галереи предоставили ГМИИ им. А. С. Пушкина, Конфедерация Союзов художников, Магнитогорская картинная галерея, члены семьи художника и частные собиратели.

Стиль Никича, начавший определяться в условиях художественной идеологии сталинского образца, оформился лишь к 1960-м годам. Только тогда автор смог пережить и переработать опыт и травмы периода своего взросления: расстрел отца, Юрия Николаевича Никича-Криличевского в 1937 году, арест матери, Евгении Павловны Криличевской, эвакуацию в Сибирь и Среднюю Азию, участие в Великой Отечественной войне. Ученик соцреалиста Б. В. Иогансона и бубнововалетовца А. А. Осмёркина, Никич в 1960-е годы стал известен как автор «больших картин» на военные сюжеты («Военные корреспонденты», 1965; «Кованая медь», 1967, обе — ГТГ) и был признан одной из самых ярких фигур «сурового стиля». Его знаменитое полотно «Военные корреспонденты», изображающее труд и подвиг двух фронтовых фотографов, отчасти биографично. Несмотря на то, что эта картина — одна из знаковых для эпохи шестидесятников, Анатолия Никича сложно назвать типичным представителем «сурового стиля».

Никич — изобретатель и создатель особой модели мира, автор концепции «Мир в мастерской художника», согласно которой вся жизнь, весь смысл бытия сосредоточены внутри мастерской. «В мастерской» — так называется и основной цикл произведений Никича. Это большие и малые натюрморты, в пространство которых автор «втягивает весь остальной мир», — репродукции любимых картин и собственную графику, цветы и ткани, чашки и рабочие инструменты, подрамники, иконы, драпировки. Натюрморт позволял Никичу отказаться от актуальных тем и поделиться чем-то личным. В этом же жанре художник смог сосредоточиться на экспериментах и сформировать собственный стиль, развивавшийся в стороне от основных магистралей советского искусства.

Задача выставки-исследования — представить творчество Анатолия Никича с разных точек зрения, выработать новый взгляд на место художника в отечественном искусстве 1950–90-х годов. Тематически разные экспонаты, предметы и документы распределены на выставке по четырем разделам. В разделе «Смыслы движения, покоя и сопротивления» представлены главные работы мастера, отражающие важнейшие темы и идеи его творчества. В разделе «Контексты» объединены работы, раскрывающие связи между обстоятельствами жизни Анатолия Никича и изменениями его художественного языка, общественно-политических и культурных реалий времени. Значительная часть выставки посвящена личности художника. В документальных разделах «Ценности и люди» и «В мастерской» представлены не публиковавшиеся ранее фотографии, видео-, аудио- и текстовые документы, рассказывающие о ключевых моментах в биографии мастера, о круге его друзей, о том времени, когда он жил и творил.

Выставку сопровождает образовательная программа, состоящая из лекций, дискуссий и встреч с куратором — сыном художника, искусствоведом Георгием Анатольевичем Никичем.

Источник: пресс-релиз ГТГ



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 19

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх