«Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева» в ММСИ
ARTinvestment.RU   25 октября 2017

Выставка представляет часть обширной коллекции Романа Бабичева — работы Лентулова, Осмеркина, Кончаловского, Лабаса, Лебедева, Пименова и др.

 

Московский музей современного искусства представляет проект «Модернизм без манифеста», который не только демонстрирует собрание Романа Бабичева — крупную личную коллекцию отечественного искусства, но и заявляет на примере этого собрания новое слово в дискуссии о проблеме модернизма в советском искусстве.

Собрание Романа Бабичева, формировавшееся на протяжении последних 25-ти лет и насчитывающее порядка 4 000 объектов отечественного искусства XX века, поистине уникально. Произведения из коллекции многократно экспонировались на выставках ведущих музеев России и послужили материалом для обширного искусствоведческого исследования. Результаты аналитической работы кураторской группы легли в основу 5-томного издания и выставочного проекта «Модернизм без манифеста». Впечатляющий объем художественного архива не позволил ограничиться одной экспозицией. Первая часть проекта, открытая в ММСИ на Петровке 25, заявляет тему исследования и представляет ее широкий обзор. Вторая часть будет открыта следом, 28 ноября, и продемонстрирует зрителям одно из самых интересных и пока недостаточно известное широкому кругу явление искусства исследуемого периода — Ленинградскую школу 1920–50-х годов.

Авторы исследования называют свой взгляд на советское искусство «взглядом из символистской перспективы» и вступают в диалог с «Энциклопедией русского авангарда» — крупнейшим проектом последних лет, легшим в основу трехтомного издания под редакцией Андрея Сарабьянова и Василия Ракитина. Кураторы задаются вопросом о том, нужно ли современному искусствознанию однозначное разделение советского архива на «авангард» и «арьергард», и где и почему пролегает граница между этими понятиями. Первая выставка проекта представляет более 250 предметов отечественного искусства — живопись, скульптуру, станковую и архитектурную графику, эскизы театральных декораций — как известных мастеров (Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Александр Осмеркин, Надежда Удальцова и многих других), так и «невидимых» после 1932 года художников, пожертвовавших связью со зрителем ради формальных и пластических экспериментов. Экспозиция покажет разнообразие советских модернизмов, преемственность между отдельными точками в истории российской культуры и проследит ряд сквозных тенденций, восходящих к началу столетия. Кураторские тексты, сопровождающие каждый из 14 блоков выставки, погружают нас внутрь проведенной аналитической работы и раскрывают исторический контекст рассматриваемого явления, показывая его связь с художественными поисками предыдущих поколений и тот импульс, который он дал следующим.

Начиная отсчет модернизма в России с символистов и мастеров Союза русских художников, экспозиция выстраивает сразу несколько параллельных линий преемственности и раскрывает динамику и внутренние процессы тех периодов советского искусства, которые принято считать наиболее консервативными. Кураторы фокусируются на формальных поисках постреволюционных художников: от выпускников ВХУТЕМАСа, среди которых Георгий Рублев, Леонид Хорошкевич, Александр Лабас, Юрий Пименов, до мастеров «сурового стиля» и представителей «неофициального» искусства. Продолжая логику формирования коллекции, выставка проявляет малоизученные пласты советского искусства: живопись основателя ленинградской школы книжной графики Владимира Лебедева, акварельные исследования цвета и формы Федора Платова. Живописные работы — основной материал, на котором авторы выстраивают свое повествование, — дополнены скульптурой, включающей работы символистов Анны Голубкиной, Александра Матвеева и Сергея Коненкова, футуристический портрет Брюсова Нины Нисс-Гольдман и архитектонические композиции Меера Айзенштадта. Отдельная часть выставки будет отведена станковой и прикладной графике, где вплоть до 1960-х годов развивались многие находки довоенного модернизма. В этом разделе среди прочих будут показаны работы Антонины Софроновой, Бориса Голополосова, Дмитрия Митрохина. Другой самостоятельный блок экспозиции будет посвящен работам в жанре архитектурной графики, где привлечь внимание зрителя смогут вариации «бумажной архитектуры» — проекта Дворца Советов Бориса Иофана.

К открытию проекта «Модернизм без манифеста» приурочен выход первой из пяти книг о коллекции Романа Бабичева. В рамках выставки подготовлена образовательная и экскурсионная программа, а также будет запущен аудио-гид.

Источник: mmoma.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх