Art Investment

«Город и люди. Москва в графике ХХ века» в ГТГ

Выставка в Третьяковке на Крымском Валу представляет 80 графических работ Лентулова, Куприна, Фаворского, Лабаса, Дейнеки и других мастеров графики

Выставка продолжает серию показов графических работ из запасников Третьяковской галереи. На этот раз она приурочена к 870-летию столицы и вместе с выставками «Москва сквозь века» и «Сохраненные святыни Москвы ушедшей», уже открытыми для посещения в Инженерном корпусе, является частью большого разностороннего проекта. Экспозиция, представленная в Новой Третьяковке, охватывает период с 1920-х до 1980-х годов. Многие произведения демонстрируются впервые.

Именно графика как наиболее оперативный вид изобразительного искусства, способный передать многие детали и нюансы, смогла полнее всего отразить ту трансформацию, которую город претерпел на протяжении ХХ века с его как разрушительными, так и созидательными тенденциями.

Облик Москвы начала 1920-х годов — это не только известные памятники старины, зарисованные А. В. Куприным и А. В. Лентуловым, но и виды улиц и панорамы города в графических сериях В. А. Фаворского и Н. М. Чернышёва. Тогда столица была полуразрушенным перенаселенным городом, и графика как вид искусства в силу своей камерности и наибольшей близости к повседневности смогла правдиво отразить жизнь простых людей. В серии А. Ф. Софроновой «Типы улиц» (1924–1925) появляются уникальные сцены быта москвичей того времени. То новое, что возникало в облике столицы — радиобашня Шухова (1922), мавзолей В. И. Ленина (1924–1929), многократно становилось предметом изображения. А. И. Кравченко, М. А Маторин, В. А. Фаворский на своих листах запечатлели стадии возведения этих известных сооружений.

В начале 1930-х годов в рисунках и гравюрах возникла тема новой Москвы с ее расширяющимися магистралями, многочисленными старыми и новыми мостами. Художников привлекали возводимые на глазах москвичей масштабные проекты — здание Совета труда и обороны (ныне Государственная Дума), гостиница «Москва», кинотеатр «Ударник», а также Центральный парк культуры и отдыха, которому в 1932 году было присвоено имя А. М. Горького. Такие мастера, как Д. Б. Даран, Н. В. Кузьмин, А. А. Лабас, Т. А. Лебедева, пытались передать ускоренный ритм московской жизни с помощью приемов острого динамичного рисунка и повышенного светотеневого контраста. В листах Б. А. Зенкевича, посвященных строительству первой линии столичного метро, возникла тема невероятно тяжелого труда, преобразующего подземный мир в нечто прекрасное и доселе невиданное.


ДЕЙНЕКА А.А. Площадь Свердлова. 1941–1946. Серия «Москва военная»
Бумага, гуашь, темпера, уголь. 67 × 81,7
Источник: пресс-релиз ГТГ

МАВРИНА Т. А. Кадаши. Москва. 1944
Бумага светло-серая, тушь, перо, акварель, белила. 20,3 × 14,3
Источник: пресс-релиз ГТГ

Осенью 1941 года Москва стала прифронтовым городом. Ощетинившаяся ежами, закрытая с воздуха аэростатами столица представлена в гравюрах И. А. Соколова и в широко известных графических листах А. А. Дейнеки, выполненных в послевоенное время, но правдиво отразивших реалии 1941 года. Художники черпали вдохновение не только в сумрачной суровости сцен обороны Москвы. В печатных листах И. Н. Павлова из серии «Старая Москва» (1944–1947) возникли образы прошлого столицы, ее духовной и физической крепости. В небольших работах Т. А. Мавриной образ Москвы сопрягается с характерным для художницы праздничным восприятием окружающего мира, яркие краски которого она находила даже в трудные годы войны.

Образ послевоенной столицы в рисунках художников исполнен особого старомосковского уюта. В произведениях Б. П. Чернышёва, К. К. Купецио, В. Н. Сигорского возникают картины возвращения города к мирной жизни. Изображения старых любимых уголков Москвы, ее улиц и площадей, то тихих, то многолюдных, несомненно, дарили современникам ощущение радости и тепла.


СИГОРСКИЙ В.Н. Крымский мост. 1958
Бумага, гуашь. 33,7 × 59,5
Источник: пресс-релиз ГТГ

ЗАХАРОВ Г.Ф. Яузские ворота. 1967
Бумага, линогравюра. 90 × 104 (лист), 58,8 × 75 (изображение)
Источник: пресс-релиз ГТГ

Виды Москвы у мастеров эпохи оттепели приобрели своеобразный «широкоугольный» ракурс. Именно тогда город начал неуклонно расти. В поле зрения как мастеров старой формации (С. Б. Никритин), так и художников новой волны (Г. Ф. Захаров, Г. В. Черёмушкин) все чаще попадала обновляющаяся столица с толпами москвичей, исполненных энтузиазма и надежд на перемены. Настоящее и будущее представлялись в образах геометрической ясности и одновременно весенней свежести и новизны. К концу 1960-х эйфория «оттепельного» времени постепенно угасла, и если иногда возникал образ московского многолюдия, как в известной литографии В. Н. Вакидина «На выставке» 1979 года, то автор обнаруживал его на художественных показах, которые были характерной приметой времени.


РЫБЧЕНКОВ Б. Ф. Москва. Где-то в новом районе. 1984
Бумага верже серая, гуашь, фломастер. 24,2 × 31,6
Источник: пресс-релиз ГТГ

МАКСИМОВ А. Д. Зима в Москве. 1973
Бумага, масляная пастель. 48 × 36
Источник: пресс-релиз ГТГ

В 1970-е годы Москва, становясь конгломератом разнородных территорий, постепенно ушла из поля зрения художников как некое целое. В творчестве В. Г. Вейсберга, В. С. Алфеевского, А. Д. Максимова появились темы, связанные с изображением отдельных уголков столицы и их жителей. Редкий собирательный образ города возник в 1980-е у Б. Ф. Рыбченкова: в туманной дали он изобразил квартал, составленный из девятиэтажек брежневского времени. К концу советской эпохи уже и такая Москва становилась «уходящей натурой».

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20171012_gtg_gorod_i_lyudi_exhibition.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20171012_gtg_gorod_i_lyudi_exhibition.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».