Владимир Вейсберг в Фонде IN ARTIBUS
Арт-пространство фонда IN ARTIBUS на Пречистенской набережной открывается выставкой «Влюбленный в классическое искусство», посвященной 90-летию со дня рождения Владимира Вейсберга (1924–1985). В экспозиции — 88 работ мастера
Завтра, 29 ноября, в новом арт-пространстве фонда IN ARTIBUS на Пречистенской набережной открывается первая выставка — «Влюбленный в классическое искусство. Живопись и графика Владимира Вейсберга из российских музеев и частных собраний». Выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения мастера, была подготовлена при содействии ГТГ, ГРМ, Вологодской областной картинной галереи, Радищевского музея, Ивановского областного художественного музея, Пермской государственной художественной галереи, Ростовского музея-заповедника «Ростовский Кремль» и Чувашского государственного художественного музея.
В состав экспозиции вошло восемьдесят восемь работ Владимира Вейсберга: живопись, рисунки и акварели — работы всех периодов. Большинство из них московские зрители увидят впервые. Никогда не экспонировалась одна из самых ранних живописных работ — «Аэростат в сумерках» (1944, частная коллекция), непривычным покажется портрет «Женщина перед зеркалом» (1956, частная коллекция), написанный практически в традициях бубнововалетовских «пугачей», а хрестоматийные «Апельсины в черных бумажках на черном столе» (1961, частная коллекция) в последний раз были на выставке в 1962 году, в Манеже, когда Хрущев расправлялся с нонконформистами. Впервые экспонируются и некоторые музейные вещи.
Основное внимание организаторов выставки сконцентрировано на «белом» периоде художника, 1970–80-х. К началу семидесятых окончательно формируются жанры его творчества и иконография становится узнаваемой: натюрморт из белых предметов, портрет, обнаженная — тающие контуры объектов в пространстве, «очищенном» от всего лишнего.
За последние тридцать лет в Москве прошли четыре выставки художника, если не считать групповых и тематических, в его библиографии есть музейные каталоги, монография и публикации в периодической печати — такой спокойный способ существования присущ, как правило, признанным мастерам, но это не повод «закрывать тему».
В контексте отечественного искусства Вейсберг стоит особняком, не вписываясь в рамки официального искусства и обнаруживая очень мало точек соприкосновения с творчеством коллег-нонконформистов. «Общего у меня с современниками — только стена», — говорил художник во время подготовки одной из выставок МОСХа. Его, колориста по преимуществу, отталкивало движение искусства к упрощению в сторону знака, какую бы нагрузку он ни нес — смысловую, символическую или эстетическую.
Сложность восприятия живописи Вейсберга породила вокруг художника ряд упрощающих, «сигнальных» определений — «московский метафизик», «русский Моранди», «белое на белом». Все они касаются внешних сторон его творчества и, называя, не призваны ничего объяснять. Истина ближе: Владимир Вейсберг — художник традиции, его творчество существует в рамках строгих правил классической живописи, его единственной программой было постижение ее законов. Связь с творчеством знаменитых старших современников — Моранди, Джакометти или Николсона — проявляется у Вейсберга в том, что широчайшие возможности классического искусства он демонстрирует в мотивах искусства современного. Его знаменитый «белый» — это следствие головокружительного усложнения цветовых отношений. Единственным манифестом Вейберга, живописца по призванию, темпераменту и образу жизни, стали его слова: «Я изучаю палитру».
Живопись Вейсберга — тот случай, когда информация о картине, будь то описание или репродукция, не в состоянии дать верного представления о предмете, его надо видеть своими глазами. Поэтому так важна каждая выставка. Пространство IN ARTIBUS (архитектор Евгений Асс) предназначено для экспонирования искусства именно такого рода. Светлый зал с частым рядом высоких окон — идеальная среда для адекватного восприятия живописи, которая, как известно, создается при дневном свете.
На выставке будет представлена монография Елены Хлопиной «Влюбленный в классическое искусство. Живопись В. Г. Вейсберга в традиции колоризма», давшая название проекту. В этом издании, осуществленном в 2009 году инициаторами фонда IN ARTIBUS, опубликованы в том числе: теоретическая таблица Вейсберга «Классификация основных видов колористического восприятия», интервью с художником и каталог-резоне его работ.
Консультант выставки — московский художник Борис Касаткин. Постоянное общение с Вейсбергом (с 1966 по 1985) и внимательный анализ его творчества способствовали тому, что Касаткин на сегодняшний день, по мнению кураторов выставки, — компетентный исследователь живописной системы мастера и наиболее достоверный источник биографической информации.
Кураторы выставки: Елена Руденко, Елена Хлопина, кандидат искусствоведения. Выставка сопровождается каталогом.
Источник: пресс-релиз фонда IN ARTIBUS
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20141128_weis.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20141128_weis.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.