«Золото сарматов» на выставке в Саратове
В Радищевском музее проходит выставка почти 200 золотых и серебряных предметов, памятников культуры савромато-сарматских племен (VI в. до н.э. — IV в. н.э.) из собрания Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника
Радищевский музей, 22 ноября 2013 — 23 февраля 2014
Саратов, ул. Радищева, 39
Уникальная выставка из Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника охватывает историческую эпоху обитания в степях Северного Прикаспия савромато-сарматских племен (VI в. до н.э. — IV в. н.э.). В экспозиции представлены 189 музейных предметов, из них 176 — из золота и серебра. Эти замечательные образцы древнего искусства происходят из захоронений, обнаруженных на территории Северного Прикаспия. Большинство из них не просто ценные вещи, но прекрасные ювелирные изделия, являющиеся гордостью музейного собрания. Среди них — женские и мужские украшения (серьги, браслеты, перстни, пряжки, подвески, бляшки), великолепные образцы сосудов с изысканными изображениями животных в виде ручек, украшения конской сбруи и другие. Произведения искусства рассказывают о малоизвестных эпизодах истории древних кочевых племен, известных под общим названием сарматы.
Огромная империя воинственных кочевников в течение двух тысячелетий простиралась от Дальнего Востока до Дуная. Отец истории Геродот (V век до н.э.) оставил описание племен, живших на территории Нижнего Поволжья: «За рекой Танаисом (Доном) уже не скифская земля, первый из тамошних участков земли принадлежал савроматам». Савроматы предшественники сармат. Сведения о них дошли до нас благодаря описаниям древних греческих историков, но основным источником изучения кочевой культуры являются археологические памятники – курганы, древние захоронения, многолетнее изучение которых позволило сформировать богатейшую коллекцию золотых украшений огромной художественной и исторической ценности.
Золото скифов, золото инков, золото сарматов вызывают большой интерес не только высокой ценностью, но и своей завораживающей красотой. Золото всегда привлекало человека. С древнейших времен оно считалось проявлением Божественной солнечной энергии. Покровительство богов и природы человек воспринимал через знаки и образы, воплощенные в этом металле. Центральными предметами выставки является коллекция золотых предметов, ритуальных сосудов и украшений конской упряжи. Особыми художественными качествами обладают предметы из погребения сарматского вождя. Это великолепная золотая пектораль или гривна IV в. до н.э. — символ власти со сценами «терзаний», выполненных в «зверином стиле»; золотые бляшки в виде бараньих голов, считавшихся символом небесной благодати. Ими был украшен наряд вождя.
Савроматы и сарматы обожествляли лошадь, от поведения которой порой зависела их жизнь. Сбруя коня украшалась магическими оберегами. Особым парадным украшением конской упряжи являлись фалары — золотые или серебряные бляхи. На них изображались различные зооморфные орнаменты. Уникальными являются серебряные фалары с рельефным изображением скачущего всадника.
Вообще предметы культового назначения, вооружение, конская упряжь, украшения часто выполнялись в так называемом «зверином стиле». Отличительной чертой «звериного стиля» являлось изображение животных — оленя, пантеры, лошади, барана, птиц, грифонов. Ведущим признаком звериного стиля являлся способ моделирования поверхности предмета. Многогранные стилизованные композиции из переплетений частей их тел превращались в сложные динамичные орнаментальные изображения. Максимальная плотность заполнения поверхности приводила к тому, что в контур одного зверя вписывался контур другого и третьего. Разгадывать такие изображения трудно, но интересно. Декоративные предметы становились амулетами, оберегавшими людей от превратностей судьбы. Например, золотые браслеты — поручи являлись не только украшением, но и защищали воина от вражеских стрел.
Это искусство уходит корнями в тотемизм — представление человека о происхождении его рода от того или иного животного и обожествление основателя рода и его покровителя. Так, родовым тотемом является золотое нагрудное украшение в виде кулана (степной лошади) VI — V в. до н.э. из захоронения знатной жрицы. Восхищает разнообразие использования сарматами приемов ювелирного творчества: чеканка, тиснение, пайка, зернь, скань. Восхищает и результат: высокохудожественное отображение кочевого образа жизни и быта цивилизации древности.
Культура сарматов просуществовала примерно до второй половины IV века н.э. — эпохи, ставшей для степей Северного Прикаспия переломной. Великое переселение народов растворило сарматские племена в новых мощных волнах кочевников-гуннов. Часть сарматских племен вошла в состав гуннского союза и оказалась на территории Западной Европы, дойдя даже до Италии и Испании. Часть ушла на Северный Кавказ и осела на территории современной Осетии. До сегодняшних дней некоторые обычаи осетин несут на себе черты культуры сарматов.
«Звериный стиль» оказал влияние на последующее развитие орнаментики романского периода в искусстве народов Западной Европы и владимиро-суздальской белокаменной резьбы в Древней Руси.
Выставка золотых изделий, демонстрирующая высокий уровень ювелирного искусства древности, — пример творческой созидательной деятельности, увековечивающей имя любого народа.
В 2005 году археологическая коллекция золотых, серебряных и бронзовых изделий сарматского времени экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Риме, где пользовалась огромным успехом.
Источник: radmuseumart.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140103_sarmaty.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140103_sarmaty.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.