Оскар Рабин в МАММ
Сегодня в Мультимедиа Арт Музее открывается выставка нонконформиста Оскара Рабина. В экспозицию вошла 41 графическая работа из собрания Александра Кроника и 4 станковые живописные картины из собрания Tsukanov Family Foundation
МАММ отмечает 85-летие одного из лидеров советского художественного движения нонконформистов, выдающегося художника Оскара Яковлевича Рабина, представляя выставку его ранней графики. Большинство экспонатов московский зритель увидит впервые.
В экспозицию вошла 41 графическая работа из собрания Александра Кроника и 4 станковые живописные картины из собрания Tsukanov Family Foundation. Хронологически экспонаты выставки охватывают самый ранний период творчества художника — с 1954 по 1966 год. Некоторые из графических работ снабжены текстовыми комментариями, записанными Александром Кроником со слов Рабина. Они не только проясняют контекст и ситуацию, в которой работал художник в 1950–60-х, но и дают исчерпывающее представление о происхождении и развитии его иконографии.
1950–60-е годы — чрезвычайно интересный и важный этап творчества Рабина. К этому времени относятся его первые опыты в духе «русского поп-арта» — с водкой, картами, дорожными знаками и вывесками, автопортреты и портреты жены (Валентины Кропивницкой), друзей-художников, лианозовские «пейзажи» с бараками — одним словом, именно в этот момент Рабин определяет собственный сюжетный регистр, постепенно отрабатывает формальные приемы, благодаря которым становится очень быстро узнаваем. Тогда же, в 1950–60-е годы, становится очевидным неизбежный разрыв Рабина с официальной советской художественной жизнью, его живопись и графика идут вразрез картине идеальной социалистической действительности, и 29 сентября 1960 года власти запускают кампанию травли художника в прессе, начав ее статьей «Жрецы “Помойки № 8”», опубликованной в «Московском комсомольце». В экспозиции представлен графический вариант «Помойки № 8», и живописная работа, по поводу которой советский журналист писал: «Вот мрачный и грязный холст… Видишь какие-то обглоданные кости, что-то отвратительно переплетающееся, какие-то чёрные отростки. …только прочитав жирную надпись “Помойка № 8”, узнаёшь “идею” и “содержание” этого поистине шизофренического “полотна”».
В результате этой кампании Рабин покинул СССР, был лишен советского гражданства и, по свидетельству самого художника, прожил свою «третью жизнь в Париже».
Отдельный блок на выставке составляют живописные работы из собрания Tsukanov Family Foundation, за процессом «создания» которых можно буквально проследить, рассматривая графические этюды Рабина; в них умещается вся «лианозовская вселенная», жившая, кажется, в параллельном пространстве куда более полной и настоящей жизнью, чем агрессивный советский мир.
Начиная с 1965 года Рабин принимал участие в выставках, проходящих за границей СССР. Эрик Эсторик (Eric Estorick), владелец Grosvenor Gallery, организовывал самые первые зарубежные выставки нонконформистов в 1960-е годы, в том числе первую персональную выставку Оскара Рабина в 1965-м в Лондоне. 8 рисунков Рабина 1965–1966 годов из коллекции Эсторика, недавно приобретенные российским коллекционером, вернулись в Москву, и МАММ рад впервые представить эти работы зрителям.
Источник: пресс-релиз МАММ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130718_mamm_rabin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130718_mamm_rabin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.