«Прерафаэлиты. Викторианский авангард»
ARTinvestment.RU   11 июня 2013

В Главном здании ГМИИ имени А. С. Пушкина открыта выставка живописи и прикладного искусства — более 80 произведений из музейных и частных коллекций США и Великобритании

Впервые в России в ГМИИ им. А. С. Пушкина представлена столь масштабная выставка произведений художников-прерафаэлитов, новаторские идеи которых произвели революцию в викторианскую эпоху, изменив традиционные представления об изобразительном искусстве в Европе.

«Братство прерафаэлитов», основанное в 1848 году, по праву можно считать первым авангардным движением в Великобритании. Три таинственные буквы P. R. B. (Pre-Raphaelites Brotherhood) на картинах молодых и никому не известных художников привели в смятение английскую общественность викторианской эпохи: авторы выступили с новым художественным манифестом, желая изменить не только принципы современного искусства, но и его роль в социальной жизни общества. Осознав кризис идеалов Высокого Возрождения, члены «Братства прерафаэлитов» обратились к итальянскому искусству XV века, «до Рафаэля». Образцами для них послужили произведения выдающихся живописцев кватроченто — Боттичелли, Фра Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли, Фра Анжелико и других; яркая, насыщенная палитра, подчеркнутая декоративность их работ сочетались с жизненной правдивостью и чувством природы. Лидерами «Братства прерафаэлитов» были Джон Эвертт Миллес (1829–1896), Данте Габриэль Россетти (1828–1882), Уильям Холман Хант (1827–1910), а также Форд Мэдокс Браун (1821–1893) и Уильям Дайс (1806–1864). В конце 1850-х вокруг Россетти сложилась новая группа, куда входили Уильям Моррис (1834–1896), Эдвард Бёрн-Джонс (1833–1898), Элизабет Сиддал (1829–1862) и Симеон Соломон (1840–1905). Прерафаэлиты работали в разных видах искусства и литературы: живописи, графике, фотографии, поэзии, эссеистике, оформлении книг, интерьерном и мебельном дизайне.

На выставке «Прерафаэлиты: викторианский авангард» в ГМИИ им. А. С. Пушкина представлено более 80 произведений из музеев и частных коллекций Великобритании и США. Экспозиция состоит из 6 разделов: «Спасение», «Образы прошлого», «Природа», «Красота», «Поэтическая живопись» и «Утопия», каждый из которых посвящен определенной теме в творчестве прерафаэлитов.

В первом разделе — «Спасение» — представлены картины на религиозную тему. Обращаясь к библейской истории, прерафаэлиты не стремились следовать теологическим истинам, они искали в ней литературный и поэтический смысл. Основой для композиции прерафаэлитских картин служило не воображение, а наблюдения и лица из повседневной жизни. В этом разделе экспонируются картины Уильяма Холмана Ханта («Обнаружение Христа во храме», 1854–1860), «Св. Екатерина» и «Мария» (1857) Данте Габриэле Россетти, а также оригинальные витражи «Ангел с лютней» и другие, выполненные Эдвардом Бёрн-Джонсом.

Ключевую роль в творчестве прерафаэлитов играют произведения на исторические темы. Именно они размещены во втором разделе выставки — «Образы прошлого». Это, например, легендарные картины «Офелия» (1851–1852) Джона Эверетта Миллеса, «Прозерпина» (1874) Данте Габриэле Россетти и другие. Обращаясь к литературным и историческим сюжетам, художники в точности изображали костюмы и интерьер избранной эпохи, будь то эпоха Средних веков или Возрождения, но одновременно усиливали жанровый аспект, делая человеческие отношения основным мотивом композиции.

Отношение прерафаэлитов к природе — еще один важнейший аспект этого движения с точки зрения как художественной теории, так и стиля. Поэтому не случайно следующий важный раздел экспозиции так и назван — «Природа». Призыв Джона Рёскина «обратиться к природе всем сердцем и идти рука об руку с ней доверчиво и трудолюбиво» оказал на прерафаэлитов огромное влияние. Художники продолжали соперничать с фотографией, которая побуждала их писать эмоционально, используя яркую, насыщенную палитру. Объединяя фигуры и пейзаж в затейливую композицию, прерафаэлиты подчеркивали повествовательный элемент, взывая к чувствам зрителя и создавая настроение в картине. Яркими примерами такого отношения к природе служат картина «Долина вечного покоя» (1858) Джона Эверетта Миллеса, «Воспоминание о 5 октября» (1858) Уильяма Дайса, пленерные работы Форда Брауна, представленные в этом разделе.

Произведения следующего раздела — «Красота» — посвящены одной из важнейших эстетических категорий прерафаэлитов, которую они считали единственной целью искусства. В начале 1860-х годов в творчестве Россетти и его соратников начался новый этап. Именно в этот период Россетти исполнил серию произведений, которые прославляют подчеркнуто чувственную красоту. К ним относятся «Возлюбленная (Невеста)» (1865–1866), «Beata Beatrix» (1864–1870) Данте Габриэле Россетти, «Il Dolce Far Niente» Уильяма Ханта и другие произведения.

Еще один небольшой раздел экспозиции — «Поэтическая живопись» — посвящен акварельным работам Данте Габриэле Россетти. В облике высоких бледных и стройных героинь часто угадывается фигура и черты Элизабет Сиддал, чьи работы также находятся в этом разделе.

В завершающем разделе — «Утопия» — представлена самая большая по размеру картина выставки «Любовь, ведущая пилигрима» (1896–1897) Эдварда Бёрн-Джонса, а также произведения прикладного искусства (гобелены, предметы мебели и др.), изготовленные Уильямом Моррисом и фирмой «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К», основанной им совместно с Бёрн-Джонсом, Россетти, и Брауном. Оригинальные произведения, изготовленные художниками, оказали заметное воздействие на развитие европейского дизайна во второй половине XIX века, повлияли на развитие британского эстетизма и вызвали к жизни «Движение искусств и ремесел».

Принципиально новые художественные задачи, нашедшие свое отражение в творчестве представителей «Братства прерафаэлитов», а также яркий, неповторимый стиль их работ позволил британцам оказаться в авангарде важнейших перемен в западноевропейском искусстве последней трети XIX века. Новаторские идеи прерафаэлитов вынудили общество пересмотреть традиционные представления о роли и предназначении изобразительного искусства за несколько лет до появления на европейской сцене французских импрессионистов, а также во многом способствовали зарождению важнейшего стиля конца столетия — искусства ар-нуво. Вместе с тем творчество прерафаэлитов представляет собой весьма характерное явление островной британской культуры, отличающейся определенной замкнутостью и самодостаточностью. По этой причине произведения Данте Габриэле Россетти и его соратников оказались на пике мировой известности лишь на рубеже XX — XXI столетий. Учитывая, что большая часть материала сосредоточена в собраниях Великобритании, масштабные экспозиции прерафаэлитов за пределами страны крайне редки. Выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард» в ГМИИ им. А. С. Пушкина — одно из главных культурных событий 2013 года. Этот партнерский проект предоставляет российскому зрителю уникальную возможность не только познакомиться с творчеством прерафаэлитов, но и составить представление об интереснейших параллелях в британском и русском искусстве этого периода.

Выставка организована ГМИИ им. А. С. Пушкина, галереей Тейт, Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в сотрудничестве с Британским Советом.

К выставке «Прерафаэлиты: Викторианский авангард» приурочен уникальный литературный проект — издание сборника «Поэтический мир прерафаэлитов», а также насыщенная образовательная программа для детей и взрослых. Подробная информация о выставке и образовательной программе — на сайтах организаторов, а также на специальном сайте выставки pre-raphaelites.artguide.ru.

Источник: arts-museum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130611_prerafaelites.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130611_prerafaelites.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх