Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля
Сегодня в Кремле открывается выставка предметов, прошедших сложнейшую многолетнюю реставрацию. Это иконы и картины, светские и церковные одежды, оружие, кубки, древние грамоты и многое другое
Сегодня в Успенской звоннице открывается выставка «Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля».
На протяжении веков в Кремле, старинной резиденции русских государей, собирались ценнейшие произведения искусства работы русских и иноземных мастеров. Чтобы сохранить эти сокровища, нужен кропотливый труд многих музейных специалистов, среди которых особое место занимают реставраторы. Предлагаемая выставка — редчайшая возможность увидеть то, что обычно скрыто от глаз посетителей музея, заглянуть в знаменитые кремлевские мастерские, справедливо признанные специалистами одними из лучших в мире.
Аркебузы охотничьи с колесными замками (пара). Германия, 1640-е
Подарены князем Алексеем Михайловичем Львовым царю Михаилу Фёдоровичу в 1644
Серебро, железо, сталь, медь, дерево; ковка, литье, золочение, гравировка, инкрустация, чеканка<
Источник:
Веер. Германия (?), не ранее 1772
Бумага, перламутр, золотая фольга, серебряная фольга; резьба по перламутру, тиснение, клеевая живопись
Источник:
В выставочном зале разместились около ста экспонатов, многие из которых являются результатом сложнейшей многолетней работы — это иконы и картины, светские и церковные одежды, оружие с инкрустацией перламутром и слоновой костью, кубки из экзотических раковин, древние грамоты и архитектурные чертежи. Некоторые вещи демонстрируются непосредственно в процессе реставрации, что позволит лучше понять последовательность действий и особенности работы, а представленные в экспозиции аналогичные предметы, один до реставрации, другой — после, наглядно демонстрируют искусство кремлевских мастеров.
История реставрации в Музеях Московского Кремля уходит своими корнями в XIX столетие. Новый этап в ее развитии относится к послереволюционным годам, когда в Кремле была организована реставрационная мастерская, а в штате самого музея появилась должность реставратора. Но в 1938 году эта должность была упразднена и появилась вновь только в 1963 году, когда в музее открылась реставрационная мастерская. Таким образом, в год проведения выставки возрожденный отдел научной реставрации и консервации Музеев Московского Кремля отмечает свое пятидесятилетие.
Детское седло. Москва, мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля, 1642 (?); бархат — Восток, XVII в.
Принадлежало царевичу Алексею Михайловичу.
Серебро, дерево, бархат, кожа, тесьма, береста; чеканка, золочение, резьба, чернь, ткачество, тиснение
Источник:
Кафтан форменный. Россия, 1745–1762
Принадлежал императору Петру III
Шерсть, серебряная тесьма; шитье
Источник:
В наши дни отдел состоит из четырех секторов: реставрации металла, реставрации живописи, реставрации тканей и реставрации бумаг, книг и графических материалов. В них работают высокопрофессиональные художники-реставраторы. В выставке принимают участие все четыре сектора, причем ряд экспонатов демонстрирует совместную работу реставраторов разных специальностей. Для показа отобраны памятники, прошедшие реставрацию в последние десять — пятнадцать лет. На выставке экспонируется девяносто пять экспонатов, относящихся к различным эпохам и стилям — с XIV по XX столетие. Они дают возможность познакомиться с многообразием коллекций музея, собранных в одном зале. Многие предметы связаны со знаменитыми историческими деятелями и выполнены выдающимися мастерами.
Оплечье саккоса митрополита Симона. Москва, 1496–1511; камка — Италия, конец XV — начало XVI в.
Камка, серебро, жемчуг; ткачество, шитье, чеканка, золочение
Источник:
Оплечье саккоса митрополита Алексия. Москва, XIV в.; камка — Италия, конец XV в.; шитье — Москва, 1364; дробницы — Россия, XIII —XV вв.
Камка, шелковая ткань, крашенина, золотные и шелковые нити, жемчуг, серебро, камни; ткачество, шитье, низание, чеканка, басма, золочение, чернь, эмаль
Источник:
Среди множества значимых памятников истории и культуры на выставке можно видеть экспонаты, ставшие в результате реставрации подлинным открытием. Например, оплечье и зарукавья саккоса митрополита Симона, реставрация которых дала возможность по достоинству оценить изысканный рисунок и великолепную пластику серебряных дробниц с чеканными образами святых и поставить их в ряд лучших произведений московских мастеров рубежа XV — XVI вв. На выставке также представлен саккос митрополита Алексия, реставрация которого сопровождалась обширными научными исследованиями, позволившими выбрать оптимальные методы очистки и укрепления тканей и шитья, а также проследить историю бытования облачения и реконструировать его первоначальный облик.
Раскрытие иконы «Святая Троица» стало подлинным событием для истории русской иконописи. Иконография и стиль иконы позволяют видеть в ней выдающееся по своим художественным достоинствам произведение иконописца конца XV века, созданное в ближайшем окружении Дионисия и сотрудничавших с ним мастеров, но имевшего собственную манеру и творческие приемы письма.
Работа музейного реставратора, как и музейного хранителя, связана с каждодневным наблюдением за состоянием памятников в экспозициях и фондах, за соблюдением оптимального режима их хранения. Эта текущая музейная работа позволяет вовремя принимать необходимые меры по консервации и реставрации. Именно совместная работа реставратора и хранителя обеспечивает сохранение произведений в музее. Познакомиться с последовательностью действий и особенностями работы можно благодаря тому, что несколько памятников представлены на выставке в процессе реставрации.
За последние десять — пятнадцать лет произошли значительные улучшения в условиях работы реставраторов в Музеях Московского Кремля: мастерские переехали в новые просторные помещения, было обновлено реставрационное оборудование. Современное оснащение реставрационных мастерских, технические новшества, используемые в работе, позволяют выполнять реставрацию на высочайшем профессиональном уровне.
Многие из экспонируемых произведений хранятся в музейных хранилищах, и познакомиться с ними можно только на выставке. Значительная часть предметов впервые представлена широкому зрителю. Каждый музейный памятник имеет свою неповторимую судьбу. Бережное хранение произведений искусства при постоянной заботе реставраторов и музейных специалистов позволяет значительно продлить их жизнь. Это было бы невозможно без профессионального мастерства и знаний реставраторов, владеющих искусством сохранять искусство.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130409_kreml.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130409_kreml.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.









