Art Investment

«Сентиментальное путешествие. Веджвуд в России»

В Эрмитаже проходит выставка, приуроченная к столетию выставки керамики фирмы Веджвуд в Императорской Академии художеств

В Синей спальне Зимнего дворца проходит выставка «Сентиментальное путешествие. Веджвуд в России», приуроченная к столетию выставки керамики фирмы Веджвуд в Императорской Академии художеств, одним из кураторов которой был первый директор Государственного Эрмитажа — Сергей Николаевич Тройницкий (1882–1948).

Кроме изделий, экспонировавшихся на выставке 1912 года, Эрмитаж демонстрирует неизвестные публике и ранее не публиковавшиеся предметы из запасников музея. Всего перед зрителем предстанут 97 произведений всемирно известной фирмы, которые позволяют не только оценить высокий художественный уровень эрмитажной коллекции, но и дают понятие о главных аспектах просветительской миссии Джозайи Веджвуда.

Биография Джозайи Веджвуда (1730–1795) — яркий портрет эпохи Просвещения и промышленной революции в Британии. Великий Джозайя был младшим, тринадцатым ребенком в семье владельца маленькой керамической мастерской. Начав самостоятельную деятельность в 29 лет, в 36 Джозайя уже стал «керамистом Ее Величества», в 39 лет — открыл знаменитую фабрику «Этрурия», где должны были выпускаться декоративные сосуды, напоминавшие античные вазы. Романтической манифестацией стало собственноручное изготовление мастером «Ваз первых дней “Этрурии”» во время церемонии открытия фабрики. Лицевая сторона этих сосудов была украшена изображениями, имитирующими краснофигурную греческую вазопись. Современники воспринимали веджвудовские изделия как образец высокого художественного вкуса, зримое воплощение античной гармонии.

Веджвуд с юности занимался технологическими изысканиями. В начальный период своей деятельности он усовершенствовал состав использовавшихся в то время зеленых глазурей, обеспечив им сияющий изумрудный оттенок (в этой технике в начале 1760-х годов декорирован кувшин в виде ананаса). Заслугой Веджвуда является также усовершенствование рецептуры традиционного английского фаянса «цвета сливок» (предметы из «Сервиза с эмблемами земледелия»). Новая керамическая композиция была названа фаянсом королевы и отличалась светлым тоном и большей пластичностью. Среди изобретений Веджвуда — рецепт знаменитой черной базальтовой массы, напоминающей как античную бронзу, так и греческие чернолаковые сосуды, и, конечно, яшмовой массы, снискавшей особую популярность современников. Последняя легко позволяла воспроизводить античные камеи с белым рельефом на цветном фоне и изготавливать изящные плакетки для украшения неоклассических интерьеров (к примеру, «Танцующая нимфа» или «Жертвоприношение Флоре»).

XVIII столетие — век вымышленных путешествий, в которые интеллектуалы отправлялись не отходя от письменного стола. Иное дело — люди практики. Строительство новой фабрики также предпринималось Веджвудом как увлекательное путешествие в далекое прошлое, и Веджвуду — керамисту, коммерсанту и «путешественнику» — нельзя было отказать в сентиментальности. Джозайя Веджвуд позиционировал себя как создатель новой культурной утопии, ориентированной на мифы античности, но освоенной в современном практическом смысле. Изделия фирмы выполнялись по образцам «лучших» антиков, при этом в одном предмете комбинировались античные пластические и изобразительные мотивы и художественные реалии других эпох.

Не случайно российское увлечение английской культурой традиционно связано с интересом к веджвудовским произведениям. Керамика фирмы Веджвуда помогала россиянам если не почувствовать себя жителями Британии, то совершить «сентиментальное путешествие» к ее берегам.

Со времен Екатерины II комфортабельная и цивилизованная жизнь на лоне природы ассоциировалась в России с британской культурной традицией. Именно по заказу императрицы в 1773–1774 годах Веджвудом был выполнен знаменитый «Сервиз с зеленой лягушкой»: 944 предмета, декорированные 1222 не повторяющимися видами Британии. Ансамбль предназначался для придорожного дворца в местечке Кекерекексинен (финск. «лягушачье болото»). Часть предметов сервиза, хранившегося в начале XX века в Английском дворце в Петергофе, была экспонирована на юбилейной выставке веджвудовской керамики в Лондоне в 1909 году. Эти же 34 вещи-путешественницы представляют всемирно известный керамический ансамбль на настоящей выставке. «Сервиз с зеленой лягушкой», изначально предназначенный для обозрения, а не для утилитарного применения, знакомил россиян не только с британскими ландшафтами, но и с британскими культурными ценностями, а на выставке 1909 года воспринимался как символ причастности России к европейской культурной традиции.

Экспонаты эрмитажной выставки позволяют показать ярко выраженный интерес российской культуры как к феномену английского вкуса, так и к идее английского комфорта (например, утварь, приобретенная для царскосельской Дворцовой фермы). Эти произведения помогают показать вклад фирмы Веджвуда в историю интерпретации античного наследия. Вымышленные путешествия россиян в Британию и веджвудовское «сентиментальное путешествие» в мир античного — две равноправные сюжетные линии экспозиции.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа) с вступительной статьей и каталожными аннотациями куратора выставки — Лидии Владимировны Ляховой, старшего научного сотрудника Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121227_hermitage_vedgewood.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121227_hermitage_vedgewood.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».